Возрастная психология (или психология развития) изучает закономерности психического развития человека на протяжении всей его жизни: от рождения до старости. Одним из центральных вопросов этой дисциплины является определение причин и движущих сил развития, а также факторов, которые формируют и направляют развитие личности и психики. В научной литературе эти причины чаще всего интерпретируются в рамках различных теоретических подходов: биогенетического, социогенетического и интегративного.
Движущие силы психического развития
Под движущими силами психического развития понимаются внутренние противоречия, возникающие в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Эти противоречия стимулируют развитие, побуждают ребёнка к усвоению нового опыта и переходу на более высокие уровни функционирования.
С точки зрения диалектико-материалистической психологии, главным источником развития является противоречие между новыми задачами, которые ставит среда, и имеющимся уровнем развития ребенка. Такое противоречие побуждает к преодолению трудностей, изменению форм деятельности, что и обеспечивает развитие.
Примером может быть ситуация, когда ребенок стремится самостоятельно завязать шнурки. Его стремление к самостоятельности вступает в противоречие с недостаточными навыками, что побуждает к тренировке, наблюдению за действиями взрослых, попыткам повторить и освоить действия.
Факторы психического развития
Под факторами развития понимаются условия и причины, определяющие ход и особенности психического становления личности. В психологии традиционно выделяют три основных фактора:
- Наследственность (биологические задатки)
Наследственность задает исходные предпосылки развития: анатомо-физиологические особенности, темперамент, уровень активности нервной системы и др. Эти параметры создают потенциальные возможности для психического развития, но не определяют его детально. - Среда (социальные условия развития)
Включает как ближайшее социальное окружение (семья, воспитатели, сверстники), так и более широкие социально-культурные условия. Среда предоставляет содержание, модели поведения, систему норм и ценностей, которые ребенок усваивает в процессе социализации. - Активность самого ребенка (собственная деятельность)
Ребенок не просто пассивно усваивает внешние влияния, а активно перерабатывает получаемый опыт, проявляет инициативу, формирует цели, строит отношения. Эта активность является основным условием личностного роста.
Эти факторы находятся во взаимодействии. Ни один из них не действует изолированно — их влияние всегда взаимосвязано и зависит от конкретного возраста, социальной ситуации развития и уровня зрелости индивида.
Биогенетический подход
Биогенетический подход рассматривает психическое развитие как результат наследственных и биологических программ. Он исходит из предположения, что развитие запрограммировано в генотипе и развертывается по внутреннему биологическому плану, подобно физическому росту.
Основные положения:
- Психическое развитие обусловлено созреванием нервной системы и организма в целом;
- Возрастные изменения определяются генетически заложенными стадиями;
- Влияние окружающей среды признается, но как второстепенное.
Классические представители: А. Гезелл, С. Холл, К. Бюлер. Например, А. Гезелл предлагал концепцию созревания, в которой развитие ребенка идет по биологическому графику, независимо от внешнего вмешательства. Он подчеркивал регулярность появления определённых навыков в зависимости от возраста (сидение, ходьба, речь и др.).
Критика:
- Недооценивает роль среды и обучения;
- Не объясняет индивидуальные и культурные различия;
- Игнорирует активную позицию ребёнка в развитии.
Социогенетический подход
Социогенетический подход рассматривает развитие как результат воздействия социокультурной среды. Психические функции формируются в процессе общения, воспитания, обучения и включения в культуру.
Основные положения:
- Психика развивается не изнутри, а во взаимодействии с другими людьми;
- Новые формы поведения сначала формируются как внешние (интерпсихические), а затем интериоризуются (становятся внутренними — интрапсихическими);
- Основным механизмом развития является обучение и культурное посредничество.
Наиболее ярко социогенетический подход представлен в работах Л.С. Выготского. В его культурно-исторической теории основными источниками развития выступают:
- Обучение, как организованное взаимодействие взрослого и ребёнка;
- Орудия культуры — язык, знаки, символы;
- Зона ближайшего развития — потенциал, который может быть реализован с помощью взрослого.
Пример: ребенок осваивает речь, общаясь со взрослыми. Сначала он использует слова в контексте общения (социальная речь), затем начинает использовать их для внутренней регуляции поведения (внутренняя речь).
Критика:
- Иногда недооценивается значение биологических факторов;
- Требует учета культурных и исторических различий, что усложняет обобщения.
Сравнение подходов
Современный взгляд: интегративный подход
Сегодня большинство исследователей признают необходимость комплексного, интеракционистского подхода, учитывающего как биологические, так и социальные компоненты. Развитие понимается как результат сложного взаимодействия наследственности, среды и активности самого ребенка.
Примером может служить теория развития Ж. Пиаже, которая сочетает элементы биологического созревания и активного познания мира через деятельность. Также важны современные идеи эпигенетики, подчеркивающие, как окружающая среда может влиять на экспрессию генов, то есть даже биология подвержена воздействию среды.
Вывод:
Возрастная психология оперирует широким понятием факторов и сил развития. Биогенетический подход акцентирует врожденные предпосылки, социогенетический — роль воспитания и культуры. Наиболее продуктивным сегодня считается интегративный подход, признающий развитие результатом взаимосвязи биологического и социального, при активной роли самого индивида.