Найти в Дзене

Курбан 2025 в России: кому отдавать мясо, можно ли онлайн — мнение Исмагила Шангареева

Мусульманин, общественный деятель, бизнесмен, писатель-публицист, культуролог, владеющий татарским, русским, арабским и шведским языками, автор фундаментального труда «Ислам и Мир» Исмагил Шангареев ответил на часто задаваемые вопросы, связанные с Курбан-байрамом. Он — сын имама Каляметдин хазрата, потомок знатного рода Гиреев, отец 12 детей и 16 внуков. — Исмагил эфэнде, правда ли, что во время Курбан-байрама нельзя торговаться за жертвенное животное? — Это не так. Наоборот, торг — это сунна. Допустим, продавец просит за барашка 20 тысяч рублей, пользуясь тем, что он — единственный на базаре, или время уже поджимает. Вы можете назвать свою цену, скажем, 10 тысяч. Он ответит: 18. Вы скажете: 12. Потом он — 16, вы — 14. И в итоге вы сходитеcь на 15. Такой торг приветствуется, он — часть сунны Пророка (с.г.в.). — В связи с этим вспоминаю смешной случай. В первый раз в хадж мы поехали в 1990 году. Муфтий Талгат-хазрат Таджуддин организовал первый хадж. Нас пригласил король Саудовской Ар
Оглавление

«Торговаться — это сунна»: о цене на барашка и справедливости

Мусульманин, общественный деятель, бизнесмен, писатель-публицист, культуролог, владеющий татарским, русским, арабским и шведским языками, автор фундаментального труда «Ислам и Мир» Исмагил Шангареев ответил на часто задаваемые вопросы, связанные с Курбан-байрамом. Он — сын имама Каляметдин хазрата, потомок знатного рода Гиреев, отец 12 детей и 16 внуков.

— Исмагил эфэнде, правда ли, что во время Курбан-байрама нельзя торговаться за жертвенное животное?

— Это не так. Наоборот, торг — это сунна. Допустим, продавец просит за барашка 20 тысяч рублей, пользуясь тем, что он — единственный на базаре, или время уже поджимает. Вы можете назвать свою цену, скажем, 10 тысяч. Он ответит: 18. Вы скажете: 12. Потом он — 16, вы — 14. И в итоге вы сходитеcь на 15. Такой торг приветствуется, он — часть сунны Пророка (с.г.в.).

Исмагил Шангараеев с Талгатом Таджуддином. 1990 год
Исмагил Шангараеев с Талгатом Таджуддином. 1990 год

«Ахр калям» - Как я торговался на хадже и заплатил вчетверо больше

— В связи с этим вспоминаю смешной случай.

В первый раз в хадж мы поехали в 1990 году. Муфтий Талгат-хазрат Таджуддин организовал первый хадж. Нас пригласил король Саудовской Аравии — за свой счёт нас всех пригласил.

Талгат-хазрат нас учил: если хотите что-то покупать, то обязательно надо торговаться. Потому что во время хаджа паломники едут со всего мира, они не в курсе цен, и торговцы завышают цены. Это обычное дело. Талгат-хазрат учил: например, он просит 100 риалов, ты говоришь полцены — 50. Он снижает до 90, ты говоришь — 60. Он: ладно — 80, ты поднимаешь до 70. И обычно на 75 договариваются.

Торговаться — сунна, и торговаться нравится самому продавцу, это доставляет ему удовольствие. Ему хочется поговорить, поболтать — тем более с приезжими. Тем более с теми, кто языка особо не знает — это какая-то разрядка, что ли, для них. Они так знакомятся с тобой, улыбаются.

И я что-то захотел купить — я уже не помню что, намазлык, что ли... Я тогда арабский только учил. Талгат-хазрат нас научил слову: «ахр калям» — «последнее слово». Продавец назвал сумму — 100 риалов. Я говорю — 50. Я тогда молодой парень, начал его доставать: «ахр калям», «ахр калям». Он понемножку сбивает цену, но не так быстро, как хотелось бы. Я ему говорю: «ахр калям, ахр калям», — доставать его начал. И он не выдержал и сказал в сердцах:

— Ахр калям — Ля иляха илляллах, Мухаммад расулюллах!

