Найти в Дзене
Кибер на Спортсе

«Одни из нас» – самое трусливое шоу года

Колонка Саши Пушкова.

Финальную серию второго сезона «Одни из нас» посмотрело на 4,5 миллиона зрителей меньше, чем завершение первого. Только два эпизода второго сезона преодолели планку в 8 баллов от пользователей на IMDb, тогда как в предыдущем таких эпизодов было восемь. Даже эмоциональный фон вокруг сериала превратился в смесь фрустрации и шуток со Стасом Ярушиным.

В общем, у шоу HBO объективные проблемы. Вот только практически никто не разбирает их истинные причины: говорящие головы и телеграм-каналы кричат об актерской игре и внешности Беллы Рамзи, плаксивости сериального Джоэла, заводят шарманку пятилетней давности о бездарности сюжета оригинала и сценарной импотенции Нила Дракманна. Хотя все гораздо банальнее и примитивнее – второй сезон «Одни из нас» получился таким из-за страха его шоураннеров Нила Дракманна и Крэйга Мейзина. Потому что, желая угодить всем, они свели оригинальную видеоигру к стерильному, предсказуемому и лишенному хоть каких-то творческих амбиций шоу. В этом тексте я объясню, почему так получилось и из-за чего «Одни из нас» – самое трусливое шоу года.

📌Эбби, давай по новой – обзор финала «Одни из нас»

Насколько плох второй сезон «Одни из нас»?

-2

В эпоху «хайпа и хейта», когда любое мнение обретает радикальную форму («самое трусливое шоу года»), не лишним будет разобраться, насколько действительно ужасно сериал HBO. Потому что второй сезон «Одни из нас» и «Гудбай», где Дмитрий Дюжев играет Джо Байдена, – оба плохие сериалы, но, как говорится, есть нюанс.

Причина недовольства шоу Дракманна и Мейзина не только и не столько в его объективном качестве, сколько в ожиданиях. На самом деле «Одни из нас» – это стандартный премиальный сериал от HBO: с отличными актерскими работами, компетентным сценарием и постановкой, глубокой проработкой мира и прочим. Конечно, не без проблем, но точно не провал.

Вот только все ждали чего-то уровня «Настоящего детектива» или «Клана Сопрано» – штучного, культового проекта, который как минимум изменит отношение массовой аудитории к экранизациям игр, а как максимум докажет всем, что видеоигры – настоящее искусство.

-3

💬 «Когда я работал над игрой The Last of Us, мои родители никак не могли понять, чем это я там занимаюсь: в их глазах это было не очень серьезно. После выхода сериала они, кажется, поняли, что все серьезнее некуда», – Нил Дракманн

Потому что это экранизации не просто какой-то видеоигры, а одной из самых успешных и популярных дилогий 21 века. The Last of Us – это сотни наград, культовый статус, миллионы фанатов, флагманский проект Sony, реноме проекта, «перевернувшего индустрию» и выручка около $2 млрд.

Так еще за разработку шоу отвечает HBO, сам автор оригинальных игр Нил Дракманн и Крейг Мейзин, создатель «Чернобыля», одного из лучших сериалов современности.

Все ждали чего-то великого, а получили сериал на уровне поздних сезонов «Ходячих мертвецов», как говорил Анатолий Дятлов: не отлично, но не ужасно.

-4

Отлично. Не отлично, но и не ужасно. Ужасно Почему Дракманну и Мейзину важно быть храбрыми?

Потому что в основе The Last of Us Part II множество смелых, а в контексте масштаба проекта даже экспериментальных и провокационных художественных решений. Здесь важно сделать оговорку: речь идет не об авангардных инди-играх вроде Undertale или Inscryption, аудитория, которых приветствует любые новаторские идеи.

TLoU II – это игровой аналог «Мстителей», блокбастер с бюджетом свыше 100 миллионов долларов, ориентированный на массового потребителя. При создании таких проектов обычно избегают спорных решений и экспериментов, делая ставку на полировку проверенных формул и масштаб. Если в первой части «Миссии невыполнима» Итан Хант бежит по крыше поезда, то в пятой бежит уже по крылу взлетающего самолета.

