Найти в Дзене

Нужны ли права на электросамокат в 2025 году? Простыми словами

Оглавление

Электросамокаты прочно вошли в нашу жизнь, и с 2023 года для них появились отдельные правила дорожного движения. Теперь каждый, кто встает на электрический самокат, фактически считается водителем особого транспорта – средства индивидуальной мобильности (СИМ). В этой статье в лёгком стиле разберём, что это значит, чем электросамокаты отличаются от мопедов и мотоциклов по закону, где можно ездить на каждом из них и нужны ли водительские удостоверения. А ещё дадим рекомендации по выбору электросамоката к лету 2025 года – для города, загородных поездок (дачи) и для подростков.

Водитель электросамоката и СИМ: что говорит ПДД

Еще недавно человек на самокате считался пешеходом, но с 1 марта 2023 года всё изменилось. В ПДД появилась новая категория транспорта – «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Сюда относятся любые устройства с двигателем для индивидуального передвижения: электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколёса, электроскейтборды и т.п.. То есть если у устройства есть мотор, оно подпадает под понятие СИМ – мощность двигателя при этом не имеет значения (даже электровелосипед с мотором считается СИМ).

Водитель СИМ – так теперь официально называется человек, управляющий электросамокатом. С одной стороны, он уже не пешеход, поэтому обязан соблюдать специальные правила для СИМ. С другой – на него не распространяются все требования к обычным водителям: не нужно иметь при себе права или регистрационные документы, не штрафуют за оставление места ДТП, и т.д.. Проще говоря, права на управление СИМ в целом не требуются, и ответственность за нарушения правил наступает как у пешеходов. Однако есть важное исключение: если ваш электросамокат по своим характеристикам слишком мощный или быстрый, он уже перестаёт считаться легким СИМ и приравнивается к моторному транспортному средству (мопеду или даже мотоциклу). В таком случае для управления понадобятся водительские права соответствующей категории.

Прежде чем выяснить, когда именно нужны права, разберём основные критерии СИМ, мопеда и мотоцикла в контексте электросамокатов.

СИМ, мопед или мотоцикл – в чем разница по параметрам?

Главные параметры, определяющие статус электросамоката, – это мощность двигателя, конструктивная скорость и отчасти масса устройства. Ниже сводная таблица, чем отличается обычный электросамокат (СИМ) от мопеда и мотоцикла в юридическом смысле:

-2

Примечание: Вес 35 кг фигурирует в правилах для разграничения зон движения (легкие СИМ до 35 кг можно использовать на тротуарах, а более тяжелым запрещено), но сам по себе вес не определяет необходимость прав – она зависит прежде всего от мотора и скорости.

Как видно, основной порог – 250 Ватт мощности и 25 км/ч скорости. Если ваш электросамокат не мощнее 0,25 кВт и разгоняется не более 25 км/ч, он считается СИМ и водительское удостоверение не требуется. Но все, что мощнее 250 Вт или быстрее 25 км/ч, автоматически приравнивается к механическому транспортному средству: фактически к мопеду, и тут уже нужны права хотя бы категории M. А если электросамокат настолько силён, что его двигатель выдает более 4 кВт или конструктивно может ехать быстрее 50 км/ч – это уже уровень мотоцикла, требующий полноценной категории A.

Например, компактный городской самокат мощностью 200–250 Вт и скоростью 20–25 км/ч (типа популярных Xiaomi или Ninebot) попадает под категорию СИМ – права не нужны. А вот электросамокат с мотором, скажем, 500 или 1000 Вт, способный разгоняться до 40–45 км/ч, по сути является мопедом: для законной езды на нём придётся открыть категорию M. Если же аппарат имеет двигатель на пару киловатт и “летает” под 60–70 км/ч, как некоторые спортивные модели, то формально он уже тянет на категорию A (мотоцикл) с соответствующими требованиями.

