В эпоху всеобщего дефицита и шальных денег, когда страна балансировала на грани выживания, жёны кремлёвских небожителей казались небожительницами. Они купались в роскоши , пока их мужья вершили судьбы государства. Но за фасадом благополучия скрывалась другая реальность: быть супругой высокопоставленного чиновника – бремя непомерное, а порой и смертельно опасное.
Триумф и горькое разочарование
Когда Александр Руцкой вырвался из тюремных объятий, народ приветствовал его как национального героя, скандируя: "Руцкой – наш президент!". Но настоящий гром грянул полгода спустя, когда его супруга Людмила нанесла удар в спину. Оказалось, что она не просто не разделяла его убеждений, но и публично усомнилась в его психическом здоровье , оставив без ответа письма из заключения.
В роковом 1993 году Руцкой рухнул с политического Олимпа, лишившись поста вице-президента, а затем и свободы. Семь месяцев за решёткой стали предвестником крушения его личной жизни. Людмила, ради которой он когда-то оставил первую семью, встала на сторону Ельцина, посчитав действия мужа преступным переворотом.
В начале их романа Руцкой не скупился на комплименты:
"Ты у меня такая изящная, интеллигентная, просто чудо!".
Но спустя десятилетие его голос сочился ядом:
"Ты серая, необразованная, домохозяйка! Мне стыдно с тобой появляться на людях".
Афганский излом
Первые трещины в их браке появились, когда Руцкого отправили в Афганистан. Война – не место для дам, жёнам офицеров путь туда был заказан. Но "доброжелатели" быстро донесли Людмиле весть об "афганской жене" её мужа. Каждый день Руцкой взмывал в афганское небо на своём штурмовике, совершая сотни боевых вылетов, балансируя на грани жизни и смерти.
В апреле 1986-го, а затем и в августе 1988-го его самолёт был сбит.
"Катапультировался поздно, – вспоминал Руцкой. – Получил перелом позвоночника. Пять дней уходил от погони в горах Пакистана. Ранение в затылок. Пытки…".
Когда он вернулся домой, от былого богатыря остались кожа да кости. Но Людмила, забыв обиды и измены, бросила все силы на то, чтобы вернуть его к жизни.
Кремлёвские жёны: блеск и нищета
В конце 80-х Руцкой попытался прорваться в политику, но первая попытка оказалась неудачной. Зато потом он стал депутатом, а в 1991-м поддержал Ельцина в дни ГКЧП. Генералы, пришедшие к власти в 90-е , были людьми из стали. Их пренебрежительно называли "сапогами", но с их мнением приходилось считаться.
Эпоха приватизации породила феномен "революции кремлёвских жён". В высших эшелонах власти закипела светская жизнь, олигархи стали появляться в Кремле с молодыми и ослепительными супругами. "Первые леди" тоже не остались в стороне, демонстрируя роскошные наряды, щедро оплаченные мужьями.
Людмила, по мнению мужа, слишком рано увлеклась светской жизнью. Она сыграла ключевую роль в становлении модельера Валентина Юдашкина, помогла ему открыть Дом моды. Муж запретил ей становиться соучредителем, но она всё равно вошла в число самых элегантных кремлёвских жён.
В 80-е Руцкой заподозрил жену в неверности. Людмила всё отрицала, но он говорил об этом открыто, что для многих мужчин было бы позором.
"Я постоянно на службе, – оправдывался он. – Видимо, она не выдержала. Сначала я болезненно реагировал, а потом махнул рукой".
К 90-м супруги стали чужими. Но Людмила не хотела развода: прислуга, водитель, роскошная квартира, дача – жизнь удалась.
Развод по-кремлёвски
В 1993 году грянул гром: Руцкой задумал свергнуть Ельцина. Людмила умоляла его одуматься, но он был глух. Нервное потрясение привело к двум инсультам. После освобождения мужа по амнистии её здоровье было подорвано. В 1994-м случился второй инсульт , парализовавший половину тела. Руцкой навестил её в больнице всего дважды.
Он стал губернатором Курской области, и работа поглотила его целиком. Людмила осталась в Москве, что стало роковой ошибкой. В Курске у Руцкого завязался роман с молодой помощницей Ириной Поповой. Ещё до развода она заявила о "большой и чистой любви". Людмила не стерпела:
"Меня возмутили её слова о том, что Руцкой меня давно не любит! Подруги советовали схватить её за волосы, но я бы не стала марать руки".
Людмила стала первой женой высокопоставленного чиновника в СССР и России, устроившей публичный скандал при разводе. Она обвинила мужа, вступила в войну с любовницей и развязала настоящую битву за имущество и алименты. Она требовала пожизненного содержания, но Руцкой отказался платить. В новом браке у него родился ребёнок , его избранница с упоением рассказывала о счастье, что ещё больше бесило Людмилу. Она давала откровенные интервью, поливая бывшего мужа грязью. В итоге ей удалось отсудить роскошную квартиру. Для Руцкого этот брак стал досадным воспоминанием, как и неудачная попытка свергнуть президента.
🎀 Спасибо, что читаете нас! Если вам близки наши истории, поддержите нас — это поможет создавать ещё больше интересных материалов для вас.