«Пятница 13-е» — уникальная слэшер-франшиза. Во-первых, стоит изумиться пылкости создателей, которые в течение 10 лет каждый год стругали по фильму. При этом качество всех фильмов оставляет максимально и очень сильно желать лучшего. Что ещё любопытно, во франшизе нет ни одного хорошего фильма. У каких-нибудь «Кошмара на улице Вязов», «Хэллоуина» или «Техасской резни бензопилой» хотя бы первый фильм был хорошим, а потом всё пошло по бороде. «Пятницу 13-е» все не любят буквально сразу. После неудовлетворительных сборов восьмой части франшиза ненадолго ушла на покой. Чтобы с отвратными попытками в середине 90-х и 2000 окончательно умереть. В конце 00-х Майкл Бэй решил стряхнуть пыль и с этого ужастика. И тоже не особо получилось. Поэтому в общем франшиза насчитывает не символические 13, а всего (или целых) 12 частей. Я расставил все фильмы франшизы от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
12. Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница (1993), (43+41+(15+17)/2)/3=33.33
Спустя 4 года уже даже Сатане или Аиду надоело, что фильмы про Джейсона Вурхиза выходят и выходят. Поэтому тут персонажа решили насильно затащить в ад. В самом начале фильма маньяка окружают военные, которые палят из него всем, что палится. Поэтому чувак в лютой ситуации рассыпается на отдельные детальки. Мне искренне казалось, что сейчас Джейсон реально будет путешествовать по аду. Мочить там Сатану, чтобы он воскресил его девятый раз, а то франшиза в простое.
Но нет, концепция фильма оказалась другой. При этом неиронично интересной для девятого фильма к чёрту прогнившей франшизы. Теперь Джейсон переселялся из одного тела в другое, поэтому убить его буквально невозможно. Звучит реально жутко. Типа нужно по всему населению жахнуть чем-нибудь, чтобы такого чёрта одолеть? Правда, гораздо интереснее было бы посмотреть на реализацию такого сюжета в фильме с адекватными сценаристами. А тут это снова медленное брожение какого-то чела, который всех убивает. Неинтересно.
Ну, вы сами видите оценки: сказать девятой части совершенно точно нечего. Она лишь будет топтаться на месте во всех смыслах. Поэтому моя рекомендация — проводить настолько сложные опыты над своим организмом не стоит. Кино смотреть не надо. А теперь я его к чёрту заспойлерю.
Хотя создатели это уже эпично сделали за меня. Причём прямо в названии. В какой конкретно промежуток Джейсон отправится в ад, как считаете? Или, может, думаете, что это кликбейт? Оу ноу, друзья, это чистая правда. В самой последней сцене фильма из-под земли вылазят демонические руки, которые реально утаскивают Джейсона прямо в ад. Особо пытливые зрители могли даже заметить отсылку на Фредди Крюгера с его коготками. Потом эти парни кроссовер устроят, если помните. Ну то есть девятая часть настолько ленивая и бессмысленная, что даже персонажи этого фильма оказались абсолютно бесполезными. Их в итоге спасло, по всей видимости, провидение.
Длинными словами повторять не буду: кино — полная шляпа. Сжечь.
11. Пятница 13-е — часть 8: Джейсон штурмует Манхэттен (1989), (48+45+(11+14)/2)/3=35.16
Джейсон штурмует Манхэттен. Ну разве может такой фильм, который целая восьмая часть крутой франшизы, быть плохим? Это, конечно, не первый раз, когда меня вынесло с подзаголовка «Пятницы 13-е», но этот был самым потрясающим.
После среза бюджета на седьмой части к восьмой ценник внезапно взлетел. Причём в два раза. Так что на момент выхода «Джейсон штурмует Манхэттен» стал самым дорогим фильмом франшизы. Хотя стоил всего 5 млн долларов. При этом удалось пробить дно и почти провалиться в прокате. Сборы в 14 млн были самыми слабыми за все 8 фильмов, так что после Манхэттена Джейсон на пару лет наконец-то обрёл покой.
Лично я разочарован. Конечно, эпик почти оргии из седьмого фильма перебить было трудно, но восьмая часть даже не попыталась. Тут не было ни одной постельной сцены, что я считаю полным провалом. Дальше поймёте, в чём дело.