Важно понимать, что эти требования основаны на конструктивных характеристиках. Даже если вы лично не выжимаете максимум скорости, инспектор ГИБДД может оценить паспортные данные устройства. В 2025 году официальная позиция такая: граждане без водительских прав могут передвигаться на электросамокатах только при мощности мотора ≤250 Вт и максимальной скорости ≤25 км/ч; в противном случае самокат считается мопедом, и водитель обязан иметь права категории M. Эта норма уже применяется на практике – есть случаи, когда за езду без прав на мощных самокатах наказывают так же, как за управление мопедом без прав.

Где можно ездить на электросамокате?

Правила дорожного движения теперь чётко определяют, где разрешено движение на СИМ (электросамокатах) разных типов. Место для езды зависит от массы и категории самоката, а также возраста водителя. Рассмотрим основные случаи:

  • Лёгкие электросамокаты (СИМ) до 35 кг. На таких устройствах приоритет отдан велоинфраструктуре. Взрослые и подростки старше 14 лет должны ехать в первую очередь по велосипедным дорожкам, велопешеходным зонам или выделенным велополосам. Если их нет – можно осторожно двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, обязательно уступая дорогу пешеходам. Лишь при полном отсутствии и тротуара, и велодорожки допускается выезд на обочину или край проезжей части (и то – на улицы с разрешенной скоростью не выше 60 км/ч). Таким образом, в городе на обычном лёгком самокате вы чаще всего будете использовать велодорожки или тротуары, а на проезжую часть выйдете только в крайнем случае.
  • Тяжёлые электросамокаты (масса более 35 кг). Им запрещено ездить по тротуарам и пешеходным зонам. Если ваш самокат весит больше 35 кг (обычно это большие мощные модели), то ездить можно только там, где ездят велосипеды или транспорт. Идеальный вариант – велосипедная дорожка или полоса. Если их нет – допускается движение по обочине, а при её отсутствии – по правому краю проезжей части общего пользования. Фактически такой самокат ведет себя как мопед. Напомним, что на дороги с ограничением >60 км/ч выезжать нельзя, на автомагистрали – тем более нельзя. Ездить по правой полосе нужно строго в один ряд, не обгоняя автомобили слева. Ещё нюанс: для выезда на дорогу ваш аппарат должен быть оснащён тормозом, звуковым сигналом, передней фарой и светоотражателями спереди/сбоку/сзади – убедитесь, что всё это есть штатно.
  • Электросамокат, приравненный к мопеду. Если по характеристикам ваш самокат подпадает под категорию мопеда (мощность свыше 250 Вт, скорость свыше 25 км/ч), то правила движения для него такие же, как для мопедов. Ему нельзя двигаться по пешеходным дорожкам вовсе. Доступны дороги и полосы, где разрешено движение мопедов и велосипедов. Проще говоря, на таком средстве нужно ехать по проезжей части (крайняя правая полоса или обочина) либо по выделенной велополосе, если таковая имеется. На велосипедную дорожку мопед официально выезжать не должен (велодорожки предназначены для безмоторных велосипедов и СИМ). Так что в городе мощному самокату зачастую прямая дорога в поток автомобилей – что, конечно, далеко не так комфортно и безопасно, как поездки по велодорожкам.
  • Возрастные ограничения. Дети до 14 лет могут ездить на электросамокатах только вне проезжей части. Ребята 7–13 лет имеют право кататься самостоятельно по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, но выезжать на дорогу им запрещено. Дети младше 7 лет могут быть на самокате только в сопровождении взрослых и тоже только на тротуаре или в парке. С 14 лет допускается сценарий, когда подросток на легком самокате выезжает на правый край проезжей части (если очень нужно и нет других вариантов). Однако помните: без прав подросток не может законно управлять мощным самокатом-мопедом. Категорию M можно получить только с 16-летнего возраста. Поэтому для несовершеннолетних разумно выбирать модели, которые не требуют удостоверения (см. рекомендации далее).