📌 Второй сезон «Одних из нас» сильно отличается от игры. Вот главные расхождения

Но Дракманн и студия Naughty Dog пошли против всех правил. В продолжении сверхуспешной и всеми обожаемой игры они не испугались:

Убить главного героя во вступлении (по совместительству, одного из самых любимых персонажей в истории видеоигр); Сделать вторым главным героем его убийцу. К тому же девушку с отталкивающей, маскулинной внешностью; Использовать нелинейную структуру повествования, целенаправленно вводя аудиторию в заблуждение несколькими ложными концовками; Посвятить игру взрослым, болезненным темам: циклу насилия, ПТСР и ужасам войны.

-5

И это только то, что лежит на поверхности. Если копнуть глубже, в The Last of Us Part II есть размышления о деструктивной и созидательной роли религии, анализ процесса формирования авторитарных сообществ и еще множество тем, идей и приемов, которые абсолютно не вписываются в формат игрового блокбастера.

При этом важно понимать, как бы вы ни относились к TLoU II: каждое сценарное и дизайнерское решение, судьбы и образы персонажей – не прихоть авторов, не провокация ради скандала.

Дракманн и Naughty Dog поставили перед собой задачу не развлечь геймеров, не добиться коммерческого успеха (хотя этот аспект был так же важен), а создать произведение искусства, которое разрушит привычные представления о том, «что дозволено» в видеоиграх; будет ранить и провоцировать, заставит спорить и сопереживать.

📌 Огромный гид по «Одним из нас». Здесь все, что вы хотели загуглить

Четыре страха Дракманна и Мейзина

-6

Желание все исправить

Можно долго спорить – аудитория оказалось не готова или Дракманн переоценил свой талант, но релиз The Last of Us Part II обернулся огромным скандалом и PR-катастрофой для Sony и Naughty Dog. Причем дело не ограничилось обвинениями в политической пропаганде, предательстве фанатов, подкупе журналистов и сценарной импотенции. Пожелания смерти и угрозы приходили сценаристам, Джоселин Меттлер, подарившей Эбби внешность и сыгравшей ее, на тот момент беременной актрисе Лоре Бейли.

Скандал сказался и на продажах игры. Хотя разговоры о финансовом провале The Last of Us Part II, мягко говоря, преувеличены – менее чем за два года было продано более 10 миллионов копий (сейчас эта цифра, скорее всего, между 15 и 20 млн). Это все равно меньше, чем показатели первой части, которая разошлась тиражом более 30 миллионов.

📌Пересказ сюжета второго сезона «Одни из нас»

Отголоски этой волны народного гнева слышны до сих пор, а имидж Naughty Dog для части аудитории, похоже, испорчен навсегда. Иначе трудно объяснить столь единодушную негативную реакцию на трейлер Intergalactic: The Heretic Prophet, следующего проекта студии.

📌Все, что известно о новой игре Naughty Dog. Игру уже отменяют

-7

В этой PR-катастрофе и кроется главная причина страхов Дракманна и Мейзина. В документальном фильме Sony, посвященном разработке TLoU II, сотрудники Naughty Dog настойчиво повторяют одну и ту же мысль: причина недовольства в том, что геймеры якобы не поняли их идеи, что им все неправильно подали и объяснили. Очевидно, свою роль сыграло и давление со стороны Sony и HBO, которые не хотели повторения ситуации с игрой.

📌Депрессия, мизогиния, кровь и Bloodborne. Главное из документалки о создании The Last of Us Part II

В итоге второй сезон «Одни из нас» превратился в нечто вроде исправления ошибок – попытку сгладить все острые углы и угодить массовой аудитории.

Первым звоночком стало изменение внешности Эбби. У меня выходил отдельный текст, где я подробно объяснял, почему ее маскулинная, отталкивающая внешность критически важна для драматургии и образа персонажа.

📌Меня тревожит второй сезон «Одних из нас». Но не из-за того, о чем вы подумали

-8

Для сюжета сиквела нужно, чтобы мы ненавидели Эбби, чтобы ее образ вызывал дискомфорт, чтобы она воспринималась как полная противоположность Элли. И ее бицепсы, трицепсы и дельтовидные оказались идеальным способом добиться такой реакции. Вот только именно внешность героини вызвала самое сильное отторжение массовой аудитории, став символом всего неправильного в игре – непонятного, чуждого, агрессивного. Многие восприняли Эбби как прямую угрозу привычному образу героев в видеоиграх, как символ потери женственности. Ее внешность, не вписывается в условные стандарты «женского дизайна», потому моментально превратилась в объект насмешек, мемов и токсичных комментариев.

Такая реакция части аудитории – это нормально. Когда создаешь спорное и сложное художественное произведение, невозможно угодить всем. Конфликт, поляризация мнений, неоднозначность – все это неотъемлемые части настоящего искусства.