То есть он сказал, что его последние слова будут такими (смеётся). То есть не последние слова по цене, а последние слова перед смертью.

Я смеялся до слёз. Кто рядом был — тоже смеялись. И ту вещь, которую я хотел купить за 50 риалов, а он просил 100, я купил за 200 риалов. Я отдал ему 200 — мы с ним подружились. Когда приходил на рынок — здоровались, улыбались. Такая интересная история.

Талгат Таджуддин, Исмагил Шангареев и Равиль Гайнутдин. 1990 год
Талгат Таджуддин, Исмагил Шангареев и Равиль Гайнутдин. 1990 год

— А что делать, если цены сильно завышены? Можно ли это вообще с точки зрения Ислама?

— Продавец вправе сам устанавливать цену. Это нормально, если человек хочет заработать. Но важно не злоупотреблять положением. Если на рынке кроме него никого нет, и он начинает «задирать» цену, это уже непорядочно.

В фетве Постоянного комитета по фетвам говорится:

«Нет строго установленного предела на цену в торговле, но она должна учитывать спрос и предложение. Продавец и покупатель должны проявлять благосклонность друг к другу. Не следует пользоваться беспечностью другого, не обогащаться за его счёт. Важно соблюдать права друг друга в Исламе».
(فتاوى اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء 13/91)

Может быть это не очень удачный пример – но если люди голодают, а кто-то будет продавать хлеб за сумасшедшие деньги, как это было в блокадном Ленинграде, где за кусок хлеба отдавали все состояние, то это уже использование безвыходного положения. Это недопустимо. А в данном случае ведь это не безвыходное положение.

Если не устраивает цена — торгуйтесь или ищите другого продавца. Сегодня это не проблема: есть и рынки, и интернет, и доставка на дом — и самого животного, и уже разделанного мяса.

— А если цена кажется слишком высокой и человек всё же покупает, но в душе затаивает обиду, это грех?

— Грех — это не то, что вы не можете себе позволить купить дорогого барашка. Грех — это если вы начинаете ненавидеть другого мусульманина без причины или злословить о нём. Если вас не устраивает цена — просто не покупайте. Мир не сошёлся клином на одном продавце. Конкуренция — двигатель торговли, а продавцов барашков сегодня хватает. Лучше спокойно найти другого, чем обижаться или копить в себе недовольство.

«Соседа надо угостить, чтоб не глотал слюну»: кому можно отдавать мясо, и куда девать кости

— Говорят, что кости жертвенного животного нельзя выбрасывать в мусор, их нужно обязательно закапывать. Это правда? В деревне это несложно, а вот в городе — целая проблема. Можно ли отдать кости собакам?

— Нет, обязательного запрета на выбрасывание костей нет. Да, если есть возможность, лучше всего отдать их животным — собакам, кошкам. Они будут вам благодарны. Представьте: деревенская собака видит, как вы выходите с тазом костей. Она мечтает, ждет, смотрит в глаза, — а вы на её глазах закапываете. Обидно, правда? Да ещё и раскопает потом. Так зачем? Отдайте, пусть порадуется.

Есть даже известный хадис: одна женщина напоила собаку — и попала не в ад, а в рай. А тут — целые кости! Конечно, лучше всего отдать животным. А если возможности нет — можно и закопать, и выбросить, в этом нет греха.

-4

— А мясо можно отдавать людям другой веры? Некоторые хазраты говорят, что нельзя, особенно бомжам — потому что неизвестно, какое у него отношение к религии.