В целом, правила для электросамокатов сейчас во многом похожи на правила для велосипедистов, с поправкой на вес/мощность. Главное – придерживаться скоростного ограничения 25 км/ч (это лимит для СИМ по ПДД), быть предельно внимательным среди пешеходов и не выезжать без необходимости туда, где носятся автомобили.

Когда нужны водительские права на электросамокат?

Подытожим законодательные требования:

  • Без прав можно ездить на электросамокате, если он соответствует параметрам СИМ – то есть мотор до 250 Вт и скорость до 25 км/ч. Большинство простых городских моделей как раз подходят под эти ограничения, и никаких удостоверений для них не требуется.
  • Если электросамокат мощнее или быстрее указанного порога, официально он считается мопедом. Для управления необходимы права категории M (мопеды). Категория M позволяет ездить на мопедах и легких квадрициклах; получить её можно с 16 лет, сдав экзамен (теоретический и практический) в ГИБДД либо в автошколе. Однако если у вас уже есть водительское удостоверение любой другой категории (например, «B» – на автомобиль), то открывать специально «M» не нужно – вы автоматически имеете право управлять и мопедом.
  • Очень мощные электросамокаты (суммарная мощность >4 кВт или разгоняющиеся свыше 50 км/ч) юридически подпадают под категорию мотоциклов. Значит, требуются права категории A (с 18 лет). На практике таких электросамокатов немного, это скорее нишевые скоростные модели, но они существуют. Например, двухмоторные монстры вроде Halten RS-03 (мощность 2400 Вт, скорость до 65 км/ч) фактически выходят за рамки мопеда и требуют категорию A (ведь скорость превышает 50 км/ч). Ездить на таком без соответствующих прав – незаконно.

Штрафы. Имейте в виду, что нарушение этих требований может привести к весьма неприятным санкциям. Пока что КоАП РФ не ввёл отдельной ответственности для водителей СИМ, но если ваш электросамокат квалифицируется как мопед/мотоцикл, то и наказание будет, как для соответствующего транспорта. Например, езда без прав (когда они требуются) грозит штрафом 5–15 тыс. руб. по ст.12.7 КоАП. Уже были случаи, когда нетрезвых или бесправных самокатчиков штрафовали именно по «водительским» статьям, опираясь на технические характеристики их самоката. Так что лучше сразу выбрать модель, подходящую под ваш статус, или же своевременно получить нужную категорию удостоверения.

Рекомендации по выбору электросамоката (лето 2025)

Как же выбрать “правильный” электросамокат с учётом всех этих правил? Нужно ориентироваться на свои задачи и, конечно, на возраст и наличие прав. Вот несколько советов и примеров актуальных моделей:

Пример лёгкого городского электросамоката (Xiaomi Electric Scooter), не требующего водительских прав.

  • Для города. Если вам нужен самокат для городских поездок, лучше отдавать предпочтение лёгким и немощным моделям, которые не потребуют регистрации и прав. Во-первых, с такими устройствами вы свободно ездите по велодорожкам и даже тротуарам, не рискуя нарушить закон. Во-вторых, малый вес позволит заносить самокат в офис или квартиру. Обратите внимание на линейки Xiaomi Mi Scooter и Segway-Ninebot – они популярны за счёт надёжности. Например, модель Xiaomi Electric Scooter 3 Lite весом ~13 кг имеет мотор 300 Вт и ограничение скорости 25 км/ч, что делает её законным СИМ для городских условий. Аналогично, серия Ninebot KickScooter D (D18/D28) от Segway – тоже в пределах 250–300 Вт и 20–25 км/ч, идеально для города. Такие самокаты разгоняются достаточно для неспешной поездки (обычно 20–25 км/ч), обладают складной конструкцией и хорошей автономностью (20–30 км хода). Права не нужны, шлем по закону тоже не обязателен – хотя для безопасности шлем очень рекомендуется.
  • Для дачи и бездорожья. Загородные условия часто требуют более мощного и проходимого самоката: с большим мотором, ёмкой батареей, усиленной рамой и толстыми колесами. Имейте в виду, что практически все подобные модели выходят за рамки СИМ. Их моторы обычно 500–1000 Вт и больше, а скорость 40+ км/ч – значит, официально это мопеды. Если планируете выезжать на таком самокате на общие дороги (в деревне, посёлке), придётся иметь права категории M. Но на закрытой территории (например, внутри дачного кооператива) многие катаются и без прав – это уже на свой страх и риск. Из популярных внедорожных самокатов можно упомянуть Kugoo G1/G2/G-Booster, Halten RS-03, Dualtron Ultra/Thunder – это тяжелые аппараты с двухмоторным приводом. Они могут развивать 50–80 км/ч и весить под 30–40 кг. Для примера, Velocifero Minimad Plus Offroad (Италия) оснащён 500-ваттным мотором и едет до 45 км/ч – технически это мопед, и в городе на нём нельзя по тротуарам.

