Найти в Дзене

Плачущий красавец: что скрывает образ неудачника Пьеро?

Оглавление

Вот он – выходит на сцену в длинном белом одеянии. Его печальное лицо словно бы источает бледное сияние в полумраке между яркими софитами сцены и непроглядной тьмой закулисья. Он – вечный страдалец и вечный мученик. Его душа наполнена рыданиями, которыми он щедро делится со зрителями. Но почему же так печален Пьеро?

Для многих из нас образ Пьеро знаком по спектаклям и фильмам о Буратино. Однако впервые этот персонаж появился много веков назад на сцене французского ярмарочного театра. Он сочетает в себе черты романтика и страдальца, лирического героя и неудачника. Однако Пьеро далеко не всегда был таким. Как же изворотливый хитрец превратился в печального страдальца? И что таит в себе этот непростой образ?

Прообраз персонажа

Пьеро в качестве сценического персонажа появился как один из участников итальянской комедии дель арте в воображении знаменитого французского драматурга Мольера. В мольеровской комедии «Дон Жуан, или Каменный пир» Пьеро появляется как второстепенный персонаж – крестьянин, который не сыграл значимой роли в пьесе.

Однако, несмотря на такой скромный «дебют», Пьеро ждало большое будущее. Правда, изначально он был совсем не тем печальным романтиком, какого мы привыкли видеть в этом герое.

-2

Считается, что прообразом Пьеро стал Педролино из итальянской комедии дель арте. Он был слугой, причём крайне ловким, изворотливым, хитрым. Вот только Педролино едва ли можно назвать везучим – несмотря на свою пронырливость, он часто попадал впросак.

Влюблённый в Коломбину, Пьеро так и не смог завоевать её сердце. Его удачливым соперником оказался Арлекин – находчивый и остроумный дамский угодник. Пьеро же остался ни с чем, причём во время спектакля нередко оказывался в нелепых ситуациях, что вызывало хохот зрителей. Таким Пьеро был в Италии.

Новый Пьеро

Но когда образы дель арте стали популярны в других уголках Европы и, в частности, во Франции, внешний облик и характер Пьеро начали заметно меняться. Вероятно, осмысливая происходящее на сцене, постановщики решали, что недостаточно Пьеро оставить эдаким крестьянским дураком-неудачником.

Да, пускай он остаётся невезучим, и Арлекин завоёвывает сердце Коломбины, оттесняя своего соперника, но при этом Пьеро можно было показать совсем в ином свете.

Переломный момент в судьбе персонажа произошёл в 1819 году. Именно тогда на сцене театра «Фюнамбюль» в образе Пьеро выступил мим Батист Дебюро. Он переосмыслил суть своего персонажа и по-новому преподнёс его историю зрителям.

-3

И вот тогда-то Пьеро в полной мере раскрылся как не столько комический, сколько трагический персонаж. Печальный образ, романтический нрав, глубина переживаний – всё это свойственно Пьеро.

Длинная широкая рубашка белого цвета, большой воротник и крупные пуговицы – именно таким стал привычный для зрителей костюм Пьеро. Нередко исполнители этой роли старались придать своему облику большего трагизма за счёт специфического грима – например, рисовали чёрной тушью потёки слёз под глазами.

Да, Пьеро по-своему красив, но главное – он должен в каждом своём жесте, в каждом слове передавать муку разбитого сердца, большие страдания, которые испытывает отвергнутый влюблённый.

Прав он или нет?

Особенно интересным является воздействие образа Пьеро на тех, кто его видит. Конечно, здесь львиная доля впечатлений зависит от игры актёра, но в любом случае эмоции у зрителей могут быть самыми разными. С одной стороны, этот печальный романтик создаёт удивительное зрелище.

Страдание, переживания, горечь и ощущение несправедливости мира – всё это ярко видно в образе Пьеро. Он терпит тычки и издевательства, постоянно толкуя о своих горестях. Разве это не может вызвать сострадания?

-5

Однако психологи говорят: если человек слишком проникается образом Пьеро, то, возможно, и сам является кем-то подобным. Пьеро – это не просто персонаж. Это – жертва, которая способна вдохновлять людей. И в нём одни усматривают рабскую покорность перед злом, другие – смирение, с которым человек должен принимать все удары судьбы. Кто прав, кто неправ – решаете только вы.

А что у вас вызывает образ Пьеро? Несомненно, вы в детстве смотрели фильм о Буратино, а значит, с раннего возраста знакомы с бедолагой, облачённым в белые одежды. Какой он – Пьеро? Можно ли его назвать лирическим страдальцем или он просто человек, который плывёт «по течению», не хочет сопротивляться невзгодам?

Достоин он сострадания или заслуживает только порицания? Конечно, ответы на эти вопросы могут быть самыми разными, и всё зависит от человека. Но всё же, как бы тяжела не была судьба, едва ли стоит плакать и стенать, горюя о своей доле. А значит, образ Пьеро хорош исключительно в театре, на сцене, но не в жизни.