— Надо не только можно — нужно! Пророк Мухаммад. (с.г.в.) сам всегда угощал своего соседа, который был немусульманином. Татары ведь тоже говорят: «Күрше хакы — тәңре хакы» — право соседа, как право перед Всевышним. Это огромная ответственность.

Если у вас в доме праздник, а вы с мясом проходите мимо соседа, и он остаётся ни с чем — это уже грех, особенно если он беден. Представьте: вы варите шулпа из мяса, а запах доходит до соседа. Он чувствует, глотает слюну. Разве можно быть таким высокомерным? Надо угостить.

Или вы взяли у соседа посуду на время — чтобы, скажем, сварить плов для гостей. Когда возвращаете, обязательно положите на донышко гостинец. Это наша татарская культура. Не важно, кто он — мусульманин, христианин, мужчина, женщина, пожилой или молодой. Важно, что он — человек и ваш сосед.

«Сначала накорми семью, а потом смотри по сторонам»: кому и как правильно раздавать мясо Курбана

— Прямого условия, что надо отдавать обязательно людям другой веры, в шариате нет. Но если вы уже делаете раздачу среди мусульман, а рядом оказался человек другой веры, ему тоже следует выделить кусочек. Это будет не просто дозволено, а похвально — проявление добрососедства и человечности.

К примеру, мусульманин решил пожертвовать мясо нуждающимся. Расфасовал по пакетикам, понёс к мечети, там и раздал всем подряд. Кто-то был беден, кто-то, может, и не очень — не в этом суть. Если кому-то мясо не нужно, он передаст другому. Это тоже допустимо и соответствует духу Ислама.

А если вы стоите с пакетами у мечети, и мимо проходит человек — вы не знаете, мусульманин он или нет, но видно, что нуждается… Что же, пройти мимо? Нет! Ему тоже следует дать. Это будет правильно.

В истории исламской науки были разные мнения. Имам Малик считал, что давать неверным из мяса жертвенного животного нежелательно. Имам аш-Шафи’и — что недозволено вовсе. Об этом можно прочитать в «аль-Маджму’» (8/425) и «Табакъат аш-шафи’ия» (3/105). Но многие другие учёные считали, что нет никаких препятствий в том, чтобы дать неверному часть от жертвенного мяса. В Коране и Сунне нет прямого запрета на это, и единогласного мнения тоже нет.

В частности, шейх Ибн Баз говорил: «Разрешается дать неверному часть от мяса жертвенного животного — если он беден, будь он родственником, соседом или просто посторонним. Особенно если это поможет расположить его к Исламу».

Шейх Ибн Усаймин также разрешал — но с важным уточнением: «Давать можно, только если этот человек не воюет с мусульманами. Если воюет — нельзя!» См. «Фатауа Ибн Усаймин» (2/663).

-5

— А что делать, если рядом вроде бы нет никого нуждающегося? Некоторые говорят – что все уже состоятельные, нищих нет…

— Не согласен с этим. Полно нуждающихся, особенно среди пенсионеров. Живут на одну пенсию, и мясо у них на столе бывает крайне редко. Просто не все они просят. А вы поищите. Зайдите в соседний подъезд, посмотрите вокруг.

По сунне лучше всего мясо делить на три части. Одну часть оставить себе — собраться с семьёй, прочитать дуа, вкусно поесть. Вторую — раздать родственникам. Третью — отдать нуждающимся. Это идеальный порядок.

— А если человек всё мясо оставит себе? Это будет грех?

— Никакого греха. Если у человека и так трудно с деньгами, если мясо только-только впритык — он не обязан ничего раздавать. Есть хадис: «Лучший из вас тот, кто лучше всего относится к своей семье». Поэтому сначала накормите своих детей, жену, мужа. А потом уже смотрите, что можно отдать. В этом — ни капли греха. Наоборот, это будет савап.

«Курбан — не роскошь, а возможность быть ближе к Аллаху»

— А если молодая семья живёт скромно, не может себя часто баловать вкусной едой, но всё же накопила немного и решила принести в жертву барашка. Обязательно ли делить мясо на части или можно съесть всё самим?

