Найти в Дзене
Библиодичь

Р.Прокофьев, цикл «Игра Кота» (8/10)

Роман Прокофьев, Александр Стрельцов, цикл «Сфера миров» он же «Игра Кота» (законченный в 2019 году цикл, 7+2,5 книг, источник) Порядок чтения: LitRPG – не самый благородный жанр сразу по нескольким причинам. Во-первых, в него очень «простой вход» - историческим попаданцам хоть чуть-чуть историю учить приходится, а тут пишешь про свое хобби, вот тебе и «буквопродукт». Во-вторых, изрядная доля читателей воспринимает такие книжки как своеобразный letsplay и расхолаживает авторов своим категорически не критичным отношением к тому, что читает. Вот и возникает у многих ощущение, что LitRPG вполне можно делать «как левая нога захочет» и книги все равно будут находить своего читателя. Утрирую, конечно, но не очень сильно – дичи с неплохими пользовательскими оценками среди LitRPG хватает. Однако досужий скрип «о падении нравов» абсолютно не относится к сегодняшнему циклу. «Игра Кота» - это не то как «может» выглядеть LitRPG, а про то, как она должна выглядеть. Перед нами образцовый представите

Роман Прокофьев, Александр Стрельцов, цикл «Сфера миров» он же «Игра Кота» (законченный в 2019 году цикл, 7+2,5 книг, источник)

  • Про что это? Образцовая LitRPG о борьбе многочисленных групп влияния за контроль над «процедурным генератором» виртуального мира
  • О чем это? Человек по-настоящему жив там, где от него что-то зависит, и если вкус жизни приносят, прежде всего, эмоции и близкие люди, то велика ли разница между миром реальным и виртуальным?
  • Моя оценка: 8/10

Порядок чтения:

  • Игра Кота 1 – 6
  • Астральный Охотник
  • Игра Кота – 7
  • Легенды Сферы
  • Глоссарий

LitRPG – не самый благородный жанр сразу по нескольким причинам. Во-первых, в него очень «простой вход» - историческим попаданцам хоть чуть-чуть историю учить приходится, а тут пишешь про свое хобби, вот тебе и «буквопродукт». Во-вторых, изрядная доля читателей воспринимает такие книжки как своеобразный letsplay и расхолаживает авторов своим категорически не критичным отношением к тому, что читает. Вот и возникает у многих ощущение, что LitRPG вполне можно делать «как левая нога захочет» и книги все равно будут находить своего читателя. Утрирую, конечно, но не очень сильно – дичи с неплохими пользовательскими оценками среди LitRPG хватает.

Однако досужий скрип «о падении нравов» абсолютно не относится к сегодняшнему циклу. «Игра Кота» - это не то как «может» выглядеть LitRPG, а про то, как она должна выглядеть. Перед нами образцовый представитель жанра, вполне на уровне (да и получше, с поправкой на возраст) признанных «Шамана» В.Маханенко или «ИЧЖ» Д.Руса.

Общий контур истории достаточно традиционный. Человек приходит в новую игру и основной фокус внимания будет именно в виртуальности. Реал останется некой «фоновой линией», подкрепляя мотивацию игрока. Мотивация у Кота (это наш ГГ) не особо оригинальна: потеряв источник дохода, он решает применить свои торговые таланты на новой площадке. Тут-то на него и падает авторский рояль в виде чудо-меча, который ГГ случайно находит в горной пещере.

А дальше происходит довольно любопытное «раздвоение» истории. С одной стороны ГГ пришел торговать и героика со спасением Сферы (это название игры) ему не особо нужна. С другой – получив меч, Кот попадает в поле интересов разработчиков, админов, местных богов и еще десятка фракций, которые, так или иначе, «тянут на себя» одеяло большой игровой (да и не только) политики.

Так что волей-неволей Кот превратится в одно из самых могущественных созданий игры, однако путь к этому могуществу будет не очень желанным и не особо линейным. В отличие от многих типовых героев Кот старается «играть в свою игру», даже если действует под давлением более сильных групп или обстоятельств.

Перед нами своеобразный «плутовской роман», где ГГ не столько бегает за монстрами, сколько ищет баланс интересов различных групп и фракций, не забывая о себе любимом. Кот – не воин, и его стремление к «хорошим сделкам» выгодно отличает его от типичных для жанра дуболомов без страха и упрека.

Очень любопытно прописаны специфические для героя-торговца элементы «обретения могущества» в форме торговых/биржевых авантюр или вылазок с целью ограничения поставок на рынок тех или иных товарных позиций. И описано неглупо, и удачно разбавляет поиски артефактов или межклановые конфликты. Там где традиционной герой LitRPG «собирает лут», Кот осматривает окрестности в поисках ценных ископаемых, просчитывая логистику доставки этой добычи на рынки. В том числе и эта особенность делает цикл очень самобытным и «не накатанным».

В целом же перед нами отличный фантастический боевик, полный сюжетных поворотов, столкновений, войн и катаклизмов. ГГ за 7,5 томов побывает в различных мирах (светлых, темных, в астрале, в мире снов, в теневых измерениях, в планах богов, в вирт.симуляциях Земли), будет путешествовать пешком, на летающих кораблях, на магических подводных лодках… Весь цикл – это практически непрерывный экшн, либо же интригующие «минуты спокойствия», в тизерном режиме намекающие, куда Кота «понесет» дальше.

Вообще, Р.Прокофьев очень умело работает с ритмикой текста. И экшена, и каких-то более спокойных форм активности героя «ровно столько, сколько надо». От объема не устаешь, история легко скользит «от чекпоинта к чекпоинту», удерживая читательское внимание от начала и до самого финала, который «ура-ура» в цикле есть, при чем очень приличный.

Ругать «Кота» практически не за что. Ну да, нет тут каких-то особых философских подтекстов (хотя при желании и для этой совы можно глобус найти), нет какого-то глубокого эмоционального сопереживания ГГ, а второстепенные герои из-за высокого темпа повествования получились немного картонными. Однако все это не так уж и нужно в чисто развлекательном цикле, автор которого и не ставил перед собой каких-то высоких литературных целей.

Рекомендую всем любителям жанра (хотя любители-то уже 6 лет как в курсе существования этого цикла), компьютерных игр и динамичного приключенческого фэнтези. Действительно очень неплохой цикл. Попроще, чем «Стеллар» (там сеттинг интереснее), но тоже более чем достойный представитель российской фантастики.