Найти в Дзене
Записки на дежурстве.

«Из коллекции неординарных решений»

Помню, в юности зачитывалась я Булгаковым, и в частности-мне очень нравились «Записки юного врача». Тогда мне казалось, что дикие истории про «сахарок в родовых путях», на который «выманивали младенчика», про жевание волос для облегчения родов, про употребление всего пузырька таблеток разом, чтобы быстрее поправиться-это такая дань эпохе: а что было делать? Грамотности ноль, врачей нет, болезни есть. Вот и выкручивались, как могли. Сплошные суеверия, да бабки-повитухи. Ан нет. В современном мире, несмотря на уроки анатомии в школе, доступность всевозможной литературы и того же интернета и, в конце- концов, медицинской помощи, особенно в больших городах, истории случаются не менее …своеобразные. И сегодня я представлю вашему вниманию рассказ как раз из такой подборки. Все наверное знают, или хотя бы слышали о том, что в родах у женщин иногда происходят разрывы и разрезы. Внутри, в родовых путях, бывают только разрывы. Они могут случиться, например, на стенках влагалища, или на шейке
Оглавление

Помню, в юности зачитывалась я Булгаковым, и в частности-мне очень нравились «Записки юного врача».

Тогда мне казалось, что дикие истории про «сахарок в родовых путях», на который «выманивали младенчика», про жевание волос для облегчения родов, про употребление всего пузырька таблеток разом, чтобы быстрее поправиться-это такая дань эпохе: а что было делать? Грамотности ноль, врачей нет, болезни есть. Вот и выкручивались, как могли. Сплошные суеверия, да бабки-повитухи.

Ан нет. В современном мире, несмотря на уроки анатомии в школе, доступность всевозможной литературы и того же интернета и, в конце- концов, медицинской помощи, особенно в больших городах, истории случаются не менее …своеобразные.

И сегодня я представлю вашему вниманию рассказ как раз из такой подборки.

"Кроим и шьем из материала заказчика"

Все наверное знают, или хотя бы слышали о том, что в родах у женщин иногда происходят разрывы и разрезы.

Внутри, в родовых путях, бывают только разрывы. Они могут случиться, например, на стенках влагалища, или на шейке матки. Специально там что-либо разрезать в акушерской практике не принято, но и проконтролировать самопроизвольные повреждения тоже затруднительно.

А вот снаружи, то есть-там, где видно глазом, бывают и разрывы, и разрезы, причем самые разные.

Иногда повреждается только кожа, и это даже не разрыв, а скорее трещина.

А иногда «за компанию» с кожей повреждаются и слизистые, и более глубокие, уже мышечные, слои тканей. А порой слегка «трещит» только лишь одна слизистая.

Вариантов, короче, хватает.

Разрывы, как можно понять логически, происходят самопроизвольно. Причин этому довольно много, здесь мы их не рассматриваем, а просто имеем ввиду, как факт: они случаются.

А вот разрезы-это уже нечто «рукотворное», разрезы при необходимости ( и в частности-для профилактики разрывов), могут делать и врачи, и акушерки.

Но общее и там, и тут одно: хоть разрывы, хоть разрезы обязательно ликвидируют сразу после родов, накладывая швы.

Во всех случаях это кропотливая работа, требующая выдержки всех участников-и врача, и пациентки.

Но все же есть небольшие отличия в том, внутренние это швы или наружные.

Для доктора вариант швов на промежности (то есть-наружных)-относительно легкий, ведь снаружи все отлично видно, и работать вполне удобно.

А вот пациентке такая «реставрация» доставляет некоторый дискомфорт, причем больше не в процессе самого действа (там спасает анестезия), а уже после-на этапе реабилитации.

Ведь чтобы все заживало как следует, «свежие» швы нужно тщательно мыть-сушить-проветривать, некоторое время с ними будет нельзя сидеть, иногда их нужно чем-то мазать, а порой они еще и болят, особенно в первые дни.

С последним, впрочем, не удивительно: палец порежешь-и то больно. А тут место гораздо более нежное, и нервных окончаний там хватает.

Короче, наружные швы-та еще морока, и многие женщины, вспоминая о своих родах, говорят как раз об этом: да родила бы еще пять раз! Но вот швы-ыы-ы-ы потом…ууу-уу-уу! Никто им не бывает рад, короче.