— Конечно можно. Если семья решила сама всё съесть — это их полное право. Главное, чтобы барашек был принесён в жертву ради Аллаха, с чистым намерением. Нет такого условия, что обязательно надо раздать одну треть. Хоть всё мясо сами съешьте — это всё равно будет Курбан, полноценный Курбан-байрам.

— А если у человека все родственники и соседи обеспеченные, можно ли раздать мясо им, или надо искать именно нуждающихся?

— Тут вообще не важно, богатый человек или бедный. Курбан-байрам — это не про нищету. Это праздник жертвенности, благословенного мяса, которое готовят с особым благоговением. Даже если у твоего соседа в морозилке телятина, мясо жертвенного барашка в эти дни — это особая еда, это сунна. Самая вкусная, самая душевная пища в году. Поэтому делиться мясом можно с кем угодно — с родственниками, друзьями, соседями, независимо от достатка.

— А если человек живёт от зарплаты до зарплаты, выплачивает ипотеку, детям не может позволить сладости… И вот кто-то говорит: мол, лучше купить детям шоколадку, чем тратить 15 тысяч на барашка. Что на это ответить?

— Самое главное — понимать, что Курбан не входит в перечень обязательных столпов Ислама. У мусульманина пять основных обязанностей. Первая — иман, вера: произнести шахаду — Ля Иляха Илляллах, Мухаммадур Расулюллах. Вторая — намаз, обязательный для всех. Даже если человек болеет — читает стоя, сидя, лёжа, как сможет, но намаз не отменяется.

Третье — ураза, пост. Но и он обязателен только тем, кто здоров, кто не пьёт лекарства. Больным можно не поститься. Четвёртое — закят, но только если у человека есть накопления — два с половиной процента от них. Пятое — хадж, паломничество в Мекку, и оно тоже не обязательно, если нет средств, если не можешь оставить семью.

То есть из пяти столпов обязательны к исполнению для всех только два — вера и намаз. Всё остальное — по возможности. Поэтому, если человек не может себе позволить купить животное, он и не обязан. А если купил, даже в скромных условиях — это достойный поступок, и он получит савап. Но ни в коем случае нельзя упрекать человека, что он лучше бы купил детям конфеты. Курбан — это духовный подарок семье.

«Курбан — это праздник сердца, а не обязательство»

— Из пяти главных столпов ислама — шахада, намаз, ураза, закят и хадж — три исполняются в зависимости от возможностей человека. Пост, хадж, закят — это фарыз, то есть обязательные предписания, но даже они исполняются при наличии условий. А Курбан, то есть заклание жертвенного животного — это вовсе не фарыз, это сунна муаккада (желательное, настоятельно рекомендуемое деяние).

То есть если у человека нет возможности — он может не приносить жертву, и за это не будет греха. Он не должен подводить себя или свою семью. Поэтому если человек стоит перед выбором: купить детям шоколадку или жертвенного барашка — никто не требует жертвовать счастьем своих детей. Главное — не навредить близким.

Но, с другой стороны, давайте будем справедливы: если человек может позволить себе барашка за 15 тысяч — значит, он и детей накормит, и сладости купит, и праздник устроит. Одно другому не мешает. Курбан-байрам — это не просто ритуал. Это настоящая радость для всей семьи. Вот я сам помню, как отец забивал жертвенное животное. Какое было настроение! Какой был суп — казалось, что это мясо вкуснее обычного в несколько раз. Мы звали соседей, собирались всей семьёй. Это был настоящий праздник, душевный, родной. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.

Важно помнить: эти обряды установлены Всевышним, и не нам с вами решать, что важнее — шоколадка или жертвенное животное. Религия — это следование воле Аллаха, а не просто наши логические размышления.

«Если ифтар — на показ, то зачем он вообще?»