В общем, штурмующий Манхэттен Джейсон решил развлечь нас разнообразием. Поэтому кромсал люд недобрый не в каком-то ночном лесу, а на кораблике. А потом все дружно выбежали на реальные улицы Манхэттена, где Джейсон продолжил кромсать. При этом персонажи всегда, ну просто всегда погибают самым тупым образом. Какого-то дедка-учителя утопили в бочке с водой. Хрен ли ты не убежал и не ушёл от тупого еле бредущего маньяка? Не понимаю эти фильмы.
Зачем-то в этот фильм решили добавить драматической интриги. Тут снова новые персонажи, поэтому им снова рассказывают предысторию Джейсона Вурхиза. А какая-то девушка из главных героев начинает видеть странные галлюны, где маленький Джейсон взывает к ней. Выглядит это очень странно. И ещё сильнее тормозит и без того унылый сюжет.
В общем, смотреть сие действие запрещается. Иронично над этим фильмом не поиздеваешься. Это дикая скукотища самого банального слэшера. Причём сделанная из рук вон плохо. Прям очень плохо. 3 из 10.
10. Джейсон Х (2000), (47+44+(19+25)/2)/3=37.66
Новой части пришлось ждать очень долго. «Последняя пятница» выходила в 1993 году, где тихо-мирно собрала свои копейки и вроде как закончила франшизу Вурхиза. На стыке тысячелетий к маньяку вернулись, но уже на мощностях другой студии. Вообще, правами на название «Пятница 13-е» владела студия Paramount, которая выступала дистрибьютором на предыдущих частях до этого. В «Джейсоне Х» такого названия нет, так что New Line, которой после 1990 года принадлежат права на образ Джейсона Вурхиза, состряпали кино без них. А потом повторили на кроссовере с Фредди Крюгером.
Но конкретно с «Джейсоном Х» вышла промашка: в прокате кино провалилось. Хотя не то чтобы сильно эффектно — при бюджете в 11 млн (что, кстати, стало рекордом франшизы) собрали всего 16. Да и зрительские оценки снова были худшими в серии, хотя казалось бы — куда уж хуже...
Но лично мне «Джейсон Х» доставил гору удовольствия — гениальное кино. Вот есть серийный убийца, который изначально орудовал у конкретного летнего лагеря. Потом немного расширял свою географию. Как-то добрался до Манхэттена. Как думаете, куда теперь опустится его взор? Верно, в космос. Я не понимаю, почему фильм не назвали так: «Джейсон убивает вновь... в космосе!». Было бы просто легендарно.
Короче, нашей планете приказали долго жить. И там безжизненная пустыня с блэкджеком и антиутопиями. Но какая-то гениальная группа студентов с колонии решили на нашу планету смотаться, чтобы найти тело Вурхиза и исследовать. Бедный маньяк. Если честно, даже не знаю, что меня больше веселит: завязка или сцена пробуждения Джейсона. Все слэшеры так или иначе помешаны на постельных сценах, где маньяк убивает жертв в самый пикантный момент. Тут чуваки занимались сексом, но им повезло относительно. Их не убил Вурхиз, допустим, сразу после сношения. Нам представили две сцены в параллельном монтаже, где сначала парочка студентов трахается, а Джейсон в этот момент оживает. Господь, почему меня так прёт с этой сцены? Она так комично снята и смонтирована, что сил моих нет.
С остальных сцен я ловлю дикий испанский стыд. Главному злодею, короче, сделали ребрендинг. И теперь он прокачался до космического серийного убийцы. С самыми смешными масками и типа бронёй, что больше похоже на очень крупного бдсмщика будущего. И этот парень по классике ходил и убивал всех подряд, только теперь ходил по космическому кораблю. Противостояли ему даже андроиды. А у одной из этих андроидов были отваливающиеся соски. Сцена, конечно, была очень смешной, но зачем она нужна? Ну и великая концовка, где Джейсон решил стать звездой, под которую желания надо загадывать. Ну и как же символично он упал в своё озеро, аж волосы дыбом.
Короче, под конец такой треш получился, что хоть стой, хоть падай. Франшиза довольно давно стала лютым трешем, но с «Джейсоном Х» перешла на новый уровень. Или, скорее, постучала с ещё более днищенского дна.