С внутренними же повреждениями и сложнее, и проще одновременно.

И о том, что женщина получила повреждения внутри, мы узнаем уже только после родов, невооруженным взглядом этого не понять. Как раз для понимания данного вопроса и существует так нелюбимый многими, но крайне необходимый послеродовый осмотр в зеркалах.

Врач внимательно изучает состояние родовых путей при помощи специальных инструментов, оценивает их целостность, и принимает решение о том, нужно ли ему что-то делать.

Да, если повреждений нет совсем, либо они не глубокие, а что-то вроде ссадин-то швы не нужны вовсе, достаточно обработки антисептиком. Ушивать же необходимо в том случае, если нашлись глубокие/обширные повреждения, либо если задет какой-то сосуд, потому что иначе может вырасти гематома. Ну и конечно-ушивают повреждения на шейке матки, если они размером больше сантиметра.

Работа эта довольно ювелирная, потому как делать все нужно в ограниченном пространстве, с очень условной видимостью.

И в этом сложность. Для врача.

А вот если смотреть с точки зрения женщины-то все как раз проще, чем со швами на промежности.

Потому что внутренние швы находятся довольно глубоко и далеко, никак пациенткой не ощущаются, а потому и дискомфорта ей совсем не доставляют. Ухода эти швы не требуют никакого, помимо обычной наружной гигиены, и рассасываются они тоже сами по себе, спустя непродолжительное время.

Короче, можно сказать-вариант «лайт»: что они есть-что их и нету.

И вот именно о внутренних швах как раз и пойдет дальше речь.

Как вы понимаете, все это был общий ликбез, «присказка».

А вот теперь-и сама «сказка».

«Про пользу йода»

История Ольги.

-2

Пациентка, которую мы условно назовем Ольгой, можно сказать-была счастливицей.

Беременность ее протекала без проблем.

Несмотря на неприятную формулировку в обменной карте «первородящая старшего возраста», других диагнозов у Ольги и не было.

Давление, анализы, прибавки веса-все по учебнику, все как надо.

Да и роды тоже прошли хорошо: в срок, самостоятельно, без «разрезов» и прочих эксцессов.

Она получила на руки круглощекую дочку и первой ее мыслью было: «надо и второго родить поскорее!». Редко кто сразу после родов про это думает, а Оля вот подумала-ну а что, позитивный опыт дал о себе знать.

Правда, небольшие повреждения, как выяснилось, она все же получила-дочка уж очень спешила на выход.

Врач, который ее смотрел, все тут же ей и пояснил, как раз перед переводом в послеродовое.

«У вас, Ольга,-говорит он ей,- швы исключительно внутренние, и их всего три. Два на шейке матки, и один-на слизистой влагалища. А наружных швов и вовсе нет!»

Так что: поздравляем, всего доброго, приходите к нам еще!

Все бы так рожали!

Все вышесказанное означало, что Ольге можно будет сразу же сидеть на попе, не нужно будет никаких «танцев с бубнами» в виде воздушных ванн для промежности, ничего у нее не будет нигде болеть, и вообще-можно считать, что травм и нет вовсе.

Вот об этом ей уже сообщила акушерка, принимая ее в послеродовом, и знакомя с правилами внутреннего распорядка.

Я сознательно так долго и так тщательно заостряю внимание на этих моментах, потому что именно понимание того факта, насколько у Ольги не было проблем, позволит читателю ярче осознать то, как виртуозно она их себе создала, исключительно собственными руками.

Итак, Ольгу перевели в послеродовое.

Находясь там несколько дней, она, разумеется, видела врачей-как минимум, на ежедневных обходах. А уж дежурную акушерку так и вовсе видела круглосуточно.

А следовательно-имела возможность задавать вопросы.

Но очевидно, вопрос про швы тогда у новоиспеченной мамы еще «не созрел»-хватало и других мыслей.

Ну а потом Оля выписалась домой.

И вот уже дома настигли ее размышления.

Может быть, она прочла внимательнее свою выписку, где были упомянуты эти треклятые швы. Может быть, кто из родственников поинтересовался или подсказал чего-история умалчивает.

