В мае 2025 года исполнилось 20 лет с момента выхода «Мести ситхов» — фильма, который когда-то завершал сагу «Звёздных войн». Пять лет назад мы уже вспоминали историю создания третьего эпизода, а теперь наш постоянный автор Алексей Ионов делится личными впечатлениями от картины, которая сыграла важную роль в его жизни.
Всё началось с журнала «Мир фантастики». В мае 2005 года вышел номер с красной обложкой, на которой был изображён Дарт Вейдер. Однокурсница принесла его на пары, и вместо лекций по стратегическому менеджменту и мировой экономике Алексей с головой погрузился в новости из далёкой-далёкой галактики и других фантастических миров.
Казалось бы, обычный случай, но он изменил всё. Спустя двадцать лет Алексей сам пишет для «Мира фантастики» о фэнтези и научной фантастике, а стратегический менеджмент так и остался для него загадкой. «Спасибо за тот журнал, Лиза. Надеюсь, ты всё ещё с нами», — добавляет автор.
Впрочем, Мэтт Стовер невольно испортил мне впечатление от самого фильма — на фоне его книги киноверсия "Мести ситхов" выглядела бледно. Джордж Лукас никогда не был силён в проработке мотивации персонажей и их взаимоотношений. Двадцать лет назад мне так и не удалось по-настоящему поверить в причины, заставившие Энакина Скайуокера перейти на тёмную сторону. А вот Стоверу это удалось блестяще — его роман моментально вошёл в число моих любимых произведений и заставил прочесть всё, что этот автор успел написать. Обидно, что после выхода "Мести ситхов" его писательская карьера пошла на спад, и за последнее десятилетие он так и не порадовал поклонников новыми книгами.
Однако, пересматривая фильм спустя двадцать лет, я осознаю, что был излишне строг к Лукасу.
"Месть ситхов" по-прежнему далека от идеала. Жёсткие хронометражные рамки вынудили режиссёра вырезать почти всё, что не касалось центральной линии — падения Энакина. В итоге исчезли сцены, закладывавшие основы будущего Альянса повстанцев, некоторые ключевые персонажи предыдущих фильмов (например, Боба Фетт) и вовсе не появились в кадре, а Падме из сильной и независимой сенаторши превратилась в пассивный фон для драмы своего мужа, лишь с тоской наблюдая за его метаниями.
Но с годами эти недостатки становятся менее заметными, уступая место осознанию масштаба того, что Лукасу действительно удалось создать.
«Месть ситхов» мастерски соединяет личную драму Энакина с грандиозными событиями, потрясающими галактику. Война разворачивается одновременно на нескольких планетах, падают легендарные джедаи, а зрители впервые видят ставшие культовыми миры — Кашиик и Алдераан.
Трагедия человека, предавшего всё ради любви и в итоге потерявшего даже её, переплетается с гибелью целого миропорядка. Рушится Республика, существовавшая тысячелетия. Исчезают джедаи — хранители мира и справедливости. Галактика остаётся беззащитной перед надвигающейся тьмой. Миллионам существ предстоит погибнуть, прежде чем во мраке Империи зародится искра надежды — будущее Восстания.
Фильм отличается невероятной плотностью повествования - здесь нет ни одной лишней сцены, каждый эпизод органично вплетается в общую канву. История захватывает с первых минут и держит в напряжении до финала, оставляя при этом лёгкое ощущение незавершённости. Если первые два эпизода саги явно страдали от избыточного хронометража, то "Месть ситхов", напротив, вызывает желание увидеть расширенную версию.
Лукас мастерски использует весь накопленный режиссёрский опыт. Действие начинается по принципу in medias res - мы сразу попадаем в гущу событий без долгих предисловий. Вступительные титры лаконично обозначают отправную точку: похищение канцлера, миссия по спасению - и вот мы уже несёмся по волнам захватывающего космического приключения.
Третий эпизод начинается с самой масштабной и зрелищной сцены во всей саге. Над Корусантом бушует грандиозное космическое сражение - республиканский и сепаратистский флоты ведут ожесточённую перестрелку, но зритель лишь мельком успевает это заметить, ведь камера неотрывно следует за двумя джедайскими истребителями. Лукас, вдохновляясь классическими военными фильмами вроде "Самого длинного дня", создаёт эффект непрерывной съёмки, погружая зрителя в самую гущу событий.
Эта захватывающая битва важна не только своей визуальной составляющей. Именно здесь мы впервые видим Энакина и Оби-Вана как идеально слаженную команду. Если в "Скрытой угрозе" они только познакомились, а в "Атаке клонов" их отношения были далеки от гармонии, то три года войны превратили бывших учителя и ученика в настоящих боевых партнёров. Они действуют синхронно, предвосхищают действия друг друга, временами кажется, что они мыслят как единое целое. Эта удивительная синхронность станет особенно заметной позже, во время дуэли на Мустафаре, когда в первые мгновения боя оба джедая будут использовать абсолютно идентичные приёмы.
Каждый фильм приквелов содержит зрелищные экшен-сцены. Первый эпизод запомнился гонками на карах и поединком с Дартом Молом, второй - масштабной битвой джедаев и клонов на Джеонозисе. Однако "Месть ситхов" превосходит их по всем параметрам, предлагая невероятное разнообразие боевых сцен.
Здесь каждый зритель найдёт что-то по своему вкусу. Любителям классических космических баталий - грандиозное сражение над Корусантом. Предпочитаете наземные операции - пожалуйста: сражения на Кашиике, Фелуции и Майгито. Цените фехтовальные поединки - на выбор несколько дуэлей: Энакин и Оби-Ван против графа Дуку, Оби-Ван против Гривуса, джедаи против Дарта Сидиуса, Йода против повелителя тьмы. И конечно, кульминация всей трилогии - решающая схватка между Энакином и Оби-Ваном. А для любителей по-настоящему эпичных моментов - беспрецедентная посадка полуразрушенного звёздного крейсера величайшим пилотом галактики.
Для ценителей глубокой визуальной символики в фильме найдется немало впечатляющих моментов: безликие клоны, марширующие по залам Храма джедаев; безутешная Падме на фоне охваченного пламенем святилища; наконец, Оуэн и Беру, созерцающие двойной закат Татуина - кадр, олицетворяющий зарождение новой надежды.
Долгое время приквелы подвергались критике - их называли излишне наивными, перегруженными цифровыми эффектами и эмоционально пустыми. Однако в последнее десятилетие фанаты начали пересматривать своё отношение к этой трилогии, отмечая её несомненные достоинства. "Месть ситхов" неизменно остаётся лучшей частью цикла - фильм, не утративший своей визуальной мощи за два десятилетия и продолжающий восхищать новое поколение зрителей. Как метко заметил Стовер: "Хотя эпоха героев подходила к концу, своих лучших она приберегла напоследок".