Как-то так повелось, что в нашей историографии после окончания советского периода принято считать, что наша техника времен Великой Отечественной войны была хуже немецкой и вышла на сравнимый уровень только к 1944 году и то не во всем. Однако надо признать, что были многочисленные исключения. В частности, реактивная артиллерия. Знаменитые «Катюши» стали откровением для врага и это был как раз тот случай, когда вермахту пришлось догонять Красную Армию, а не наоборот. О незнаменитых образцах немецкой реактивной артиллерии сегодня речь
Шестиствольный реактивный 150 мм миномет
«В 1942 году русские газеты опубликовали первые фотоснимки странного немецкого оружия, захваченного на русском фронте, – пишет известный историк науки и техники Вилли Лей. – Оно имело шесть коротких стволов длиной около 1,5 метра, которые были установлены на легком модифицированном лафете 37‑миллиметровой противотанковой пушки и напоминали барабан старого револьвера „Кольт“.
Эта несколько странная система представляла собой новое немецкое ракетное орудие. Официально оно называлось «Небельверфер‑41», то есть «газомет», или прибор дымопуска образца 1941 года. Название указывало, что данное оружие первоначально предназначалось для применения в качестве химической мортиры для создания дымовых завес. Однако сообщения с фронта указывали, что это оружие применялось в качестве миномета для стрельбы осколочно‑фугасными минами.
Любопытно, что 15-см реактивный миномет, как и наши реактивные снаряды М-13, создавался для стрельбы отравляющими веществами (ОВ). Поэтому немцы для конспирации назвали систему «15-см дымовой миномет типа “Д”». В 1941 г. ее переименовали в «15-см Nb.W 41 (Nebelwerfer)», то есть 15-см дымовой миномет обр. 41.Немецкие же солдаты называли шестиствольный миномет «Stuka Zu Fuss» (сухопутная «Штука»). «Штука» – это название германского пикирующего бомбардировщика Ю-87 – весьма эффективного оружия первой половины войны.
Лафет для установок 15-см Nb.W 41 был взят от 3,7-см противотанковой пушки. Благодаря этому установка получилась легкой и мобильной. Подрессоренный ход позволял ехать за тягачом по шоссе со скоростью до 45–50 км/час, а на поле боя расчет вручную легко перемещал установку на небольшие расстояния. Общая длина снаряда несколько превышала 100 сантиметров, а полный его вес равнялся 36 килограммам. Пороховой заряд размещался в головной части и состоял из семи шашек бездымного пороха, каждая длиной 400 миллиметров и диаметром 40 миллиметров с отверстием в центре диаметром 6,35 миллиметра. Пороховой заряд весил около 6 килограммов. Снаряд имел калибр 15 сантиметров.
Немного о конструкции миномета
Конструктивно 150-мм миномет обр.41 состоит из блока стволов, лафета и прицельных приспособлений. Блок стволов включает в себя шесть стволов, соединенных вместе при помощи передней и задней обойм. На казенной части каждого ствола смонтированы захваты для мин и вытяжные пружинные контакты. На передней обойме закреплена планка с контрольной площадкой для установки контрольного уровня при проверке прицельных приспособлений. Справа на блоке расположена штепсельная коробка для подключения семижильного кабеля. На внутренней поверхности каждого ствола закреплены по три направляющие планки. Диаметр ствола по полям планок равняется 158,5+0,4 мм.
Блок стволов установлен на лафете, который состоит из нижнего станка с раздвижными станинами и передним упором, верхнего станка с механизмами наведения и подрессоренного колесного хода. Входящий в состав лафета передний упор служит третьей точкой опоры миномета в боевом положении, так как при приведении миномета в боевое положение надетые на концы коленчатых полуосей пневматические колеса приподнимаются над землей. Таким образом обеспечивается большая устойчивость миномета при стрельбе. Миномет как правило транспортировался механической тягой, на небольшие расстояния он мог перекатываться силами расчета, состоявшего из шести человек.
Прицельные приспособления состоят из собственно прицела, механизма поперечного качания прицела и удлинителя. В качестве прицела используется прицел от 81-мм миномета обр.34.Стрельба из миномета велась 158,5-мм турбореактивными осколочно-фугасными и дымовыми минами, устойчивость в полете которых обеспечивалась своеобразной турбиной, имевшей по окружности 28 сопловых отверстий с минимальным диаметром 5,5 мм, наклоненных под углом 14°. При выстреле реактивный пороховой заряд мины воспламеняется посредством электрозапала, вставляемого в одно из сопловых отверстий. В свою очередь электрозапал приводится в действие электрозапальной машинкой с ручным приводом.
