Признаюсь честно, перед поездкой в Звенигород на выставку Шишкина я думала: "Ну, сосны, ну, медведи на известной картине... Что нового?" Оказалось, я знала об Иване Ивановиче катастрофически мало. Эта выставка настоящий портрет человека с его радостями, трагедиями и невероятной любовью к русской природе.
В Елабуге начало пути
Родился он, конечно, в Елабуге (1823 г.), и эта вятская земля, видимо, заложила в него что-то основательное, как его будущие дубы.
Но путь к славе был тернист. Представьте молодого провинциала в Императорской Академии Художеств в Петербурге! Говорят, трудно ему давалось. Первые его успехи заметны в картине «Вид в окрестностях Петербурга» (1856 г.) и малая серебряная медаль.
Уже здесь виден его подход, планы, как кулисы в театре, открываются один за другим. А листочки еще без игры света и тени, однотонные.
Валаам: Суровость и первый триумф
Но его истинной школой стал суровый Валаам, а точнее, местность Кукко. Там он писал этюды с контрастным светом, резкими переходами и тенями.
Один такой этюд лег в основу работы, за которую он получил Большую Золотую Медаль Академии! Это был пропуск в Европу.
Европа: Скука по русскому лесу
И вот он, молодой «пенсионер», по нашему «стипендиат», в Европе. Но Шишкин едет не в Италию, как многие, а в Германию и Швейцарию. И знаете что? Швейцарские горы и сочные поля его не впечатлили!
"Буковый лес в Швейцарии" хорош, но... чем-то напоминает Валаам.
Ему милее были окрестности Дюссельдорфа, где ландшафт был ближе к среднерусскому.
Именно в Германии он здорово продвинулся в работе со светом. Шишкин использует транспарентную живопись, когда изображение будто светится изнутри, придавал ему легкости, воздушности. Там к нему пришла первая слава: "Не тот ли вы господин Шишкин, который здорово рисует?", - спрашивали его на улице.
Возвращение домой и семейное счастье (недолгое)
Через три года он рвется обратно, в Россию, снова на Валаам, теперь уже с талантливым учеником Федором Васильевым. Их работы того периода уже другие, более живые, динамичные, с мягкими переходами света, без жестких контуров.
В конце 60-х Шишкин, казалось, обрел счастье: женился на Евгении Васильевой, сестре Федора. Родились дети. Картины вроде "Ивы, освещенной солнцем" передают не только колорит и прорисовку деталей, но и, кажется, душевный свет.
Годы утрат: Лес как убежище
Но 70-е стали черной полосой. Один за другим умирают: отец (1872 г.), горячо любимый брат художника по духу Федор Васильев (в Крыму), маленький сын Владимир, и, наконец, жена Евгения. Шишкин остается с крошечной дочкой Лидией. Где искать утешение? В работе. Картина "Лесная глушь" (1872 г.), ощущение глухого одиночества, бурелома в душе.
Спасали мастерская, летние поездки с художнической молодежью, они давали силы жить.
Вершина мастерства: "Утро в сосновом лесу" и не только
Именно в этот сложный период рождаются его самые мощные, эпические вещи. "Утро в сосновом лесу" (1889 г., медведи – дело рук Константина Савицкого, но лес-то – чистейший Шишкин!), это гимн дикой, нетронутой природе.
Он искал гармонию в ритме стволов, в хаосе бурелома ("Сосновый лес"). Темные хвойные леса, освещенные солнцем прогалины, буреломы – его стихия. Он работал многослойно, по высохшему слою краски, обеспечивая сохранность картин. Да, критиковали его за "монохромность", за отсутствие "воздуха" дальних планов. Но посмотрите на "Ручей в березовом лесу" (1883 г.)! Ритм березовых стволов ведет взгляд вглубь, а мостик так и манит пройти по нему – это чистая магия погружения.
Вторая любовь и новая трагедия
В 1880 году, казалось, жизнь дала второй шанс. Художница Ольга Лагода завоевала сердце овдовевшего мастера. Они поженились.
А на картине "Дорожка в лесу" светится счастьем его старшая дочь от первого брака, Лидия, девочка с зонтиком.
Но счастье было недолгим: в 1881 году Ольга умерла, через месяц после рождения дочери Ксении. Опять трагедия.
Могучие дубы и поздний расцвет
В 80-е годы Шишкина все больше привлекает мощь, вековая сила. Взгляните на его "Дубы" ("Дубовая роща", 1887 г.),
особенно на те самые "Три дуба" в Мордвиновке под Петергофом (говорят, времен Петра I!).
Здесь его манера меняется, меньше скрупулезной детализации, не прописан каждый листочек, больше свободы, легкости, передачи свето-воздушной среды. Узорчатые тени, игра солнца в листве – это уже не только ботаническая точность, но и настроение.
Последние годы: Импрессионизм мимо, своя дорога
В 90-е, когда Европу захлестнул импрессионизм, Шишкин оставался верен себе. Его манера стала раскованнее, но эпическое начало, величие русской природы – его стержень. Он писал разгар лета (июль-август), почти не касался зимы (есть лишь пара ранних работ) или осени – в отличие от лириков Саврасова или Левитана. Его «Осень» (1898 г.), полная мощи и спокойного достоинства, как и сам художник.
Художник-ботаник и его наследие
Шишкин был в живописи был исследователем. Чтобы точно изобразить траву, стебель, камень, он садился на колени, или ложился на землю, изучал мир малых форм с научной тщательностью.
Его камни на картинах – это искусство тональных переходов, света и тени.
Даже в редких лиричных работах, как "Перед грозой", он мастерски строит пространство (горизонт делит холст пополам, создавая глубину).
Последний приют и память
Интересная деталь, его старшая дочь Лидия вышла замуж за барона Николая Борисовича фон Ридингера - представителя старинного шведского рода. У них было 8 детей (двое умерли в младенчестве). В их имении «Мери-хови» на Финском заливе для Шишкина построили летний домик. Там он и жил последние годы, там же и умер в 1898 году за мольбертом и с кистью в руках от сердечного приступа.
Зачем ехать в Звенигород? За живым Шишкиным!
Рассматривая его работы в Звенигороде, я подумала, что Шишкин - мастер открыточных видов. Это, все как мы с вами любим! Про любовь! Любовь к каждой травинке, к шершавой коре сосны, к коряге в буреломе. Это про титанический труд и невероятную стойкость перед лицом личных трагедий. В его картинах русская природа - как главный герой, вечный, могучий, бесконечно прекрасный в своей обыденности.
Мир стремительно меняется, бетон наступает... Возможно, в скором времени такие пейзажи останутся только на картинах мастеров, таких как как Шишкин. И здесь снова нам напоминание, чтобы остановились. Всмотрелись. Это – наше все!
История искусства знает немало мастеров, чей талант оттачивался болью и преодолением, так было не только с Шишкиным, например, Борис Кустодиев
или Винсент Ван Гог
Выставка в Звенигороде, организованная при поддержке Русского музея (г. Санкт-Петербург) продлится еще почти месяц до 29 июня 2025 года. Мы были в субботу, без толп.
#шишкин художник #утро в сосновом лесу #иван шишкин #шишкин лес #картины шишкина #шишкин сосновый #шишкин утро #шишкин сосновый лес #шишкин лес картина #кто рисовал медведведей #художник шишкин #иван иванович шишкин #кто рисовал медведведей шишкину #кто рисовал медведведей на картине #кто рисовал медведведей на картине шишкина #кто рисовал медведведей на картине шишкина утро #шишкин лес кто рисовал медведей #выставка шишкина # выставка шишкина в звенигороде #выставка картин шишкина