Мощный внедорожный электросамокат (Velocifero Minimad Plus Offroad) – тяжелый и быстрый, требует категории M для поездок по дорогам общего пользования.

При выборе «дачного» самоката убедитесь, что у него хорошая подвеска, большие колеса и прочные тормоза – скорость у таких моделей высокая, ответственность на водителе больше. Кстати, езда по бездорожью (проселкам, тропам) на электросамокате правилами не регулируется – там вы сами себе инспектор, но не забывайте про безопасность и экипировку.

  • Для подростков. Покупая электросамокат ребенку или подростку, особенно важна безопасность и соответствие правилам. До 16 лет у ребят всё равно нет водительских прав, поэтому выбирайте модель, не превышающую параметры СИМ. Оптимально что-то лёгкое, со скоростью не более 20–25 км/ч. Для младших подростков (лет 10–13) подойдут даже детские электросамокаты мощностью 100–200 Вт, разгоняющиеся до 15–20 км/ч – этого достаточно для двора или парка. Например, есть модель Kugoo Kirin First (вес ~6 кг, мотор 100 Вт, макс. 15 км/ч) специально для детей. Для старших подростков 14–17 лет можно взять «взрослый» базовый самокат (тот же Xiaomi или Ninebot) – он прослужит дольше. Главное, проведите инструктаж: напомните ребенку про приоритет пешеходов на тротуаре, про запрещённые манёвры (нельзя ехать по проезжей части без необходимости, нельзя пересекать дорогу на самокате – только слезая и пешком). Также имеет смысл сразу докупить шлем и защиту – в подростковом возрасте чувство скорости часто опережает чувство осторожности.

Итог: если ваш самокат попадает под определение СИМ – наслаждайтесь ездой без лишних хлопот, соблюдая скоростной режим и уважая окружающих. Если же выбираете более мощную модель, будьте готовы соблюдать правила как водитель: получить нужную категорию прав, зарегистрировать аппарат при необходимости и придерживаться всех ограничений. Лето 2025 – отличное время для покатушек, и знание новых правил поможет сделать их безопасными и законными. Ни гвоздя ни жезла, и приятной поездки!

Источники и ссылки: Правила дорожного движения РФ (разд. 24); Постановление Правительства РФ №1769 от 06.10.2022; разъяснения ГИБДД и Министерства транспорта; новости РИА, Autonews и др.

SEO-поиск

электросамокат 2025, нужны ли права на самокат, права на электросамокат, ПДД 2025 самокат, где можно ездить на электросамокате, штраф за самокат без прав, электросамокат без прав, какой самокат выбрать, самокат до 250 Вт, самокат до 25 км/ч, категория M, категория A, самокат для подростка, правила для СИМ, мощность самоката, разрешённая скорость самоката, лучшие электросамокаты 2025, самокат для города, самокат для дачи, лето 2025 самокат