Дальность стрельбы осколочно-фугасной миной составляет 6 900 м. Радиус разлета осколков этой мины равняется 40 м в стороны и 13 м вперед. Дымовая мина при благоприятных метеорологических условиях образует дымовое облако диаметром 80—100 м, которое сохраняет достаточно высокую плотность в течение 40 секунд. Время запуска из всех шести стволов составляло, по сообщениям с фронта, в среднем 6 секунд. Максимальная дальность стрельбы превышала 5000 метров. Кучность огня была хорошей, но, конечно, уступала кучности огня артиллерийских орудий того же калибра.
Огонь из шестиствольного миномета велся залпами — 6 выстрелов в течение 10 секунд. Таким образом, дивизион этих минометов в составе трех батарей по 6 минометов в каждой в течение 10 секунд мог выпустить 108 мин. Практически обеспечивалась скорострельность в 3 залпа в каждые 5 минут, однако длительная стрельба с одной и той же позиции как правило не применялась из-за демаскировки позиции дымовым следом турбореактивных мин. По этой же причине немецкими наставлениями не рекомендовалось производить пристрелку из миномета. Стрельба с начала открытия огня велась на поражение по площадям, так как из-за большого рассеивания мин миномет не мог использоваться для обстрела одиночных целей вблизи расположения собственных войск.
150-мм шестиствольные минометы обр.41 оказались весьма эффективным средством повышения огневой мощи германских войск и использовались с самого начала войны. Есть свидетельства, что в 4 утра 22го июня в том числе и они вели огонь по крепости Брест. Но главный недостаток «Небельверфера» заключался в том, что он сильно демаскировал себя при выстреле; пламя ракетного порохового заряда, вырываясь через открытую казенную часть пусковых труб, достигало 12 метров в длину и было чрезвычайно ярким. Активная часть траектории ракеты составляла 140 метров, и даже в дневное время, когда свет от факела ракетного двигателя не был так заметен, при запуске его поднималось большое облако пыли, демаскирующее огневую позицию. Кроме того, они значительно уступали нашим Катюшам в мобильности. Впоследствии немецкая промышленность попыталась это исправить.
150-ММ САМОХОДНАЯ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ОБР.42 (Panzerwerfer 42.)
Эта 10-ствольная самоходная пусковая установка была первым образцом самоходной установки германской армии. Она была разработана в значительной степени с учетом успешного применения советских боевых машин БМ-13 и БМ-8-24. В качестве базы был использован полугусеничный бронетранспортер фирмы «Опель» Sd Kfz4, имевший также название «Маультир» (мул).
Установка имеет блок из 10 стволов калибром 158,5 мм, смонтированный на бронированной крыше десантного отделения бронетранспортера. С помощью подъемного механизма блок стволов может поворачиваться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от — 12° до 80°. Поворотный механизм обеспечивает углы горизонтального обстрела в пределах 270°.Стрельба из самоходной установки велась 158,5-мм турбореактивными осколочно-фугасными и дымовыми минами весом 34,15 и 34,48 кг соответственно. Для управления огнем использовались прицел и стереоскопический дальномер.
Дополнительное вооружение установки состояло из 7,92-мм зенитного пулемета MG-34 или MG-42 с боекомплектом 2 000 патронов. Установка имела также радиостанцию.
В походном положении расчет установки размещался в десантном отделении. Здесь же перевозился боекомплект установки в количестве 10 реактивных мин. Дополнительный запас мин перевозился в специально созданном для этой установки транспортере боеприпасов, представлявшем собой модифицированный полугусеничный бронетранспортер Sd Kfz4.
Благодаря полугусеничной ходовой части установка обладала довольно высокой проходимостью и маневренностью, после производства залпа установки немедленно покидали огневые позиции с тем, чтобы не попасть под удар артиллерии и авиации противника. Толщина броневой защиты установки составляла 8 —10 мм, благодаря чему расчет был защищен от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Запас хода самоходной установки составлял 130 км.
Существенным недостатком установки являлась высокая стоимость полугусеничного бронетранспортера, на базе которого она была создана. В основном по этой причине было выпущено всего около 300 таких установок и 289 транспортеров боеприпасов к ним.
Кроме 10-ствольных 150-мм самоходных пусковых установок на базе полугусеничного бронетранспортера выпускались также 10-ствольные 210-мм установки, отличающиеся только тем, что на них был установлен блок стволов калибром 210 мм. Роты 150-мм и 210-мм пусковых установок (8 боевых машин и 10 транспортеров боеприпасов) входили в состав некоторых дивизионов бригад реактивной артиллерии вермахта и войск СС. О них в последующем стоит рассказать отдельно.