Как известно, до XIX века в России не было ни одного великого композитора. Те же Глинка или Чайковский — это уже XIX век. Скрябин и Рахманинов так и подавно — конец XIX-го, начало XX-го веков. Даже малороссы (украинцы) Бортнянский и Березовский, с которых, фактически, всё приличное в России и началось, сначала 10 лет творил в Италии, а умерли в конце первой четверти XIX-го века. Даже если и удастся кому-то вспомнить чью-либо фамилию, всё равно его музыка окажется не на слуху.
Соответственно, когда в Европе уже срывали овации такие великие композиторы, как Депре, Монтеверди, Фрескобальди, Вивальди, Корелли, семья Бахов и т. д., у нас в России даже намека на подобные имена не было.
Надо отметить, что это касалось не только композиторов. Художников, писателей у нас тоже был дефицит. Великие имена в России стали появляться только в XIX веке. Мало кто может назвать отечественного мастера, равного по своей величине Репину, Саврасову, Айвазовскому, Кустодиеву или Серову. Ведь в основном это были либо иконописцы, либо портретисты, обучавшиеся на Западе и ему подражающие. При таком подходе никакой самобытности и свободы творчества быть не могло. Европа могла похвастаться в то время такими гениями, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Босх, Дюрер, Веласкес, Рафаэль, Рембрандт — все они стали великими задолго до XIX века. Их назовет любой. А что было у нас? Рублёв, существование которого до сих пор является предметом споро?
Как так получилось? Причин этому следующие:
- Концентрация денег, людей и событий в Европе в то время была гораздо выше, чем в любом другом месте на планете. Весь Старый Свет пыхтел, горел, гремел и это порождало уйму поводов для рефлексии. Самая сильная конкуренция тогда была сформирована именно в Европе.
- Далеко не все страны Старого Света в равной мере известны своими гениями. Воспринимать Европу как монолит - это неправильно. Великих поэтов и музыкантов Речи Посполитой мы не знаем точно так же, как и русских. А ещё великих греков XVI, XVII и XVIII веков нам припомнить не удастся. Но это почему-то все обращают внимание только на Россию.
- Так как все деньги мира были сосредоточены в Европе, большинство наших самых талантливых деятелей, которые могли бы развивать отечественную культуру старались сбежать на запад. Даже сегодня мы наблюдаем подобную картину, наши творцы, не успев покорить родные киноэкраны, при первой же возможности засылают своих агентов в США.
Россия, в лице её творческих элит, (композиторов, художников, поэтов, писателей, музыкантов) довольно долгое время обучалась в Европе. Хлебнув красивой жизни почти все таланты не стремились возвращаться в родные болота. Они хотели остаться среди версалей и кёльнских соборов. А поэтому русские Вани и Феди отчаянно кидались подражать местным звездам, не осознавая, что сами обрекают себя на постоянное пребывание на вторых ролях. А так как в Европе и своих вторых номеров хватало, то наших композиторов отправляли во свояси. Но и на родине их ждал неприятный сюрприз: места придворных творцов уже успели занять иностранцы.
Казалось бы, ситуация патовая. Но в беде помог случай.
Как не странно, ключевым толчком для развития русской культуры стала война с Наполеоновской Францией. Это был первый масштабный случай, когда русской знати стало некомфортно косить под Запад. Европа, которую принято было боготворить в высшем обществе, предала своих почитателей и посягнула на богатства российской элитки.
Победа России в войне с Наполеоном оказалась большой неожиданностью для мирового сообщества и стала поводом для гордости. С войны, к родным пенатам возвращались герои. Вся элита начала их боготворить и превозносить. И хотя патриотические настроения в России после 1814 года продлились не очень долго. Потихоньку-понемногу увлечение Европой вернулось, но даже короткого периода в 10-15 лет хватило, чтобы создать инерцию в полвека. Появились Глинка и Даргомыжский, они растолкали Стасова, а тот взрастил "Могучую кучку", а уж те вдохновили Чайковского, Стравинского и раздразнили Прокофьева. В живописи проклюнулись "Передвижники", а литература получила волшебный пендель от Пушкина и улетела в космос.
Возможно человек прочитавший эту заметку решит, что русской культуре нужны войны, ведь только после громких побед у нас начинают шевелиться люди с тонким устройством души. Однако это не так! Русской культуре (как скорее всего и любой другой) нужен баланс между тотальным заимствованием и полной изоляцией. Конфликты раз за разом ставили нас в положение, когда русские творцы оказывались предоставлены сами себе и это на них сказывалось самым благоприятным образом.