Но так или иначе, а пришла Оля как-то к выводу, что раз есть швы-то им необходима какая-то (?) обработка. А иначе как? А вдруг инфекция, например? Тем более, что «там» пока что шли обильные кровянистые выделения (что после родов является нормой), но вот в сочетании с мыслью о швах это показалось Оле фактором угрожающим.

Да и разумеется, откуда бы Оле знать, как надо?

Но можно было бы, к примеру, позвонить в роддом. Обычно дежурные телефоны указаны в выписке, а на словах пациенткам всегда озвучивают, что еще пару недель, если что, вы можете обратиться к нам.

Еще можно было бы зайти в консультацию, к дежурному врачу, ну или ко мне. Можно было бы обратиться к гинекологу в любой платный медцентр- и получить хоть какую-то информацию.

Но ничего этого Оля почему-то делать не стала, решив действовать сама.

К сожалению.

И увиделись мы с ней гораздо позже, когда Оля все же зашла ко мне «просто спросить», с порога впечатлив жалобами на то, что «кажется, потерялся гигиенический тампон, где-то там, внутри».

Я напряглась.

Помня, что вроде бы не так давно я видела Олю с животом, мне сразу подумалось о том, что для тампонов должно быть рановато? После родов рекомендовано пользоваться прокладками как минимум 8 недель, потому как то, что в родах раскрывается несколько часов-обратно закрывается очень постепенно, особенно в случае анатомических особенностей.

Но учитывая, что мое «не так давно» вполне могло оказаться и «парой месяцев назад» (мое чувство времени порой весьма рассеянно), паниковать было рано. Я решила уточнить ситуацию, и попросила рассказать все с самого начала.

И вот уже по мере Олиного монолога мои волосы начинали шевелиться.

Ощущение времени в этот раз меня не подвело, роды были всего 6 дней назад.

Вернувшись же домой, и придя к выводу, что швам нужна обработка, Оля, напомню, не стала ничего ни у кого уточнять.

Она просто взяла «маленький тампончик» (подозреваю, некую «мини-версию»), слегка его подрезала со всех сторон (!), делая еще миниатюрнее, («ведь он же там не для впитывания, а просто смазать!»), ну а затем-обильно смочила его…йодом(!) и….ввела внутрь себя.

Тот нюанс, что никаких подобных (или хоть каких-нибудь!) рекомендаций относительно швов в роддоме она не получила, Оля сочла…недоработкой местных врачей. Ну вот, наверное-забыли сказать. И написать в рекомендациях-тоже забыли. Она и исправила сей факт собственноручно.

Сочетание «йод-слизистая» ее никак при этом не смутило, очевидно.

Ну а уже после, очень довольная собой, молодая мама занялась своими делами.

Спохватилась Оля к вечеру.

Если честно, в суете новых обязанностей о тампоне она попросту забыла.

Прокладки несколько раз меняла, так как их наполнение ощущалось физически.

А тампон внутри внимания к себе никак не привлекал, вот и вылетел из головы. Вспомнилось о нем уже почти что к ночи.

Сначала Оля пришла в ужас-ведь ходила она с ним, считай, весь день! Но потом успокоилась: так на нем же йод! А йод-это антисептик(!). И значит, страшных воспалительных осложнений быть не должно. Но все равно, конечно, лучше было бы его вынуть.

Манипуляцию Оля попыталась провернуть немедленно, но что-то пошло не так: нащупать тампон внутри у нее не получалось. И так, и эдак-но нет, наощупь ничего лишнего «там, внутри», не было.

Версия про то, что он просто выпал наружу при посещении туалета, Оле в голову тоже пришла, и этот вариант ее слегка утешал.

Но перепроверить все же хотелось.

Пригодился бы врач, но ведь к тому времени стояла глубокая ночь. И решив, что вопрос не срочный (!) , Оля просто …легла спать. Утро вечера мудренее.

Ну а утром она пришла ко мне.

Нет, не сразу. Пока утром собралась, пока нашелся кто-то из родни, кто отпустил Олю к врачу, взяв на себя ребенка.

Короче, к моменту нашего с ней общения предполагаемое время пребывания тампона с йодом внутри составляло чуть больше суток.

Первое, что я сделала-это предложила Оле пойти к любому свободному врачу, чтобы он глянул ее на кресле.