— Во время Рамадана вспыхнул спор: некоторые осуждали певцов, блогеров за то, что они устраивают пышные ифтары, показывают их в соцсетях, причём некоторые — за деньги. Как относиться к этому?

Зависть, по-татарски — хөсет или көнчелек, — очень вредное чувство. Но в то же время нежелательно делать то, что может вызвать у других зависть. Не надо искушать, провоцировать. Всё, что можно сделать скромно — лучше делать скромно.

Но если человек устраивает богатый ифтар и приглашает тех, кого он обязан пригласить — в этом нет ничего плохого. В первую очередь, конечно, он должен позвать близких, родственников, соседей, друзей. И если на столе много еды — это никем не запрещается. Главное — чтобы это не было показухой. Хвастовство и надменность в исламе строго запрещены. Всё должно быть от сердца, а не для лайков.

-6

— Нередко бывает так, что во время Курбан-байрама или Рамазана известные люди, которые в повседневной жизни не соблюдают нормы ислама — не носят платок, не совершают намаз — всё-таки участвуют в религиозных обрядах, показывая, как празднуют или проводят ифтар. Многие задаются вопросом: правильно ли это? Не лицемерие ли?

— Но важно понимать: в этом нет ничего плохого. Если человек в обычное время далёк от религии, но вдруг в месяц Рамадан устраивает ифтар, в праздник Курбан-байрам угощает людей — это уже первый шаг. Возможно, он почувствует внутреннее тепло, савап, благодарность от Всевышнего. Может быть, сердце его смягчится, и он станет идти дальше — начнёт молиться, изучать ислам, соблюдать повеления Аллаха.

Поэтому если человек даже один раз в году делает благое дело, предписанное Кораном — это уже хорошо, это уже надежда. Главное — не хвастаться, не превращать это в спектакль ради лайков и просмотров. Ведь любое дело, сделанное на показ — не принимается Всевышним. Чтобы Аллах принял благое дело, оно должно быть совершено искренне, только ради Него, и при этом человек должен быть мусульманином на делах, а не только на словах.

«Платные ифтары: дозволено, но без награды»

— Отдельный вопрос — платные ифтары, которые в последние годы стали обычной практикой. Например, кто-то арендует зал, заказывает еду, украшает помещение, приглашает гостей. И говорит: «Я потратил на ифтар 100 тысяч рублей, пришло 50 человек. У меня нет лишних денег — давайте каждый скинется по 2 тысячи». Или даже сделал платный ифтар с целью заработать. Допустим, вход — 3000 рублей.

Это не запрещено. Если указано, что ифтар платный, и человек сам выбирает, хочет он пойти или нет — проблемы в этом нет. Никто не принуждает, и это честно.

Однако гораздо лучше, если человек проводит ифтар бесплатно, ради Аллаха, не глядя на материальное положение гостей. Такой ифтар несёт в себе дух Рамазана, благословение, баракат. В хадисах говорится: кто накормит постящегося — получит такую же награду, как он. Но если цель — прибыль, а не довольство Аллаха, то награды за разговорление постящихся не будет, хотя сам по себе поступок не запрещён.

Также важно, чтобы на ифтаре не было вещей, порицаемых в исламе — громкой музыки, смешения полов, показухи. Тогда это действительно будет не духовное собрание, а светское мероприятие под религиозной вывеской.

Платные ифтары с целью извлечения прибыли можно провести, если там нет порицаемых вещей (смешение полов, музыка итд). Проводить можно, но награду обещанную Аллахом за разговление постящихся организатор не получит.

«Почему критикуют Курбан-байрам и как к этому относиться?»

— Во время Курбан-байрама все хотят провести обряд пожертвования в первый день, и в городах выстраиваются очень большие очереди. Что вы посоветуете?
Конечно, все хотят забивать животное в первый день. Но если не можете – можете во второй день, в третий. Если есть возможность отстоять очередь, ничего страшного. Если это не затрудняет, если они говорят о благом, о хорошем, меняются мнениями — то это прекрасно. Это общение с людьми, пускай даже в очереди. Но если это кому-то доставляет неприятности, у кого-то ноги болят, или кто-то не захочет других беспокоить – идёт и забивает во второй день, в третий — абсолютно не проблема. Это полностью зависит от вашего желания.

