Многие, далёкие от музыки люди, считают губную гармошку инструментом несерьёзным: мол, только для детских развлечений и годится. Мы не будем рассказывать сейчас о том, что этот инструмент используется не только для детских игр, но и во вполне себе серьёзных оркестрах. Вместо этого мы поведаем всего одну удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком в 1940-х годах.
Мальчика этого звали Шмуэлем Гоголем. Но родные и друзья предпочитали называть его куда проще - Шмуликом. Родился он в 1924 году в Варшаве, в семье польских ев_реев. Малышу было всего три года когда его мама ум_ер_ла, а отец был выслан из Польши. Так, что единственным близким человеком для Шмулика стала бабушка, которая воспитывала внука до тех пор, пока в 1930 году он не за_бо_лел.
Бабушка, не имевшая возможности платить докторам, отвела ребёнка в единственное место, где ему в те годы могли помочь. В приют "Наш Дом", созданный доктором и педагогом Янушем Корчаком для самых беззащитных и обездоленных: для осиротевших детей или для тех малышей, от которых отказались их родственники.
Получилось так, что в "Нашем Доме" Шмулик и отмечал свой очередной день рождения. И Корчак, следуя заведённой им же самим традиции, согласно которой дети получали на именины то, что сами захотят, подарил ему губную гармошку. Шмулик, мечтавший научиться музыке, сам попросил его об этом...
Кто тогда мог хотя бы представить, что этот незатейливый с виду музыкальный инструмент однажды спасёт мальчику жизнь?
Прошло 10 лет и для детского дома Януша Корчака настали по-настоящему чёрные времена. Сирот из "Нашего Дома" отправили в Варшавское гет_то.
Шмуэлю относительно повезло: бабушка, которая пусть и была не в состоянии воспитывать внука сама, всё же всеми правдами и неправдами смогла забрать его оттуда и увезти в другой город к дальним родственникам. Там, само собой, тоже было гет_то, но условия жизни были всё-таки полегче нежели в Варшаве. Однако, все, в том числе и Шмуэль, отлично понимали, что затишье это временное.
И точно! Гет_то города, где он теперь жил, было ликвидировано, а его обитатели отправлены в Ос_вен_цим. В лагере губную гармошку у Шмуэля, конечно же, отобрали. Но он смог выторговать другую в обмен на свой паёк.
С тех пор губная гармошка стала для мальчика не просто развлечением, но ещё и другом, которому он мог поведать о своих непростых буднях заключённого. Гармошка пела и пла_ка_ла вместе с ним.
Исходившие из неё звуки были пропитаны такой искренностью, что этого не смог не заметить даже один из офицеров СС. Услышав музыку, он тут же распорядился включить мальчика в состав участников лагерного оркестра.
Так Шмуэль стал самым юным музыкантом в Ос_вен_ци_ме. Оркестр играл, провожая других зак_лю_чённых в их последний путь - в га_зо_вые камеры. Однажды Шмуэль увидел в толпе обре_ченных своих родственников. С тех пор он крепко зажмуривался, когда играл, боясь увидеть, что на каз_нь снова ведут кого-то из дорогих для него людей. Эта привычка осталась у него на всю жизнь...
Вместо заключения
Находясь в лагере, Шмуэль Гоголь поклялся, что если он сможет выжить, то непременно станет учить детей играть на губной гармошке - инструменте, спасшим его жизнь. Ведь если бы не она, Шмулик был в числе тех, кому играл так называемый "Оркестр См_ер_ти".
После войны он выполнил своё обещание. Переехал в Израиль, где и создал единственный в мире детский оркестр губных гармоник, позже названный его именем.
В Ау_ш_виц Шмуэль вернулся только в 1990-м году: для того, чтобы сыграть там мелодию "Мой штетл Белз", под которую в страшные годы Второй Мировой войны об_ре_чённые уз_ники маршировали к га_зо_вым камерам.
Во время той же поездки в Польшу, Шмуэль Гоголь побывал и в Варшаве. Там он посетил детский дом, в котором прошли, возможно, самые счастливые десять лет его детства, опалённого пламенем войны.
P.S. Данную публикацию я хотела написать уже давно, но специально решила приурочить её к 1 июня - Международному Дню Защиты Детей. Очень хотелось бы верить в то, что таких суровых испытаний, которые выпали на долю Шмуэля Гоголя и тысяч других маленьких уз_ни_ков Ос_вен_цима, не придётся больше пережить ни одному ребёнку в мире. Света, счастья, любви и добра всем вам, мой дорогие читатели, и, конечно же, вашим детям!