Друзья, нам выпала прекрасная возможность и редкая удача – побывать на одном экзотическом острове с жемчужным песком, кристально чистыми ручьями, гигантскими дюнами и пышными кокосовыми пальмами. Напомню, мы отдыхали в Кокс-Базаре, небольшом по меркам Бангладеш уютном курортном городе, и путешествовали вдоль побережья Бенгальского залива. Побывали во множестве интересных мест и поучаствовали во всевозможных шоу и фестивалях, коих в этом регионе Бангладеш с ноября по февраль проводится превеликое множество. Именно в такое время, когда стоит комфортная погода с минимальным количеством осадков, лучше всего посещать этот регион. С марта же по июль на побережье Бенгальского залива обрушиваются разрушительные циклоны. Они бывают такой силы, и я об этом уже писал, что живописная Марин-драйв время от времени лишается целых участков дороги – они попросту «пожираются» океанскими волнами.
И вот в один из дней нашего пребывания в Кокс-Базаре мы решили отправиться на остров, который является самой южной точкой Бангладеш. Чтобы добраться до места, необходимо воспользоваться любым автомобильным транспортом и по Марин-драйв проехать около 80 километров от Кокс-Базара до города Текнаф. Там следует найти корабельный причал, где можно приобрести билеты на пароход, который и доставит вас до этого райского острова. Так мы и сделали.
Правда, билеты на пароход мы заказали заранее, ещё в отеле. Добрались до Текнафа с ветерком где-то за час, нашли причал и наш пароходик. Им оказался старенький, но все еще довольно резвый двухпалубный японский кораблик под названием Bay Cruiser 1.
Загрузились на кораблик. Плывём. Или идём, как говорят настоящие морские волки. Они, пожалуй, единственные, кто может это делать. Ходить по морю. Остальные несознательные граждане обычно по морям и рекам, да и вообще, по воде плавают. И в воде тоже плавают. А иногда и под водой. Но никак не ходят.
А если ходят, то это уже точно под водой и, скорее всего, это уже не люди, а ходоки какие-то, которые плавать не умеют или забыли, как это делается. Зомби, короче …
Ну хорошо, плывём. А куда? Что за остров и где он находится? Остров называется Сент-Мартин или остров Святого Мартина. Находится не так уж и далеко. В северо-восточной части Бенгальского залива. Этот приграничный участок нередко становится предметом территориальных споров между Бангладеш и Мьянмой, что приводит к напряженности между двумя странами, которая время от времени перерастает в насилие в отношении безоружных бангладешских рыбаков. И тогда случаются трагедии, заканчивающиеся гибелью рыбаков с острова, для которых рыболовство – единственное здесь профессиональное занятие, необходимое для выживания их и их семей. Если наступают такие времена, то этот район закрывается и возможность попасть сюда для туристов исчезает надолго.
Сент-Мартин – небольшой коралловый остров. Он расположен примерно в десяти километрах к юго-западу от южной оконечности материка. Популярность остров приобрел благодаря уникальной красоте надводного участка, богатому подводному миру и множеству редких черепах. Остров покрыт кокосовыми пальмами, поэтому не удивительно, что второе, местное его название звучит как “Нарикел Джинджира”, что на бенгали означает «Кокосовый остров». Кстати, мы потом убедились, что их, кокосов здесь действительно много.
Несколько тысячелетий тому назад острова не было и в помине. Здесь была оконечность полуострова, ныне называемого полуостров Текнаф. С течением времени эта часть суши ушла под воду, а самая южная часть стала островом. Первыми остров заселили арабские купцы, которые назвали его «Джазира» (араб. الرايرة), что означает «остров» 😄. Произошло это в XVIII веке.
Свое нынешнее название – остров Святого Мартина – Сент-Мартин получил во времена британской колонизации, в честь тогдашнего заместителя комиссара Читтагонга.
Наш кораблик довольно резвый, и по пути на Сент-Мартин мы обгоняем несколько тихоходных пароходов, оставляя позади вспененную поверхность и причитающих над нею морских чаек.
Обе палубы корабля переполнены туристами, стремящимися посетить райский остров. Я заметил, что от причала в Текнафе корабли в сторону Сент-Мартина отходят буквально друг за другом. Похоже, что в благоприятный сезон остров посещает масса народу. Этот остров явно пользуется популярностью среди жителей Бангладеш. А в последние годы, по словам местных, здесь все чаще стали встречать и иностранных туристов. Наконец, после недолгого и неутомительного перехода подходим к острову, на траверзе левого борта обнаруживаем военный корабль, что и не мудрено, ведь здесь – приграничье.
Им оказался несущий патрульную службу в этом районе сторожевой корабль Военно-морских сил Бангладеш «Тураг». Корабль был спущен на воду в далеком 1977 году, начинал службу еще в Королевском военно-морском флоте Великобритании и имеет богатую историю, о чем можно сделать отдельный рассказ.
Итак, подходим (сдаюсь, подходим звучит намного лучше, чем подплываем) к длинному причалу, швартуемся и высаживаемся на этот райский кусочек суши в бескрайнем Бенгальском заливе.
Здравствуй, Сент-Мартин! Какое-то время находимся на берегу, разминаем ноги, разглядываем разбросанные на белоснежном песке рыбацкие лодки и прогулочные катера, в тени которых дрыхнут вездесущие рыжие собаки островитян (Canem Insulae de S. Martino).