«Почему мусульманский способ забоя гуманнее»

— Во время праздника некоторые люди (из другой веры или вообще без веры) сильно критикуют Курбан-байрам, обвиняют в жестокости, и иногда в социальных сетях начинаются споры на эту тему, где мусульман обвиняют в жестоком обращении к животным. Как вы на это смотрите?
Ну да, бывает. Люди разные. Тысяча людей — тысяча мнений, так сказать. Миллион людей — миллион мнений.
Вообще, откуда этот Курбан-байрам пошёл? Ведь Ибрагим (саллаллаху алейхи ва саллям), отец пророков, увидел сон и понял, что Всевышний требует принести в жертву его сына — любимого сына Исмаила. Аллах велел принести его в жертву, и он сказал об этом сыну. И сын спросил: «Это Аллах тебе так повелел?» Если да — тогда делай так, как повелел Всевышний.
И вот, когда пророк уже занёс нож, в это время нож перестал резать, и появился баран. То есть вместо пролития человеческой крови Всевышний прислал барашка. Не просто его зарезать, а чтобы
накормить родственников, бедных, семью.

Наоборот — это прекрасно. Всевышний создал этих барашков для чего? Для того, чтобы они украшали нам жизнь, дополняли нашу жизнь, чтобы это было нашей едой.

Пусть те, кто критикует, просто пойдут на мясокомбинат. Я один раз там был, до сих пор в шоке, больше ни за что не пойду… Коровы стоят в очереди. Они видят, как тех, кто перед ними, бьют током. В некоторых мясокомбинатах бьют молотом по голове. Скотина ещё живая, ещё дышит, а её уже подвешивают на крюки, начинают разделывать...

Пускай они пойдут на мясокомбинат — разве там гуманно режут? В чем гуманность? Убивать током — гуманно? Или бить молотом по голове — гуманно? Или гуманно, что животные видят, как жестоко обращаются с их соплеменниками?

У скотины в таких случаях в кровь поступает гормон страха, а в мясокомбинатах не заинтересованы, чтобы вся кровь ушла. И всё это попадает в мясо, и люди едят гормон страха.

У мусульман одно из условий — чтобы кровь вышла до капли. Розовое, чистое мясо. Что может быть гуманнее, чем мусульмане режут барашков? Как Всевышний повелел приносить жертву, более гуманного способа нет.

Нож должен быть острым. Животное не должно видеть, что его хотят принести в жертву. Не должно видеть нож над собой или других жертвенных животных.

У скотины три ноги связывают, одну ногу оставляют свободной, чтобы она била этой ногой, и чтобы сердце работало, и чтобы вся кровь вышла.

Как себя вести мусульманину: спорить или молчать?

– Как вы посоветуете себя вести мусульманину в таких случаях – спорить или промолчать? С одной стороны, если не защищать мусульман – это как будто предательство, а с другой – не каждый умеет грамотно спорить, не у всех достаточно знаний об исламе. К тому же, бывает, что мусульмане, поддавшись злости, сами усугубляют ситуацию...

– Да, действительно, не каждый спор бывает во благо. Но если есть возможность спокойно объяснить – почему бы не попробовать?

Можно, например, предложить: «Сходи на мясокомбинат, пойдём вместе», или «загляни в интернет, посмотри видео». Спроси у человека, который спорит: «Ты мясо кушаешь? А ты видел, как режут этих вот ваших поросят, животных на мясокомбинатах?» Я, например, видел. Давно, в детстве. До сих пор страшно вспоминать. Полупьяный сосед резал свинью – завёл её на бок, нож воткнул. Хряк убежал. Он его догоняет, снова нож втыкает. Он этого хряка тыкал ножом, пока тот не подох. Это не забой был – это было убийство.

