Найти в Дзене

Возрождение Екатерининского дворца в Пушкине

Пушкин, Царское село, мой родной город, в котором я живу всю жизнь, это для меня святое место. Поэтому тема страданий моего города и его дворцов и парков в годы войны особенно тяжела для моей души, и особую радость мне доставляет возрождение наших дворцов. Недавно услышала, что, когда в 1944 году музейные сотрудники увидели своими глазами картину разрушения и разорения Пушкина, они оставили такую запись, что наши дворцы погибли, но они будут жить вечно, они не представляли, что настолько сильно разрушенный Екатерининский дворец можно восстановить. Часть музейных экспонатов и ценностей все-таки удалось эвакуировать в глубь страны. 11387 предметов было вывезено из Екатерининского дворца, в Новосибирск и Сарапул Удмуртской АССР, первая и вторая партии в июне-июле 1941 года. Последние музейные ценности были вывезены в сентябре в Ленинград для хранения в Исаакиевском соборе. В первую очередь эвакуировали все изделия из драгоценных и цветных металлов, 92 предмета из коллекции Янтарной комнат
Екатерининский дворец. Музей-заповедник "Царское село".
Екатерининский дворец. Музей-заповедник "Царское село".

Пушкин, Царское село, мой родной город, в котором я живу всю жизнь, это для меня святое место. Поэтому тема страданий моего города и его дворцов и парков в годы войны особенно тяжела для моей души, и особую радость мне доставляет возрождение наших дворцов.

Недавно услышала, что, когда в 1944 году музейные сотрудники увидели своими глазами картину разрушения и разорения Пушкина, они оставили такую запись, что наши дворцы погибли, но они будут жить вечно, они не представляли, что настолько сильно разрушенный Екатерининский дворец можно восстановить.

Екатерининский дворец в 1944 году. Из: Царское село. Кто хранит историю и возвращает людям красоту. Sobaka.ru
Екатерининский дворец в 1944 году. Из: Царское село. Кто хранит историю и возвращает людям красоту. Sobaka.ru

Часть музейных экспонатов и ценностей все-таки удалось эвакуировать в глубь страны. 11387 предметов было вывезено из Екатерининского дворца, в Новосибирск и Сарапул Удмуртской АССР, первая и вторая партии в июне-июле 1941 года. Последние музейные ценности были вывезены в сентябре в Ленинград для хранения в Исаакиевском соборе.

В первую очередь эвакуировали все изделия из драгоценных и цветных металлов, 92 предмета из коллекции Янтарной комнаты, из Турецкой комнаты Александра II восточное оружие с отделкой серебром, бирюзой и кораллами, две итальянских мозаики. Было вывезено 111 картин. Эвакуировали ценную мебель, осветительные приборы, одежду, посуду, ампирные люстры.

Было недостаток упаковочной тары необходимого размера, не хватало рук для упаковки музейных экспонатов. Во дворцах в-основном остались женщины.

Около 6000 предметов перенесли в помещения нижних этажей дворца. Наборные полы были закрыты перевернутыми ковровыми дорожками и засыпаны песком. Окна были забиты досками.

Специальная комиссия Ленгорисполкома занималась решением вопроса эвакуации Янтарной комнаты. Мозаичные панно пытались демонтировать, перед снятием их заклеили папиросной бумагой, но, когда попробовали снять панно в качестве эксперимента, мозаика стала осыпаться. Тогда Янтарную комнату решили оставить и сделать ее консервацию с помощью марлевой ткани и закрытия чехлами из ватина. До последнего момента надеялись, что оккупации Пушкина удастся избежать.

Мраморная и бронзовая скульптура была укрыта в земле.

15 сентября немецкая артиллерия начала обстреливать дворцы и парки. Один снаряд попал в купол Дворцовой церкви, другой нанес повреждения помещениям Малой столовой и рабочему кабинету Александра I.

Меня всегда восхищали в нашем дворце наборные паркеты, это произведение искусства. Похожие полы в Китайском дворце Ораниенбаума, в том районе находился Ораниенбаумский плацдарм, это был единственный пригород, не занятый фашистами, так что полы эти аутентичные.

При изготовлении паркетов нашего Екатерининского дворца использовались амарант, пальма, красное и розовое дерево, палисандр, орех, клен, в Большом тронном зале еще красный и желтый сандал.

Паркет Лионского зала был вывезен фашистами в Берлин, его нашли в 1947 году в порту и вернули обратно. Он уникален, его изготовили в 1782-1784 по проекту Чарльза Камерона. Он состоит из восьми пород дерева: клен, береза, розовое и красное дерево, амарант, палисандр, и перламутровых вставок, имеет геометрический характер. Камерон получил 500 австралийских раковин для паркета Лионского зала.

Когда была в Версале, видела какие там полы, самые обычные паркеты.

24 января 1944 года Пушкин был освобожден нашими войсками. Писатель Николай Тихонов так описывает картину разрушения, которая предстала перед его глазами: «Обрывки старинной парчи, бархата и шелка носил ветер над дымом пожарищ. Картины и фарфор, растоптанные сапогами гитлеровцев, лежали в грязи разбитых аллей.»

Музейный работник Николай Анциферов рассказывал: «В углу зала, где не рухнул потолок, свисают обрывки расписного плафона. Там, где уцелел паркет, под ногами осколки хрустальных люстр, фарфоровых ваз, зеркал и той узорной резьбы, которая когда-то анфиладе дворца придавала вид золотого потока. Только Зеленая столовая, казавшаяся такой легкой и хрупкой, да еще лазурная дворцовая церковь и небольшой уголок Китайского зала свидетельствуют о былом блеске дворца и вопиют о диком варварстве неистовых врагов».

Немцы топили паркетами печи. Помещения нижнего этажа дворца они приспособили под гараж, дворцовая церковь использовалась ими как стоянка для велосипедов и мотоциклов.

Погибло книжное собрание дворцов, которое насчитывало более 35000 томов.

В нижнем этаже Екатерининского дворца фашисты заложили 11 авиабомб замедленного действия, но их удалось обезвредить.

В «Справке о восстановлении пригородных дворцов-музеев и парков города Ленинграда» 1948 года говорилось: «В первые послевоенные годы в области консервации дворца проделано следующее: разобраны завалы, изготовлены и установлены фермы для перекрытий Большого зала, отремонтирована кровля над уцелевшими частями дворца, изготовлены рамы и остеклены 10 залов». (Фермами называются балки для перекрытия пролетов, их устанавливали с помощью вертолета).

Реставрацию затрудняло недостаточное финансирование, восстановление требовало капитальных работ, приходилось сдавать помещения дворца в аренду, в конце 1950-х годов там находились ресторан, однодневная база отдыха, детская музыкальная школа, библиотека, дом пионера, детский сад и другие учреждения. Честно, я была в шоке, когда все это прочитала☹ Но реставрация несмотря ни на что шла.

Часть музейных экспонатов – мебель, фарфоровые изделия, живопись, изразцы были обнаружены в Берлине, Калининграде и других городах и возвращены в Пушкин.

Возрождение Екатерининского дворца началось в 1957 году под руководством архитектора и графика Александра Кедринского. Он был одним из тех людей, кто сделал все возможное для восстановления дворца, в том числе Янтарной комнаты.

Зеленая столовая была открыта после реставрации в 1959 году. Это один из залов, созданных по проекту Чарльза Камерона. В годы войны эти залы были разграблены и разрушены. Лепные украшения воссоздавали скульпторы-реставраторы Галина Михайлова и Эдуард Масленников. Пол был набран по старинному рисунку из красного дерева, светлого клена и дуба.

В 1961-63 годах были восстановлены Камер-юнгферская, Опочивальня, Скульптурный и Живописный кабинеты. В 1964 году была открыта парадная лестница архитектора Ипполита Монигетти. Картинный зал, в котором богатейшее декоративное оформление: живописный плафон, резьба, изразцовые печи и картины, открыт в 1967 году.

К 1972 году было воссоздано 13 залов дворца, в 1978 году 17 залов было открыто для посетителей.

Воссоздание Янтарной комнаты началось в 1981 году. Руководителем проекта по восстановлению Янтарной комнаты в 1981-1997 годах был Александр Журавлев, реставратор высшей категории, член Мирового совета янтаря и Союза художников России. С 1916 по 1941 год хранителем комнаты был директор Александровского дворца Анатолий Кучумов, он был еще жив и помогал планировать реставрацию. В начале было мало документации, не знали состава исходных материалов в рамах и клеях. В руинах комнаты было обнаружено 76 осколков янтаря. Изучались все документы о янтарных изделиях 17 и 18 веков, были проведены исследования древесины и клея для янтаря. Были разработаны красители и специальный клей из пчелиного воска и сосновой смолы.

Фрагмент Янтарной комнаты. Из: 20 лет назад открылась Янтарная комната. Санкт-Петербургское морское собрание. https://morskoesobranie.ru
Фрагмент Янтарной комнаты. Из: 20 лет назад открылась Янтарная комната. Санкт-Петербургское морское собрание. https://morskoesobranie.ru

Для реставрации требовалось 6000 кг янтаря, янтарь был предоставлен государством.

К 1991 году было реконструировано около 40% панелей. Мастерская «Реставратор» в начале 90-х годов была закрыта.

При содействии директора прусских дворцов и садов, доктора Буркхарта Гореса, в 1999 году дворец получил финансирование от немецкой энергетической компании «Ruhrgas». Компанию «Реставратор» реорганизовали в «Царскосельскую янтарную мастерскую», она продолжила работу под руководством Бориса Игдалова, художника-реставратора высшей категории.

Флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» была утрачена, найдена и возвращена в Янтарную комнату в 2000 году.

В мае 2003 года к трехсотлетию Санкт-Петербурга отреставрированная Янтарная комната была торжественно открыта Президентом России Владимиром Путиным. Реставрация продолжалась 24 года.

Стасовский (Предцерковный) зал для меня не просто помещение дворца, мы один раз выступали в нем с хором. Там хорошая акустика. Кстати, мы еще выступали с хором в Кронштадтском морском соборе в 1982 году, и я помню в каком плачевном состоянии был этот величественный собор в 1980-е годы, его использовали как краеведческий музей и склад. А какой он шикарный сейчас! И еще я попала на концерт Эдуарда Хиля в Стасовском зале, запомнила, что ему подарили большого игрушечного мишку😊 Создан Стасовский зал был в 1843-46 годах архитектором Василием Стасовым, а восстановлен в 1961 году.

В апреле 2019 года после реставрации была открыта Дворцовая церковь Воскресения Христова, она прекрасна. В ней крестили будущих императоров Николая I и Николая II. Цвет стен – берлинская лазурь – утвердила сама Елизавета Петровна.

Дворцовая церковь после реставрации. Из: Воскресенский дворцовый собор в комплекс Екатерининского дворца. Новоиерусалимское подворье г. Казани. novierusalim-kzn.ru
Дворцовая церковь после реставрации. Из: Воскресенский дворцовый собор в комплекс Екатерининского дворца. Новоиерусалимское подворье г. Казани. novierusalim-kzn.ru

Отделка этой части дворца уцелела в годы войны и все золото в ней подлинное. Но интерьер был разрушен и расхищен, из 114 икон 18 века осталось только 4.

Вот каким был Тронный зал по словам Анатолия Кучумова в 1944 году: «Над половиной зала открытое небо, крыши и потолка нет. Другая часть потолка сохранила плафонную роспись. Зеркала все разбиты, осколки их устилают пол…Паркет сохранился только на ¼, остальной разобран и частично сложен тут же, щитами. Рамы нижних зеркал и бра, изломанные, валяются у стен…Сердце сжимается от боли, когда видишь это гениальное произведение Растрелли разрушенным и оскверненным».