9. Пятница 13-е — часть 5: Новое начало (1984), (53+47+(18+16)/2)/3=39.0
Так, я немножечко в культурном шоке от оценок 5-й части. Критики там разносят всё без разбору, но вот зрители как-то держали оценки «Пятниц» в районе 6 баллов. А на пятой всё улетело в тартарары, что аж 5,3 на КиноПоиске и сразу красная зона на IMDb. Я был уверен, что вот тут-то и пойдёт тот самый треш. А мне вообще даже понравилось. Тут ван-лав серии случился, вот настолько.
Конечно, ван-лав случился на правах ироничного плохого фильма, который местами настолько плох, что хорош. Хотя случаются и неиронично прикольные штуки.
Лично меня больше всего вынесло с построения сюжета и логики некоторых сцен. Главному герою, которому всё время видится Джейсон Вурхиз, скоро окончательно съедет кукухой. Поэтому давайте отправим его в такое место, которое визуально напоминает лагерь «Хрустальное озеро». А ещё тут не будет никакой охраны, поэтому разные психические личности могут спокойно орудовать кулаками или даже топором. Чё б нет? Но больше всего меня смешит именно то, как развивается сюжет. По сути, всё кино делится на отдельные блоки одного и того же содержания. И это всё повторяется несколько раз. Появляются какие-то персонажи, коих мы видим первый или второй раз. И решают, что перепихон — это круто. В первый пара героев только готовится к этому знаменательному событию, но кайф обламывают ещё до его начала. Следующей паре уже повезло гораздо больше — их прикокали уже после всех плотских утех. Не знаю, меня так веселит этот фильм тупо из-за своей структуры. Нужно обязательно раздеть каждого персонажа, а потом прикончить его. Когда это произошло в третий раз, меня просто вынесло.
Ну а теперь про неиронично хорошие моменты. Но будут спойлеры, так что бегите, глупцы. Джейсона действительно убили в четвёртой части, а подзаголовок «Новое начало» обозначает аналог софт-ребута, где создатели вынуждены ковать уже без титульного убийцы. Тут как в «Пиле» — есть подражатель. Который тоже почему-то непробиваемо-непрошибаемый, но да ладно. А потом в конце-таки происходит твист, где главный положительный герой, убивший Джейсона в прошлом фильме, сам становится новым маньяком. Это в принципе звучит прикольно, даже без привязки к другим тупым частям.
Но и минусы этот проект не обошли стороной. Самое очевидное — именно здесь герои окончательно отупели. Нет бы тикануть со всей дури в лес. Нет, мы медленно поковыляем, споткнёмся, а потом с дикими орами будем ползти от убийцы вместо того, чтобы встать и убежать ещё раз. Маньяка, конечно же, никто добивать не хочет. Нет бы треснуть раз и навсегда — нет, будем с одышкой стоять и смотреть на него.
В общем, пятая часть довольно весёлая. Я даже не поскуплюсь ей на 6 из 10. Заслужила.
8. Пятница 13-е — часть 7: Новая кровь (1986), (53+52+(35+13)/2)/3=43.0
В последних фильмах я уже слабо отдавал себе отчёт в том, что происходит. Каждую новую часть зачем-то связывают с предыдущей. Седьмая стартовала с флэшбеков к прошлому фильму, где нам очень вкратце рассказывали о том, как воскрес Джейсон.
При этом персонажи новой части оказались абсолютно новыми. Поэтому смысл этого пролога так и остался загадкой. Он только больше запутал меня. В четвёртом и пятом главным героем был Томми. В шестом вроде тоже он, но там был рекаст. И в дубляже, который у этой части внезапно есть, меня запутал голос Дмитрия Череватенко. Который озвучил и пролог с флэшбеками к шестой части, а потом другого персонажа. И я подумал, что это тоже Томми, просто сыгран другим актёром. А тут такое.
А ещё седьмой части почти на треть понизили бюджет. Всё-таки седьмой раз такое дерьмо продавать уже как-то совсем некультурно. Так что фильмы постепенно собирали всё меньше, но действительно проблемой это станет только на восьмом фильме. Но седьмой будет ощущаться прям бюджетной шляпой ещё сильнее. Здесь максимально убогие убийства и съёмка. Смотреть на очередные потужные убийства старого толстого скуфа, который очень пытается, становится во всех смыслах больно.