А у мусульман не так. Какой бы ни был животный сильный – его аккуратно укладывают на бок, завязывают ноги, чтобы не пугать. И одним резким движением перерезают сонную артерию – кровь уходит.

– То есть всё-таки спорить стоит?

– Спор ради спора – нет. Но если человек может спокойно, аргументированно объяснить, во что верит и почему делает так, а не иначе – почему бы не рассказать? Объяснить, что такое Курбан-байрам, откуда пошёл этот обряд, кто такой Ибраһим (а.с.), что произошло с его сыном Исмаилом, как нож перестал резать и как появился барашек… – конечно, нужно рассказать. Но спорить ради самого спора – это запрещено.

Это уже не спор, это – передача знаний. Важно лишь не спорить в гневе, а говорить с уважением, от сердца. Вот это и будет настоящая дагъват.

В Коране сказано: нельзя спорить ни с христианами, ни с иудеями, ни с людьми другой веры. Тем более, нельзя порочить их религию, нельзя порочить их изображения богов, их святых. Мусульманам это запрещено. Ни в коем случае.

Если просто рассказать историю Курбан-байрама – можно. А если найдёшь к человеку тел ачкычы, ключ – тогда расскажи. Но если мусульманин, допустим, заикается, не совсем грамотный, не может аргументировать свои доводы – лучше сказать: «Извини, давай потом поговорим, я тебя приглашу на суп». Как объяснить – просто не могу. Лучше тут проявить сабыр. Сабыр тобе - сары алтын. Терпение – золото.

-7

– То есть не стоит начинать разговор, если нет твёрдых знаний?

–Не надо начинать такие разговоры, где люди из-за злости могут сказать что-то неправильное и ещё больше усугубить положение.

Споры в религии без знания не допускаются. Поэтому сторонитесь таких мест, где идут такие разговоры. Религия – это свет, чистота и уважение. А не перепалки.

Жертвоприношение онлайн: можно ли поручить другому?

– Сегодня всё больше людей пользуются онлайн-сервисами для жертвоприношений на Курбан-байрам. Насколько это допустимо по шариату?

– Да, сейчас есть такая услуга: заплатил онлайн, и сам даже ничего не видишь, не участвуешь. Вроде бы удобно. Но есть важное условие: если ты поручаешь жертвоприношение другому, этот человек обязательно должен быть мусульманином. Это – фард, обязательное условие.

Если ты уверен, что жертвоприношение будет выполнять мусульманин, с именем Аллаха – тогда да, это допустимо. Это главное условие – чтобы животное приносили в жертву с произнесением имени Аллаха. Без этого нельзя.

Я сам живу в Швеции, у нас вообще невозможно купить живого барашка — это запрещено. Даже в Мекке, Медине во время Хаджа нельзя заколоть барашку, всё давно происходит через онлайн-систему. Это стало нормальным явлением.

Можно перевести деньги, и либо специальная служба всё сделает, либо родственники сами купят, принесут в жертву и раздадут мясо — тоже вариант. Главное условие — тот, кто режет, должен быть мусульманином, и должен произнести имя Аллаха.

Что есть первым в день Курбан-байрама?

– Если человек собирается совершить Курбан, желательно ли ему в этот день воздерживаться от пищи, пока он не попробует мясо своего курбана?

– Да, желательно. Если человек намерен совершить Курбан, то лучше в этот день ничего не есть до тех пор, пока он не попробует мясо жертвенного животного. То есть, он режет барашка ради Аллаха, ждет это мясо, приносит домой. Жена всё моет, чистит, нарезает, готовит — суп, например, или какое-то другое блюдо. Он к этому времени уже проголодался и с удовольствием ест — и от еды, и от самого процесса, и от понимания смысла — получает огромное удовольствие.