💬 «Лучший способ проявить уважение к фанатам – вообще о них не думать, когда делаешь сериал. Всякое внешнее давление только портит творческие решения», – Нил Дракманн.

А вот если ты делаешь массовый коммерческий продукт, то всего провокационного, всего, что может вызвать споры или негативную реакцию, лучше избегать. Выбор Кейтлин Дивер – отличной актрисы, к тому же красивой, с вполне конвенциональным, «девичьим» типажом отлично вписывается в концепцию «сглаживания острых углов». Действительно, к ее внешности ни у кого не возникло вопросов.

-9

Важно понимать, что в самих изменениях и «исправлении ошибок» нет ничего плохого. Проблемы начинаются когда из произведения удаляют важнейший элемент повествования и не предлагают ничего нового взамен.

В искусстве нет ничего случайного. Убрав один важный элемент, ты нарушаешь структуру произведения, ломаешь внутреннюю логику, на которой все держится – от мотивации персонажей до эмоционального воздействия на зрителя.

А внешность Эбби изменили просто, чтобы «никого не напрягать». В итоге в сериале мы получили непримечательную, блеклую Эбби, не вызывающую никаких эмоций. Ненависть к ней должна была двигать сюжет вперед, а вместо этого ее скорее жаль.

А раз все равно в шоу сделали ставку на приятную внешность, то могли бы и вовсе пригласить Сидни Суини. Такая Эбби точно бы всем понравилась.

-10

И это лишь один пример. Второй сезон сериала буквально старается исправить все самые популярные претензии к оригиналу. Словно Дракманн и Мейзин, работая над сценарием, ориентировались на комментарии с Reddit и 4chan:

Игру обвиняли в неуважении к Джоэлу? – Добавим целый эпизод, посвященный тому, как его оплакивают, а Эбби даже в своем монологе упомянет какой он красивый Дракманна обвиняли в ненависти к христианству (и вообще, сейчас евреи спорная тема)? – Уберем эпизод в синагоге. Многих шокировало, что Элли убила беременную? – Теперь она сделала это случайно. А главное: Джоэл не называл своего имени! и так далее.

Последний пример – пожалуй, самый абсурдный и в то же время показательный. Если вы знакомы с лором интернет-дискуссий о The Last of Us Part II, то наверняка слышали эту претензию к сюжету. Якобы Джоэл, каким мы его знали по первой части, никогда бы не называл свое имя незнакомцам в сцене встречи с «командой Эбби». Следовательно, у игры, по мнению критиков, сценарий плохой, нереалистичный, недостоверный и вообще клоунский. И мало кого из этих комментаторов волновало, что имя Джоэла буквально за пару минут до этого озвучил Томми, и отмалчиваться не имело никакого смысла.

Однако и этот момент тоже исправили в сериале. Но в художественном произведении ничего не бывает просто так. И если вас все эти пять лет мучил вопрос: «Зачем Джоэл назвал свое имя?» – то вот простой ответ: ради пары секунд реакции окружающих.

Блестяще срежиссированный момент, когда настроение в комнате за мгновение меняется от легкого напряжения к ощущению, будто все внезапно оказались на поверхности Солнца.

Шоу боится, что его «неправильно» поймут

Будем откровенны, сюжет и идеи, заложенные в The Last of Us Part II, – не квантовая физика, там нет ничего сложного. Если они кому-то не понравились, то либо идеологически неблизки, либо человек не готов их принять, как ни объясняй.

Однако только страхом, что зрители не поймут историю и идеи, можно объяснить то, что во втором сезоне «Одни из нас» буквально разжевывают каждую деталь, эмоцию и событие. Все разъясняется и проговаривается вслух, словно на приеме у психотерапевта. Показательно, что в сюжете действительно есть психотерапевт на случай, если кто-то вдруг не уловит подтекст.

Причем это касается не только самого сериала. В интервью Дракманн и Мейзин, например, отдельно поясняют: Джоэл поступил правильно, Светлячки действительно могли создать вакцину.

-11

Хотя именно возможность зрительской трактовки, наличие «серых зон», недосказанности и моральной неоднозначности – признак качественного, глубокого и умного произведения. Когда автор доверяет аудитории и не боится оставить пространство для размышлений, интерпретаций, сомнений.

Во втором сезоне «Одни из нас» от этого доверия не осталось и следа. В результате сериал разговаривает со зрителями так, будто перед ним болваны.