Но в фильме всё-таки была одна хорошая сцена. Легенда всей франшизы, я считаю. Мы ещё не раз вспомним в этой франшизе гениальные постельные сцены, которые Джейсон различными способами обламывал. В этом фильме дело дошло до абсурда. Только вчитайтесь: ТРИ. Три постельных сцены происходили в параллельном монтаже. Целых шесть человек решили уединиться где-нибудь, чтобы их секс был последним впечатлением их жизни. Причём, вы не думайте, что это растянутая втрое сцена. Неправда. В каждой из трёх сцен разный контекст: где-то Джейсон убивает ещё до начала сношения, где-то — во время, где-то — уже после. Не знаю, по мне, это было потрясающе. Лучше сцен с убийствами и обнажёнкой в ужастиках я не видел. «Техасская резня» и Фредди Крюгер без шансов отдыхают в ближайших кустах.
В целом фильм, конечно, получился убогим. Но за вышеописанную сцену я готов простить его за всю бюджетность и убогость. Даже 5 из 10 поставлю.
7. Пятница 13-е — часть 3 (1982), (60+56+(7+30)/2)/3=44.83
Третья часть не заставила себя долго ждать, так что, как и второй фильм, появилась на свет уже через год. Конечно, такой конвейер не мог не сказаться на качестве фильма. И он сказался — оценки у франшизы и раньше были не ахти, но тут очень сильно просели. Тем не менее кино собрало кассу очень хорошую, поэтому трилогия уже через год снова расширилась.
Вообще, мне даже относительно нравится третья часть. Я её воспринимаю где-то вровень со второй, хотя по тону и атмосфере она отличается. Третья часть, на мой взгляд, лучше всего приблизилась к званию нормального одноразового ужастика. Именно третья часть сформировала окончательный образ Джейсона Вурхиза — вдовесок к костюму он наконец получил каноничные хоккейную маску и саблю, которые будут сопровождать его на протяжении всех последующих фильмов. Этот стиль и сделает Джейсона культовым и всеми известным, даже если вы вообще не в курсе про фильм 1980 года и его продолжения.
Во-вторых, а убийства тут не только жестокие, но и немного с выдумкой. Здесь Джейсон вас чем-то только не поджарит, заколет, зарежет, раздавит, задавит и т. д. Это выглядело гораздо эффектнее предыдущих частей. Да и с бюджетом в 2,2 млн оно и понятно. Ну и местами триквел действительно удивил и впечатлил меня, что в неироничном ключе больше в серии для меня никогда не случится (ладно, один разок будет). Да и до не то чтобы было. Во-первых, криповая распоротая рожица Джейсона. Я запомнил эту чудо-моську надолго. Во-вторых, сон. Не люблю такие нечестные ходы, но в этот раз как-то даже прикольно получилось. В-третьих, никто не рассказывает байки про Джейсона. А значит, никто не знает его предысторию, что тоже ощущается покруче.
А ещё у третьей части совершенно внезапно есть дубляж. Тут вообще интересно — почему-то продублировали только третью, седьмую и одиннадцатую часть. Даже не знаю, хорошо или плохо, что дубляжа в большинстве частей нет. С одной стороны, можно ловить дополнительные смешки с переигрывающих или недоигрывающих актёров самых отбитых частей. С другой стороны, их крики тоже приходится слушать. И уже это неприятно.
Короче, я бы третью часть засчитал за самый нормальный ужастик всей франшизы. И завершение трилогии было бы даже плюс-минус достойное. Но у нас дальше будет ещё много контента.
6. Пятница 13-е (2009), (59+55+(25+34)/2)/3=47.83
Майкл Бэй в качестве продюсера любил воскрешать всякие культовые ужастики прошлого. В случае с «Техасской резнёй бензопилой» получилось ещё сносно, по мнению некоторых. Но вот дальше не пошло, а «Пятница 13-е» и «Кошмар на улице Вязов» пусть и стали финансово успешными, но понравились они максимально скудной аудитории.
Лично я считаю, что при Майкле Бэе все три франшизы стали ни рыба ни мясо. Трудно обвинять все три ребута в какой-то дикой трешовости — они хотя бы в принципе понимают, что происходит. Сняты в принципе одинаково. Не без идиотии, с очень характерной атмосферой фильмов середины 00-х. И «Пятница 13-е» показалась мне самой адекватной среди этих перезапусков.
