Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Анимационная история": почему Александра I называли и "проклятым" и "благословенным"?

«Двойной» и «двойственный» Александр I – проклятый и благословенный В русской истории трудно найти более «двоящегося» царя, чем этот. Какую область его деятельности не возьми – всегда найдем две (а то и больше) его ипостаси. Он тяготеет то к одной крайности, то к другой, и все не может определиться, где же истина. 1801 – 1825 гг. – время правления Александра I. Исток этого раздвоения – опять же в детстве. Александру буквально пришлось раздваиваться между ненавидящими друг друга отцом и бабкой, между Екатериной и Павлом, обоим показывая свою лояльность и для каждого сохраняя вид полной благожелательности. Тяжело же это – все время чувствовать себя между двух огней. В вашем детстве не было ли такого, читатели? Известно, что Екатерина планировала передать Александру трон через голову отца, да только внезапная смерть не дала этому осуществиться. Пожалуй, главное его раздвоение проходит под этим полярным противопоставлением: проклятый и благословенный. Он ведь был зачат своим «полусветским»
Анимационная история
Анимационная история

«Двойной» и «двойственный» Александр I – проклятый и благословенный

В русской истории трудно найти более «двоящегося» царя, чем этот. Какую область его деятельности не возьми – всегда найдем две (а то и больше) его ипостаси. Он тяготеет то к одной крайности, то к другой, и все не может определиться, где же истина.

1801 – 1825 гг. – время правления Александра I.

Исток этого раздвоения – опять же в детстве. Александру буквально пришлось раздваиваться между ненавидящими друг друга отцом и бабкой, между Екатериной и Павлом, обоим показывая свою лояльность и для каждого сохраняя вид полной благожелательности. Тяжело же это – все время чувствовать себя между двух огней. В вашем детстве не было ли такого, читатели? Известно, что Екатерина планировала передать Александру трон через голову отца, да только внезапная смерть не дала этому осуществиться.

Пожалуй, главное его раздвоение проходит под этим полярным противопоставлением: проклятый и благословенный. Он ведь был зачат своим «полусветским» и не соблюдающим православные каноны отцом во время великого поста – что в православии всегда считалось неблагоприятным фактором для судьбы такого человека. А в историю войдет под эпитетом «благословенный» - как победитель Наполеона.

Такое же раздвоение (даже размножение) происходит в духовной жизни Александра. Тут у него много ипостасей. То он «православнейший из православных» и заполночь беседует с московским митрополитом Платоном, то вдруг покровительствует иезуитам и разрешает им открыть свои проповеднические миссии, то чуть ли не как самый рьяный протестант становится вместе с Голицыным почитателем и чтецом Библии, то вместе с баронессой Кридинер становится мистиком и покровительствует разного рода сектантам, то увлекается масонами и становится членом одной из их лож…

О масонах стоит сказать отдельно, ведь начиная с середины XVIII века практически вся российская знать принадлежала к различным масонским ложам. Их история уходит еще в средневековье – к братствам «вольных каменщиков», строителей средневековых романских и готических храмов. С тех пор масоны и «строят» здание человечества, считая своим покровителем библейского мастера Хирама, архитектора и строителя храма Иеговы при Соломоне.

Чтобы попасть в масоны достаточно признавать существование Бога, а вот сама религия не важна – на собраниях запрещены дискуссии о религии и политике. Главная задача – нравственное усовершенствование. Обряд посвящения в масоны хорошо описан в романе Л.Толстого «Война и мир», где в масоны посвящаю Пьера. Тут тебе и завязывание глаз, и повязывание строительного фартука, и снятие обуви, и «черная комната» с черепом, и мастерки с отвесами и угольниками…

Как вам – нравится? Это вам не унылые молитвы и службы в православных храмах с многочасовым стоянием на ногах. Это же так отстало и отстойно! Ни чувству, ни разуму, да еще и так утомительно физически! И сравните: это же так романтично и возвышенно – чувствовать себя не просто смертным, копошащимся в грязи жизни, а «строителем» и «мастером», сидящим за столом вместе с другими «посвященными» и помогающим Богу достроить храм человеческой жизни!..

Вот потому-то почти вся российская знать, потерявшая православную веру, и устремилась всей толпой в ложи. Отдал им дань и Александр I. Правда, верный своей двойственности, запретил масонскую и всякую другую «тайную» деятельность в 1822 году.

Но противоречий в нем хватило бы и еще на несколько царей. Одно – просто удивительное для самодержавного царя. Он все время колебался между самодержавием и республикой (тут, конечно, сыграл роль его воспитатель француз Лагарп, убежденный республиканец и якобинец). Его даже приходилось убеждать сохранить самодержавие, как об этом пишет знаменитый историк Карамзин. Призванный Александром на аудиенцию, он несколько часов с жаром убеждал царя, что самодержавие – лучшая форма правления для России, чем заслужил немилость государя.

Но дать конституцию России Александр так и не решился, зато дал их Польше и Финляндии (кроме них в состав России при Александре еще вошли Грузия и Бессарабия) – еще одно противоречие. Причем, за несколько дней до смерти говорил: «А все-таки я умру республиканцем».

И так во всем. То под руководством Сперанского создаст «негласный комитет» для преобразования всех сфер российской жизни и даже отмены крепостного права, заменит коллегии министерствами, откроет несколько университетов, введет бесплатное начальное образование, издаст указ «О вольных хлебопашцах», разрешающий помещикам освобождение крестьян с землей.

То, отправив Сперанского в отставку, все сведет на нет, отдав руководство страной Аракчееву с его «военными поселениями» и полной заморозкой всех планов по отмене крепостного права и другими реформами.

Кто знает, сколько бы еще колебался Александр между крайностями, если бы не война с Наполеоном.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь