Умение оперативно принимать правильные решения не раз помогало в жизни нашему земляку Николаю Полторацкому. Благодаря ему он стал асом-железнодорожником и ударником великой Байкало-Амурской стройки.
Характер-молния
Николай Александрович родился 21 сентября 1954 года в станице Старовеличковской Калининского (в прошлом Тимашевского) района Краснодарского края.
Когда закончил восьмилетку, отец-железнодорожник выписал ему льготный билет до Ленинграда. Маршрут пролегал в ту пору через Украину. На перроне станции Горловка юный Коля купил местную газету. А там — объявление «Енакиевское профтехучилище приглашает абитуриентов…». И направление предлагали подходящее — железная дорога, а значит, по стопам отца…
Недолго думая, парень отправил в училище документы и в установленные сроки приступил к освоению заветной профессии. Расстояния его не страшили! В 1973-м Николай получил удостоверение помощника машиниста тепловоза и паровоза, а заодно аттестат о среднем образовании школы рабочей молодежи.
По распределению юный железнодорожник попал в Енакиевское погрузочно-транспортное управление комбината «Орджоникидзеуголь», начинал с должности кочегара паровоза. Затем случилась служба в армии, где рассудительного, политически подкованного бойца приняли в члены КПСС. Кочегар оказался грамотным, писал без ошибок и владел даром красноречия.
В мае 1975-го Николай демобилизовался и отправился домой на Кубань поездом, в котором случилось с ним очередное судьбоносное событие. В том же плацкарте ехали ребята из Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Как мы уже поняли, молодой Николай принимал решения мгновенно, и вот в сентябре он уже студент факультета «Локомотивы и локомотивное хозяйство».
В вузе Полторацкий выполнял обязанности секретаря комитета комсомола. По окончании третьего курса Николай женился на студентке механического факультета его института Ирине Фроленко. Свадьбу сыграли согласно уже привычному ему закону судьбоносных совпадений — в день железнодорожника, то есть 5 августа 1978 года.
После четвертого курса на свет появилась дочь Наташа, а сынок родится позднее, уже на БАМе…
Под крылом комсомола
Дипломированные железнодорожники Полторацкие прибыли дружной семьей на работу в Тихорецкое локомотивное депо в начале 80-х.
В феврале 1981-го всех сотрудников депо собрали в актовом зале.
— На повестке дня агитационное выступление представителей Ургальского отделения Байкало-Амурской железной дороги, — сообщило начальство.
Высокие гости рассказали про природу, погоду, трудовые условия и особенности бамовской стройки.
— Завтра будет запись желающих, — объявили выступающие и отпустили всех подумать.
Повторяем, Полторацкий никогда не думал долго! И уже утром первым стоял под дверями кабинета на запись.
Формирование 2-го Всесоюзного ударного комсомольского бамовского отряда, куда был зачислен наш герой, проходило под эгидой краевого комсомола.
— Отдел рабочего снабжения нас обул-одел в парадную железнодорожную форму, и в День пионерии, 19 мая, со станции Краснодар-1 нас проводили на стройку митингом с цветами и оркестром. В Москве нас разместили в гостинице «Россия», куда съезжались бойцы комсомольско-молодежных отрядов со всей страны. В Доме культуры Министерства путей сообщения в нашу честь организовали торжественное собрание, на перроне нас тоже провожали представители ЦК ВЛКСМ, — продолжил свой рассказ Николай Полторацкий.
Гордость трудового человека
Эшелон получился огромным, в вагонах поезда ехало около восьмисот комсомольцев из всех республик СССР.
— Дорога заняла девять суток. По пути следования на каждой большой станции были митинги. Конечно, мы чувствовали себя героями и понимали, что будем делать что-то большое и нужное для страны.
И вот мы на конечном пункте Ургал-2. Вышли на перрон. Мимо нас промчался Магирус, подняв пыльную тучу. Пыль рассеялась, и перед нами вновь возник митинг. На сопке виднелся поселок.
Вновь прибывшие выстроились группами, а после приветствий и хлеба-соли так же организованно отправились мыться в общественную баню. После санобработки все вернулись спать в свои вагоны, и лишь наутро нас, с вещами и победным настроем в груди, отправили по рабочим местам и местам нашего нового жительства.