Конечно, если человек не может или случайно что-то съел с утра — ничего страшного. Но если он воздержится от еды и первым делом покушает именно мясо принесённого им в жертву животного — это будет лучше. Это соответствует Сөннәткә.

Желательно, чтобы тот, кто намерен совершить жертвоприношение, не ел в этот день ничего до момента, пока не отведает мяса курбана — если есть такая возможность.

Об этом говорил сподвижник Бурайда:
“Пророк (саллаллаху галейхи вә сәллам) не выходил на молитву Ураза бәйрәме (Разговения), не поев, и не ел перед выходом на Курбан-байрам намазы, пока не возвращался домой.”
(ат-Тирмизи 542, Ибн Маджах 1756).

Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и шейх Ибн Баз.

Можно ли поручить другому совершить Курбан?

– Можно ли попросить кого-то принести жертву от своего имени?

– Нет в этом вопросе разногласий: удхия, то есть жертвоприношение, можно поручить другому человеку. Но обязательно условие — тот, кто режет животное, должен быть мусульманином. Об этом говорил Ибн Аббас: «Не должен приносить в жертву твоё удхия никто, кроме мусульманина» (аль-Байхакы, 9/284).

А если в обряде участвуют люди другой веры?

– Сегодня много смешанных браков. Могут ли участвовать в обряде люди другой веры?

– Резать животное может только мусульманин. Аллаһка безнең корбаннары кирәк түгел — кирәк булган ният, ихласлык. Главное, чтобы с именем Аллаха, острым ножом, одним движением перерезали сонную артерию и чтобы животное не мучилось. И это может сделать только мусульманин.

Но если рядом стоит христианин, или кто-то другой из немусульман, кто просто держит барашка или помогает, — в этом нет ничего харам. Это не нарушает обряд.

Намерение — это главное. Чтобы Курбан был именно Курбан, а не просто мясо. Чтобы и сам человек понимал, и другие знали, что это — жертвоприношение. И если рядом окажутся немусульмане, и они увидят, как это делается, и, возможно, это даже станет причиной того, что они приблизятся к исламу, начнут лучше понимать и уважать мусульман — это уже савап. Это, наоборот, очень хорошо.

– Какие наиболее частые ошибки совершают люди во время Курбан-байрама?

– Есть один важный момент, о котором не все знают. Тот, кто собирается приносить жертву, у кого есть ният (намерение) заколоть курбан, с наступлением месяца Зульхиджа не должен стричь волосы и ногти — ни в коем случае. Это условие желательно соблюдать до момента самого закалывания животного.

Конечно, если человек этого не знал или сделал это по ошибке, его жертва всё равно принимается, курбан действительно засчитывается. Но желательно — чтобы и ногти, и волосы он не трогал. Это из сунны. Многие просто не в курсе, не все обращают на это внимание, но об этом стоит помнить.

Курбан-байрам 2025: когда праздник, как правильно его встретить и сколько стоит барашек

Когда Курбан-байрам в 2025 году?

Праздник наступит
в пятницу, 6 июня. Он длится три дня — с 6 по 8 июня. Это один из главных исламских праздников, посвящённый памяти пророка Ибрахима (а.с.).

🐏 Кто обязан приносить жертву?

Каждый мусульманин, обладающий
нисабом (в 2025 году это примерно 53 000 рублей), обязан совершить жертвоприношение.

Где резать курбан в Казани?

В городе будет работать
17 официальных площадок для обряда с 6 по 8 июня, до заката.

Сколько стоит жертвенное животное в 2025 году?

  • Баран (35 кг): от 10 500 до 14 000 рублей
  • Корова: от 90 000 до 150 000 рублей
  • Доля в корове на 7 человек: от 13 000 до 20 000 рублей

Как проходит утро праздника?

Утро начинается с
гусля (омовения), затем читается гает-намаз. Первая еда по сунне — мясо собственного курбана.

Что такое такбир-ташрик?

Это
восхваление Аллаха, которое читается с 5 по 9 июня после обязательных намазов.