Большой тронный зал восстанавливали под руководством художника и реставратора Якова Казакова, который посвятил более 25 лет своей жизни восстановлению Екатерининского дворца.

Боковые части плафона Джузеппе Валериани, итальянского живописца, художника-декоратора, «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира» были обнаружены в 1953-54 годах при восстановлении Михайловского замка. Это были части огромного плафона, который был в Большом тронном зале до 1783 года при Елизавете. На основе этих частей плафона и стали воссоздавать плафон Большого зала.

Скульптор Лилия Швецкая и бригада резчиков во главе с Алексеем Кочуевым воссоздали золоченную резьбу из дерева.

По фрагменту паркета из мореного и светлого дуба был создан новый паркет зала бригадой Евгения Кудряшова.

Плафонная живопись была выполнена художниками-реставраторами Борисом Лебедевым, Виталием Журавлевым, Иваном Алексеевым. Только создание эскизов плафона заняло три года. Центральная часть плафона "Триумф России" была закончена в 1976 году.

Большой тронный зал. Из: Картины с описанием. cvetamira.ru
Большой тронный зал. Из: Картины с описанием. cvetamira.ru

Большой зал и Золотая анфилада Растрелли были открыты после реставрации в 1980 году. Наверное, в начале 80-х годов я впервые посетила наш Екатерининский дворец. Помню свое впечатление от Янтарной комнаты, в ней была только тонкая полоса янтаря по стенам под потолком и витрина с янтарными безделушками, среди них были шахматы.

На 2025 год отреставрировано 32 из 58 залов.

В феврале 1944 года, уже после освобождения, в Екатерининском дворце произошел большой пожар. Больше всего пострадал Зубовский флигель.

После войны в нем в 1950-х годах находились службы Военно-морского училища.

При поддержке ПАО «Газпром» было проведено восстановление художественного оформления залов. Интерьеры в восьми комнатах Екатерины II были открыты в декабре 2024 года, полное завершение реставрации Зубовского флигеля планируется в 2025 году.

По оценкам специалистов реставрация Екатерининского дворца будет длиться еще 25 лет.

Когда мой ребенок был маленьким, мы с его классом ходили в краеведческий музей Пушкина и нам показали старый фильм про освобождение нашего города, где была киносъемка боя в Александровском парке, у меня было удивительное чувство как будто я нахожусь в том времени и месте, это запомнилось навсегда!

Благодаря грандиозной работе реставраторов мы можем снова видеть великолепие Екатерининского дворца. Была проведена колоссальная работа по сбору документов и воссозданию всего убранства дворца, потому что большая часть была уничтожена. Это был подвиг!

Низкий поклон нашим реставраторам! В реставрации Екатерининского дворца также принимали участие директор дворцов-музеев в конце 1940-х годов Евгения Турова, заместитель директора по научной работе Вера Лемус, глава Музейного фонда пригородных дворцов-музеев Галина Нетунахина, Зинаида Скобликова, научный сотрудник, она занималась изучением наборных паркетов дворца, составила подробное их описание, научные сотрудники Елена Гладкова, Людмила Лапина, архитектор Елена Мелик-Багдасарова, художники Альберт Ванин и Александр Крылов, художники-реставраторы Владимир Мезенцев, Александр Соловьев, резчик по камню Радик Шафеев, архитектор Ирина Яроцкая, художник-реставратор высшей категории Наталья Фомичёва, реставратор-часовщик Сергей Астрейко, архитектор Наталья Кремшевская, архитектор-реставратор, директор музея-заповедника «Царское село» в 1990-е годы, Иван Саутов, лепщик-реставратор Людмила Белая и многие другие, всех невозможно перечислить здесь. В воссоздании Зубовского флигеля даже участвовали реставраторы из Китая.

В музее-заповеднике в 2025 году открылась выставка «Спасавшие красоту», посвященная реставраторам.

Спасибо за то, что дочитали мою статью, я очень вам благодарна!