Да, как кино в целом это довольно печальное зрелище. Но хотя бы с парочкой достоинств. Во-первых, оно не клинически скучное. Здесь всегда есть какое-то действие, которое разбавляют персонажи для комедийной разгрузки. Да и Джейсон начинает орудовать довольно быстро. В фильме есть пролог, а потом второй пролог минут на 20, где Джейсон очень быстро покрамсал партию подростков. Потом туда же приехала новая.
Персонажи получились похожими буквально на любой состав для слэшера: благородный чел, высокомерный мудак, хорошая и милая девушка, блонди-тёлка, стерва, укуренный, чёрный со своими странностями и чел, который ни о чём, потому что умирает после первой же реплики. Короче, персонажи не ахти, но чувак из «Сверхъестественного» ловит мой лайк. Пусть голос в дубляже у него и очень смешной.
Убийства получились довольно скучными. На озере парочку прикокали прикольно, но дальше просто побегушки по дому или по пыльной дороге. Нет вот этой некомфортной атмосферы, хороших саспенсовых моментов первых частей, где жертвы беспомощно пытались отделаться от маньяка. В этом фильме даже был зафиксирован первый реальный отпор Джейсону. Один из персонажей увидел Вурхиза и вместо криков или стояния на месте втащил ему. Было бы весело, если бы забил чем-нибудь насмерть. Но вместо этого решил бежать и был таков. Концовка вообще получилась максимально унылой, а Джейсон тут какой-то лох, нервно курящий в сторонке по сравнению с Кожаным лицом.
Ну и обязательный блок про секс. В этом фильме две постельных сцены и третья сцена с обнажёнкой по приколу. Если ты голый, то значит, что через пару минут будешь мёртвым — всегда так в этой франшизе работало. И мне на полном серьёзе было интересно, как это будут обыгрывать в новом фильме. Обыграли по большей части скучно. Сцена из второго пролога была очень скучной, даже напряжения не нагнали. Потом была сцена, где голая девушка каталась на катере. Знаете, почему-то мне так понравилась сцена её убийства. Её там не насиловали или похожее, если что. Но этот трёхсекундный кадр выглядел гениально. Ну и в конце тоже просто скучнейшая постельная сцена, где меня улыбнула только фраза «Ну, тема сисек у тебя раскрыта». Мне вообще казалось, что главный говнюк изменяет своей девушке, а по факту сцена не нужна и ни к чему не привела.
Фильм в целом стандартизированно посредственный. Максимально прямолинейный и простой ужастик, сделанный на скорую руку. Такое можно посмотреть, если вы готовы терпеть любой треш жанра. На фоне прошлых частей эта «Пятница 13-е» сделана почти достойно или типа того. Она хотя бы частично адекватная. 5,5 из 10.
5. Пятница 13-е — часть 4: Последняя глава (1983), (60+60+(24+33)/2)/3=49.5
Если честно, меня очень печалят относительно высокие оценки этой части. Это чудо явно не лучше триквела. Да и, на мой взгляд, это одна из худших частей франшизы в принципе.
Наверное, в положительном ключе я воспринимаю только заголовок, который в наше время читать невероятно потешно. «Последняя глава». Ага, конечно, солнешно. А в остальном эта часть выглядит настолько высосанной из пальца, что сил моих нет. С другой стороны, это только первопроходец. Майк Майерс потом подобные воскрешения поставит на адский конвейер, но и первый блин Вурхиза получился комом. Его каким только образом не насиловали в прошлой части, чтобы убить. Ну всё, он точно труп — везите в морг. Но чел решил, что мало. Поэтому решил, что можно и воскреснуть. И снова пошёл кромсать всех, кто плохо лежит в различных сексуальных позах.
В этот раз в сюжет вводят ещё и ребёнка. Которого так нехило замаскировали, что он воспринимается ещё страшнее самого Джейсона со всеми его костюмами и саблями.
В остальном четвёртая часть какая-то скучная. Тут очень пресные убийства, которые выполнены больше в атмосфере первого фильма, только с бюджетом. В атмосфере первого фильма, то есть очень медленные. Но при этом «Последняя глава» всё ещё при бюджете, так что при скудной выдумке будет убивать своих героев с мясом.
Абсолютно типичную скучнейшую концовочку разбавили небольшим сюжетным поворотом. Наверное. В этой части это выглядело так, как будто один маньяк прикончил другого. В остальном я умер от скуки, поэтому скажу, что это реально худшая часть. Тут даже посмеяться почти не над чем.