В глубине души я надеялась, что «потеряшка» обнаружится где-то в заднем своде влагалища, и будет благополучно извлечен оттуда гинекологом, оставив небольшое раздражение на слизистой, но ведь это не смертельно. Ну, или как вариант- не обнаружится вовсе, зато мы четко увидим закрытый наружный зев шейки матки, и дружно выдохнем. Если тампона не окажется внутри, но все будет «закрыто» (бывает, что шейка «формируется» быстрее, чем сказано в учебниках)-то Оле вообще повезло. Тогда единственное, куда «пропажа» могла деться, так это только в унитаз упасть незаметно.

Свободный врач нашелся быстро, и я в двух словах ввела ее в курс дела.

Она ужаснулась и пригласила Олю в кабинет.

Увы. При осмотре в зеркалах никаких тампонов обнаружить не удалось.

Зато удалось обнаружить приоткрытый наружный зев шейки матки, в котором тампонов не просматривалось, но насколько удалось «увидеть» инструментами и пальцами-внутренний зев тоже еще не был закрыт. Именно такая анатомия четко соответствовала дню послеродового периода- чуда с быстрым восстановлением не случилось. Зато и версий о местонахождении тампона уже становилось две.

И вторая-про то, что он уже в матке, нравилась нам с доктором куда меньше первой, про унитаз.

Олю срочно повели на УЗИ.

И вот уже там врач ультразвуковой диагностики четко и ясно увидел некий инородный предмет внутри матки. Там, где ничего подобного быть не должно. Увы, но по всем признакам-это и был именно пропавший тампон.

Случай один на миллион! Но вот оно, комбо: всего несколько дней после прошедших родов, пока еще не сформированная шейка матки, обильные выделения, послужившие «смазкой», и старание самой Оли, которая хотела как следует «прижечь йодом» свои швы, а потому тампон протолкнула внутрь от всей души.

Наверное, так безвозвратно-глубоко он попал все же не сразу.

Но находясь там некоторое время, будучи плотно прижатым к мягкой приоткрытой шейке матки, да при условии маточных сокращений согласно тому, как это происходит у женщин, которые кормят грудью-пожалуй, у тампона не было вариантов.

И он оказался втянутым в матку.

Олю срочно госпитализировали, прямо из консультации.

Она успела позвонить домой, но собрать вещи ее уже не отпустили-да мало ли, что еще в голову придет! Да и время дорого, и так его уже много упущено.

Поэтому от нас она поехала по «скорой», в ближайшую гинекологию.

Дочка осталась дома с родственниками.

В стационаре тампон извлекали в операционной, при помощи инструментов, под анестезией-далеко ушел, плотно «засел».

Оля полежала в гинекологии, потом долго долечивалась амбулаторно.

Ходила, помню в «дневной» стационар. Но, к сожалению-химический ожог полости матки она все же получила.

И вероятнее всего, это привело к бесплодию-по крайней мере, тогда вердикт врачей был именно таков.

Возможно, что со временем мнения изменились.

И возможно-у Оли появился шанс еще раз стать мамой, она ведь так хотела второго ребенка!

Достоверно я этого не знаю, следы Ольги потерялись, но медицина все же развивается-и мне хочется верить в лучшее.

Однако, эта дикая история то ли беспечности, то ли-невежества, навсегда осталась в моей памяти именно такой: вполне «Булгаковской».

И с тех пор я непременно рассказываю ее на курсах.

С пояснениями о том, почему не стоит после родов пользоваться тампонами, особенно-если смачивать их йодом.

А также обязательно делаю акцент на том, что лучше задать сто глупых вопросов-и это не стыдно!

Спрашивайте у врачей все то, что вам неясно! И пусть не все они горят желанием читать вам лекции, а вы все равно-спрашивайте!

Это ваша жизнь, это ваше здоровье, это ваше будущее.

Один поворчал, второй поспешил, третий был открыто не доволен.

Да и бог с ними. Это на их совести. А ваше здоровье-все равно ваше, родное. Ищите того, кто ответит. Он существует!

Ищите четвертого, пятого, двадцатого. Мир большой и врачей в нем-много.

Сейчас - тем более.

ОМС, платные медцентры, онлайн-консультации в различных клиниках.

Курсы, книжки, профильные статьи.

Повышайте свой уровень образования, берите ответственность за свое тело в свои руки.

Потому что вы у себя, любимой- одна.

Будьте здоровы!

-3