На предыдущем месте работы я трудился бригадиром тепловозного цеха, поэтому меня поставили старшим мастером по ремонту тепловозов Ургальского локомотивного депо. Часть нашей краснодарской «двадцатки» направили в поселок Солони.
В видавшем виды помещении, едва уцелевшем с далеких довоенных времен, мы занимались ремонтом и обслуживанием локомотивов, пассажирских, грузовых маневровых ТЭ-3, ТЭМ-2 и других по паровозной станции Чегдомын. А в Ургальском депо тогда еще только сваи забивались…
В 1981-м мне дали отдельную квартиру, и я перевез на БАМ жену и ребенка. Супруга устроилась работать в отдел водоснабжения НОД ВОД, потом ее руки пригодились в отделе гражданских сооружений НГЧ (подразделение, которое следило за износом зданий и сооружений, а также занималось их ремонтом).
В январе 1982-го на тындинском участке был сформирован отряд военизированной охраны. Мне предложили должность зам-начальника отряда по политчасти и кадрам. Как вы догадались, я вновь, не сомневаясь, согласился на перемены, — рассказал Николай Александрович.
Незабываемая встреча
В 1985-м году Николая Полторацкого утвердили комиссаром комсомольско-молодежного отряда, который он лично сопроводил из Белорусской ССР в начало Якутского тракта — город Сковородино Амурской области.
— В Москве при отправке эшелона сам Геннадий Фадеев вручал мне Знамя Всесоюзного комсомольского отряда № 5!
Геннадий Матвеевич, крупный организатор производства и талантливый инженер транспортной отрасли, пройдя трудовой путь от дежурного по путям, маневрового диспетчера, дежурного по станции Тайшет Иркутской области до министра путей сообщения Российской Федерации и позднее первого президента ОАО «Российские железные дороги», внес колоссальный вклад в развитие железнодорожного транспорта страны.
— Всю мою сознательную трудовую жизнь Фадеев являлся для меня примером! Это титан, технический пионер транспортного перевооружения! — восхитился мой собеседник. — Именно при Фадееве на Демиховском машиностроительном заводе начали производить современные электропоезда. В Коломне с его подачи зародилось новаторское по тем временам производство магистральных тепловозов. А транзитные перевозки по Транссибу! Это же настоящий «фирменный» прорыв в системе транспортного обслуживания! Его «благословение» знаменем на перроне в Москве я воспринял как знак свыше: я выбрал верный путь!
К слову, «фадеевское» удлинение полигонов работы локомотивов и локомотивных бригад успешно используется в сети железных дорог и по сегодняшний день…
Бамовец — значит свой!
В 1986-м году любимая супруга родила Полторацкому наследника Сашку. Радости отца не было предела:
— С рождением сына мы как будто стали полноправными жителями БАМа, своими, «местными», и это чувство не отпускает до сих пор.
С 1991 до 1993 года он с головой ушел в самую любимую работу — был помощником машиниста тепловоза, и до 2001-го, до отъезда на Кубань, трудился заместителем начальника по материально-техническому обеспечению Тындинского локомотивного депо, которое сегодня находится в ведении Дальневосточной дирекции тяги.
— Отрадно осознавать, что мы стояли у истоков этого процветающего предприятия!
Труд энтузиаста БАМа был отмечен многочисленными наградами: за успехи в соцсоревнованиях, за содействие внедрению новой техники, за наставническую работу с молодежью… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1986 года Николай Полторацкий был удостоен ордена «Знак почета», Указом от 28 сентября 1987 года награжден медалью «За строительство БАМа» и другими наградами.
Послесловие. На Кубани семья Полторацких волей все того же молниеносного выбора судьбы обосновалась в Тимашевске. Сидеть без дела бамовец не смог и в 2002-м устроился на Тимашевскую путевую машинную станцию № 51 обычным помощником машиниста хоппер-дозаторной вертушки. «Руки скучали», — многозначительно вздохнул мой собеседник. Через пару лет его перевели старшим машинистом, в этом качестве он отработал до 2013 года. Списали спеца на пенсию по здоровью.