4. Пятница 13-е — часть 2 (1981), (61+61+(32+26)/2)/3=50.33
Вообще, мне вторая часть нравится даже больше первой. Потому что она примерно точно такая же по содержанию, но более стремительная. И смотреть её было чуть менее мучительно и скучно.
Во второй части уже начал вырисовываться портрет плюс-минус привычного Джейсона Вурхиза. Вместо загадочной руки или ноги нам показывают человека в натуральную величину. И так как я смотрел некоторые части залпом, то иногда смотрел не очень внимательно, так что некоторые моменты немного взрывают мне мозг. Так Джейсон утонул в детстве или нет? Почему тогда сейчас он так возмужал и мстит? Вообще, было бы весело, если бы ребёнок всех так убивал. Как мне сказал великий товарищ Интернет, Джейсон по основной теории не умер, а всё-таки выжил, чтобы обосноваться в хижине в лесу. Тогда в чём вообще смысл мести его матери? Я не знаю.
Конечно, в основном в этом ужастике меня веселит система слэшеров. Ну вот собралась большая группа людей, которые волей судеб разъединяются на пары. И поэтому Джейсону проще их всех попересшибать. В первом фильме это было подано плюс-минус адекватно, и то не везде. Во втором фильме уже больше похоже на какой-то кек. Вроде попали в летний лагерь, который запустился чудом. Почему бы не поехать далеко-далеко побухать в баре? В том числе вместе с вожатыми. Для других участников это, конечно же, прекрасный шанс на секс. «Хэллоуин» уже научил меня, что подростки могут выжить после секса только в оргиях, поэтому в «Пятнице 13-е: Часть 2» это смотрелось очень скучно.
А чего-то ещё удивительного в фильме в общем-то и не было. Убийства были кровавыми, но хотя бы быстрыми и стремительными. Джейсон был реальной угрозой, который прям размешивает всех тупых людишек. Ну и ещё стоит отметить в защиту этого фильма, что персонажи тут тупили при виде Джейсона меньше всего. То есть не спотыкаясь и ползая от маньяка. Хотя он всё равно грохал всех быстро.
Не могу сказать, что вторая часть мне действительно понравилась. Это всё ещё очень специфический аттракцион, полный штампов и дурацких моментов. Но я поймал свой миг иронии, поэтому кино не казалось совсем адской парашей. Пожалуй, именно вторая часть определила моё ненавистное отношение к серии в целом. В основном мне было плохо, но иронично весело. Этому фильму я бы даже поставил 5,5 из 10.
3. Фредди против Джейсона (2003), (61+57+(42+37)/2)/3=52.5
Что Фредди Крюгер, что Джейсон Вурхиз уже давно не показывались на больших экранах кинотеатров. И если их появление благодаря качеству последних фильмов по отдельности вряд ли смогло бы привлечь кучу народу в кинотеатры, то вот кроссовер между двумя культовыми злодеями определённо был интересен многим.
По-моему, это противостояние больше походит на новую часть «Кошмара на улице Вязов». Крюгер всё-таки всё ещё жив, но сталкивается с проблемой — убивать самостоятельно он не в состоянии, так что ищет себе подручного, коим и становится Вурхиз. И, как и «Кошмар», своим главным достоинством фильм козыряет не очень часто. Нам сначала заявят двух главных антагонистов, а потом час кряду будут показывать лица каких-то там очередных подростков, что выдумывают планы об убийстве Крюгера вперемешку с соплями.
Но когда кино доходит до своего пика и наконец показывает бой между парочкой, то более-менее все минусы испаряются. Стоил фильм 30 млн долларов, что сделало его самым дорогим как среди всех «Кошмаров», так и всех среди «Пятниц». И основные силы явно были потрачены на финальную дуэль, которая по меркам обоих франшиз идет продолжительное количество времени — минут 15-20.
Касательно сценария фильм также примитивен и туп, как и четвёртая, пятая, шестая и вторая части «Кошмара», но у кроссовера есть одно значительное преимущество — экшен банально круче. Для 2003 года снято всё вполне добротно, хотя излишняя концентрация на людях раздражает. Ну и ещё я был немного разочарован финалом — в этот раз я как никогда болел за Фредди, но он опять проиграл. Дали бы хоть раз злодею одержать полную победу, без этих экивоков или намёков на продолжение под конец.
