Найти в Дзене

Toyota возвращается на российский рынок

Оглавление

Москва, 1 июня 2025 года — Японский автоконцерн Toyota официально возобновил продажи автомобилей в России через дочернюю компанию ООО «СП Бизнес Кар», используя схемы параллельного импорта и поставки из Китая и Японии. После приостановки деятельности в марте 2022 года из-за санкций и логистических ограничений, компания возвращается с популярными моделями, включая Toyota Land Cruiser Prado 2024 года (от 10,7 млн рублей), Toyota Highlander 2025 года (от 6,5 млн рублей), Toyota RAV4 пятого поколения (от 5,7 млн рублей) и Toyota Camry 2024 года (от 4,8 млн рублей). Все автомобили поставляются с заводской гарантией, что подчеркивает стратегический подход Toyota.

Ограниченное возвращение

Возвращение Toyota не предполагает восстановления производства в России. Завод компании в Санкт-Петербурге, переданный ФГУП «НАМИ» в 2023 году без опциона на обратный выкуп, теперь используется для выпуска автомобилей Aurus. Поставки осуществляются через дилерские сети, которые постепенно восстанавливаются. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы Toyota может укрепить позиции, но масштабы зависят от экономической и политической ситуации.

Конкуренция с китайскими брендами

После ухода западных автопроизводителей в 2022 году китайские марки, такие как Chery, Haval, Geely, Changan, Exeed и Omoda, заняли около 62% российского рынка в 2024 году, продав 974 000 автомобилей. Toyota, напротив, в 2024 году занимала лишь 10-е место с долей менее 2%, уступая шести китайским брендам.

1. Объем продаж и доля рынка

  • Toyota: Продажи дизельных моделей Toyota в 2024 году составили 2601 единицу, что значительно меньше, чем у лидера в этом сегменте — Great Wall (6056 единиц).
  • Китайские бренды: Chery лидирует с долей 10% (119 000 единиц), показав рост продаж на 203% в 2023 году. Haval занимает третье место с 111 700 единицами (10,6%). Geely, Changan и другие марки демонстрируют рост от 59,4% до 1773,1% за 2023–2024 годы.

2. Ценовая политика

  • Toyota: Модели Toyota относятся к премиальному и среднему сегментам, что делает их менее доступными. Например, RAV4 стоит от 5,7 млн рублей, а Land Cruiser Prado — от 10,7 млн рублей.
  • Китайские бренды: Chery Tiggo 7 Pro предлагается за ~2,7 млн рублей, Zeekr X — от 4 млн рублей. Доступные цены и скидки обеспечивают китайским маркам конкурентное преимущество.

3. Ассортимент и технологии

  • Toyota: Компания делает ставку на надежность и проверенные модели, такие как Camry и RAV4. Электромобили, например bZ3X (доступный в Китае за ~1,5 млн рублей), в России пока не представлены.
  • Китайские бренды: Активно продвигают электромобили и гибриды. Zeekr продал более 8000 электрокаров с июня 2023 года. Chery Tiggo 7 Pro Max и Haval Jolion популярны благодаря современным технологиям и дизайну.

4. Инфраструктура и сервис

  • Toyota: Восстановление дилерской сети и поставок запчастей идет медленно, что может ограничить масштабы присутствия.
  • Китайские бренды: Jaecoo открыла 158 автосалонов, Jetour — 145, Changan и Omoda — по 51 и 49 соответственно. Это обеспечивает доступность сервиса, хотя качество обслуживания иногда вызывает вопросы.

5. Потребительские предпочтения

  • Toyota: Привлекает надежностью, но высокие цены (рост на 50% за два года) ограничивают спрос в условиях инфляции (8,9%) и высоких ставок (21%).
  • Китайские бренды: Доступность и технологичность привлекают молодых покупателей. Li Auto, несмотря на неофициальное присутствие, вошла в топ-10 по продажам в феврале 2025 года (2691 единица).

Вывод

Toyota возвращается с сильным брендом, но сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны китайских производителей, которые доминируют за счет доступных цен, широкого ассортимента и развитой инфраструктуры. Для успеха Toyota необходимо адаптировать ценовую политику, расширить ассортимент (включая электромобили) и ускорить восстановление сервисной сети. Китайские бренды, несмотря на новые утилизационные сборы, сохраняют лидерство благодаря гибкости и локализации производства.

Источники: Автостат, Ведомости, РБК, Российская газета, Коммерсантъ.