Шоу из-за всех сил старается не вызвать у зрителей сильных эмоций

Крейг Мейзин так объяснил, почему в океанариуме Элли не встречает овчарку Алису: «В Голливуде есть два главных правила: первое – не трать свои собственные деньги... второе – не убивай собаку. Плюс, поскольку это не графика, а живой фильм, природа насилия становится гораздо более наглядной... Это очень тревожно...».

В оригинале этот момент был нужен, чтобы игрок осознал – у каждого поступка есть последствия, и испытал чувство вины. Шоураннер сериала напрямую говорит: противоречивые эмоции, ощущение дискомфорта, неоднозначные чувства – это не для зрителей «Одних из нас».

Точно так же шоу изо всех сил старается, чтобы сильных эмоций не вызвали и главные герои. Эбби сразу объясняет, почему она убила Джоэла, чтобы зритель даже не подумал ее ненавидеть. Элли, после пыток Норы, тут же признает, что была неправа: «Она этого не заслужила». Джоэл со слезами на глазах рассказывает психотерапевту, что обидел свою приемную дочь.

-12

Все заранее объяснено, сглажено, обосновано. Каждый конфликт разобран по частям, каждое решение логически выверено, каждая эмоция проговорена. В результате никакой внутренней борьбы, никаких моральных дилемм, никакой остроты. Только безопасный, правильно отредактированный нарратив.

Создатели сериала боятся рисковать

Сравнивая оригинальную игру с экранизацией, поражаешься, насколько первая кинематографичнее: субъективная камера, резкие смены перспективы, джамп-каты, монтажные склейки на движении, полное отсутствие звука в самых драматичных сценах.

И насколько невыразительный, стандартный и стерильный киноязык в экранизации. Никаких ярких визуальных решений, ни одной по-настоящему запоминающейся сцены – все аккуратно, безопасно и правильно.

Мой любимый пример: в игре сцена убийства Джоэла показана одним кадром, без монтажных склеек. Это один из самых сложных и трудозатратных кинематографических приемов, требующий предельной точности в хореографии движения, работе камеры, актерской игре, синхронизации анимаций и звука. Можно счесть это пижонством или бахвальством, но на однокадровую сцену нужно было решиться, это настоящий вызов.

Во втором сезоне «Одних из нас» Дракманн и Мейзин предпочли не рисковать вовсе. Самое обидное, что предыдущий проект Крейга, сериал «Чернобыль», – фактически наглядное пособие по тому, как изобретательно и захватывающе снимать буквально все. От уборки улиц и расчистки крыш до диалогов в партийных кабинетах.

Я очень люблю начало второго эпизода «Чернобыля». В кадре советский барельеф, показывающий «приручение атомной энергии», а закадровый голос читает стихотворение «Родина» великого поэта-фронтовика Константина Симонова.

Страх потерять звезду

Во втором сезоне Педро Паскаля так много, что кажется, что даже Marvel не эксплуатировала Роберта Дауни-младшего так откровенно.

Из семи серий сезона три полностью посвящены Джоэлу, в еще одной герои переживают его утрату. В результате на всю сюжетную арку Элли осталось всего три эпизода. Перед его смертью Эбби произносит почти хвалебную речь в адрес Миллера, называя его красивым. Его лицо – первое, что увидят зрители в любом официальном промоматериале сериала. И наконец, Дракманн с Мейзином уже заявили, что Джоэл может вернуться в будущих сезонах, как будто упрашивая аудиторию не бросать сериал: мол, не волнуйтесь, Паскаль еще будет.

-13

Понятно, что Педро – всеобщий любимец, главный sugar daddy интернета, звезда мемов и новая надежда Marvel. Но когда все повествование крутится вокруг одной персоны, творчество превращается в фан-сервис – стремление угодить зрителям любой ценой и выжать максимум из рейтингов.

Поэтому в ремейке второго сезона «Одни из нас» (это же Sony) предлагаю пойти до конца – пусть Джоэла спасет Сидни Суини. Так и Педро вернется, и зрители не испытают слишком сильных эмоций из-за смерти главного героя.

***

«Миссия невыполнима: Финальная расплата»: не идеальный, но эффектный финал великой шпионской франшизы

Как Воронеж снова стал аниме-столицей: 4 дня на старейшем аниме-фестивале России

Белла Рамзи прекрасна в любой роли. Смотрим мемы с ней – и не осуждаем