Мы же покидаем причал и идем бродить по центральной улице Сент-Мартина, где заглядываем на местный рыбный рынок и даже заказываем рыбки, которую нам обещают наловить и доставить к вечернему рейсу нашего теплохода, отправляющемуся назад в Текнаф. Покупаем тут же арбуз, моем, режем его и съедаем, утоляя тем самым совершенно дикую жажду. Затем возвращаемся к причалу, берем напрокат два катера и отправляемся в путешествие по прибрежным водам вокруг Сент-Мартина.
Останавливаемся в самой крайней южной точке острова, чтобы поглазеть на коралловые рифы, побродить по песку и мангровым прибрежным зарослям.
Так, на катерах мы продвигались вдоль острова в обратном направлении, высаживаясь в тех или иных местах, чтобы поближе ознакомиться с приглянувшимися красотами. Позже я узнал, что островом управляет местная администрация, представленная сельским советом (union parishad), который руководит жизнью девяти островных районов. Всего на Сент-Мартине проживает около пяти тысяч человек.
На острове расположено, пожалуй, не менее двух десятков курортных отелей и гостевых домов, в свою очередь предлагающих как скромные, аскетичные номера, так и вполне себе комфортабельные апартаменты. Кстати, вы не найдете здесь ни такси, ни электричества. Все «блага цивилизации» держатся на генераторах и солнечных панелях. Правда, основные дороги на острове сделаны из бетона, и их состояние довольно приличное.
Ну а основным внутренним транспортом острова являются велосипед, велорикша и моторикша с батарейным приводом (тон-тон).
Пристáв в очередной раз к берегу, мы обнаружили небольшой и уютный курортный поселок под названием Sinbad Experience Resort, в котором, как оказалось, проводился один из этапов Турнира Восточного побережья по каррому. Название этапа и главного приза звучали заманчиво – «Красная королева».
Карром – это такая настольная игра, чем-то похожая на бильярд, о существовании которой мы ранее и не знали. Игра довольно популярна в Бангладеш, а в этом регионе подобные турниры с завидной регулярностью проводят управляющие и владельцы курортных отелей, ресторанов и кафе, расположенных на Марин-драйв вдоль побережья.
Вообще считается, что игра в карром зародилась в Индии. В начале XX века в разных штатах Индии проводились национальные соревнования по каррому. В 1935 году на Шри-Ланке был проведен первый официальный турнир, а в конце 1950-х годов в Индии и на Шри-Ланке были созданы национальные федерации клубов по каррому которые начали официально продвигать эту игру и финансировать проведение соревнований и турниров.
Международной федерацией каррома (ICF), созданной в Индии в 1988 году, определены правила игры в карром, иногда называемые «законами каррома». В Бангладеш национальная федерация каррома была основана в 1990 году.
В игре используются маленькие деревянные или пластиковые диски, известные как фигуры для каррома или карром-фишки. Всего этих фишек, которые также называются монетами, пешками или шайбами, насчитывается 18 (9 белых и 9 черных карром-фишек). Помимо них имеется еще одна, красная фишка, именуемая королевой.
Фишки имеют гладкую поверхность, которая позволяет им свободно скользить по игральной доске. По ним бьют специальным диском, который больше и тяжелее и называется бита. При удачных ударах биты фишки попадают в лузы или карманы, расположенные по углам игральной доски. Красная королевская фишка или просто королева – самая могущественная и ценная фигура, располагаемая в самом центре доски в начале игры.
Право выбить королевскую фишку игрок получает только в том случае, если все его обычные фишки уже выбиты. Тот, кто выбивает королевскую фишку, получает к своему счету от трех до пяти (по разным правилам) дополнительных «королевских очков».
Как и в бильярде, в игре в карром используются отскоки, углы и блокирование фигур соперника. Для улучшения скольжения фишек по доске правилами допускается применение специального спрея либо порошка борной кислоты. Последним натираются как доска, так и сами карром-фишки. Цель игры заключается в том, чтобы при помощи ударов биты выбить т.е. загнать в карманы все девять фишек противника до того, как он сделает то же самое с вашими фишками.
Игра нам чрезвычайно понравилась. Мы не могли оторваться от скользящих по поверхности доски фишек и от виртуозных ударов профессиональных игроков. Как потом выяснилось, на турнире использовались не стандартные доски для каррома (стандартный размер игрового поля 72 на 72 сантиметра), а гораздо (чуть ли не в два раза) больше. Естественно, это придавало состязаниям зрелищности.
Время шло, игроки сменяли друг друга, турнир продолжался. Катеристам было предложено возмещение простоя, лишь бы они не ныли и не мешали нам следить за игрой. И все же вскоре нам пришлось покинуть соревнования, потому что, как ни крути, а нам нужно было возвращаться к причалу. Ведь нам предстоял обратный рейс на материк, и пароход мог спокойно уйти в этот рейс без новоявленных адептов каррома.
Что же касается нас самих, то мы поклялись это дело просто так не оставлять. Мы решили найти и хорошенько изучить правила игры в карром, раздобыть саму игру и когда-нибудь собраться вместе, чтобы поиграть в нее.
С тех пор прошло несколько лет. Мы изредка встречаемся, хотя и не в полном составе, как тогда. Клятву мы не нарушили, но и задуманное пока не исполнили. Я думаю, у нас всё ещё впереди. Ведь самое главное у нас есть. Игру в карром и фишки к ней я всё же смастерил. Сам…