Но в целом получился вполне смотрибельный кроссовер. До 7 баллов из 10 он вряд ли дотягивает, но там были неплохие находки и крутое противостояние, я бы поставил крепкие 6 из 10.
2. Пятница 13-е — часть 6: Джейсон жив! (1985), (59+60+(50+30)/2)/3=53.0
Я всё ещё пребываю в культурном шоке. Каким образом оценки шестой части взгромоздили её аж на 2 место списка? Хотя подзаголовок говорит как бы сам за себя. Да-да, после четвёртого фильма, когда последняя глава, Джейсон умер, но не насовсем.
Мне вообще так нравится метод его воскрешения. Лежит похороненный чел на кладбище, а его по приколу решают откопать и удостовериться, чё по чём, хоккей с саблей и мячом. И тут молния чебурахает - и Джейсон жив! Обязательно восклицательный знак!
Короче, это почти как четвёртая часть, только всё-таки немного смешнее. Чуть-чуть. Сюда даже смешного секса не завезли, так что совсем неинтересно. Лишь скучнейшие убийства. Причём снятые очень лениво. По-моему, именно с этого фильма пошёл вот этот странный затуп, когда персонаж бежит-бежит, а Джейсон еле тащится за ним пешочком. Но всё равно влёгкую догоняет - и писец. Мне б такие способности.
Больше из этой части как-то и вспомнить нечего. Она посредственная, но максимально скучная до кучи. Тут даже нет интересных моментов, какие можно было бы обсудить. Смерти скучные, расправа над Джейсоном банальная. Разве что я на этом фильме понял, что создатели «Пилы» больше всего вдохновлялись сюжетными поворотами из этой франшизы. Но, надо отдать им должное, хоть как-то этот бред перерабатывали.
1. Пятница 13-е (1980), (63+64+(66+22)/2)/3=57.0
Я не смотрел ни одной части до подготовки к этой статье, но всё-таки мне казалось, что хотя бы первая часть сможет немного удивить, показав добротный слэшер. Но не получилось. Случай с «Пятницей 13-е» мне во многом напомнил оригинальный «Хэллоуин» 1978 года. Мне кажется, что оба фильма чертовски устарели примерно по всем фронтам. И сейчас смотреть это невероятно скучно и больно.
В общем, на 1 месте можно и посвятить, кто такой Джейсон Вурхиз. В детстве он якобы утонул в озере во время пребывания в летнем лагере. Его мама решила отомстить за смерть сына, а в итоге её саму убили. И в первом фильме на самом деле живой Вурхиз мстит всем участникам летнего лагеря, совершая над ними кровавую расправу.
Проблема фильма 1980 года в его лютой бюджетности, из-за которой даже полуторачасовой фильм ощущается дико медленным. Темп у картины действительно нереально медленный. Как и в «Хэллоуине». Кого-то убивают максимально нелепым, но при этом очень долгим способом. Нам долго показывают то, что делает такой-то персонаж. Потом очень долго заставляют ждать, когда же наконец его зарежут каким-то кровавым способом. Потом этот персонаж будет мучительно долго умирать или же просто валяться трупом.
При этом сам замес начинается не сразу. Примерно полчаса или того больше фильм потратит на долгую экспозицию персонажей. Что потом станет визитной карточкой серии. Примерно половину от хронометража персонажи будут просто ходить и болтать. И когда в кадре остаётся кто-то один, то можно быть готовым, что сейчас кровушка польётся из всех щелей.
Говоря о Джейсоне Вурхизе, я немного удивлён тому, как он показан в первом фильме. Пусть кино до 2025 я не смотрел, но визуальный образ от сабли до хоккейной маски мне был вполне знаком. Тем удивительнее, что в этом фильме каноничного Вурхиза вообще не было. И персонажей убивали весьма любопытным образом с точки зрения операторской работы.
Но в целом слэшер определённо слабоват. Даже удивительно, что тут даже не первая часть сильнее всего повлияла на поп-культуру. Хотя кино наверняка способствовало популяризации стереотипа о кое-каком сочетании несчастливого числа и дня недели. Спасибо, что не субботу.
В общем, фильм 1980 интересен только очень смешным молоденьким Кевином Бэйконом. В остальном это очень забываемый, скучный и одномерный слэшер, который выделяет только непомерно много частей. 4 из 10.
Следующее От худшего к лучшему будет по вселенной «Лило и Стича».
Ссылка на телеграмм-канал.