Найти в Дзене
Время Новостей

«Кинопринцесса» Евгения Симонова, ее роли, любовь, борьба с раком и опека над чужой дочерью

Оглавление

Главная принцесса советского кино, Народная артистка России Евгения Симонова 1 июня отмечает 70-летний юбилей.

   Евгения Симонова – Принцесса. Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»/«Мосфильм»/ /Марк Захаров
Евгения Симонова – Принцесса. Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»/«Мосфильм»/ /Марк Захаров

Ее юные, нежные, светлые, добрые и немного наивные героини из ранних фильмов сразу очаровали советских кинозрителей. Многим она помнится по лирическому амплуа — по образу принцессы из «Обыкновенного чуда» или медсестры Кати из «Афони». Но не менее интересны и значимы были ее роли в театре, ее образы зрелых и сильных героинь в кино.

Почему Евгения Павловна стала известна не под родной фамилией, как она попала в кино, какие роли считает любимыми, из-за чего распался ее брак с Кайдановским, какие тайны хранила актриса и чью дочь взяла на воспитание — в материале «Ямал-Медиа».

Трагическая история семьи Симоновой

Евгения Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде, семья жила на Васильевском острове. Отец Павел Васильевич был крупным специалистом в области психофизиологии и биофизики, мама работала учителем английского языка. У Евгении Симоновой есть старший брат Юрий Вяземский (по фамилии матери), он писатель, философ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО, был автором и ведущим программы «Умницы и умники» на Первом канале.

Родной фамилией Симоновой должна была быть фамилия Станкевич, но годы сталинских репрессий лишили ее деда и его фамилии. Дедушка Евгении был арестован в 1937 году и расстрелян, бабушку отправили в ссылку. Сына репрессированных (отца Евгении и Юрия) усыновил скульптор, профессор Академии художеств Василий Симонов. Так появилась новая фамилия, но боль в душе за невинно пострадавших родных и сейчас жива в душах их потомков.

-2

В роли Кати Снегирёвой. Кадр из фильма «Афоня»/«Мосфильм»/Eksperimentalnoe Tvorcheskoe Obedinenie/Георгий Данелия

Детство и юность будущей актрисы

После того, как отец Евгении получил предложение работать в создающемся в Москве Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, семья переехала в столицу. Павел Васильевич позднее возглавил этот институт.

У маленькой Жени была тяга к музыке и танцам, она окончила музыкальную школу по классу фортепиано при музыкальном училище имени Гнесиных, ходила в балетную студию. Но, что удивительно, никогда не участвовала в школьных театральных постановках, не играла в самодеятельности. Женя росла девочкой застенчивой и робкой, так что актерская профессия ее не манила.

Но все изменилось под влиянием вдохновенных лекций отца по психологии творчества в Школе-студии МХАТ. Он так интересно рассказывал о мире театра, что дочь стала грезить о нем, как о сказке. Хотя в планах у выпускницы школы было поступить на филфак педагогического института, Евгения решила попытать удачу и в театральном направлении. В итоге стала студенткой театрального училища имени Щукина, где училась на курсе Юрия Катина-Ярцева.

Евгения Павловна вспоминала: «Если бы ни Катин-Ярцев, то любой другой не такой прозорливый педагог меня просто бы отчислил. Я дико стеснялась и не могла выйти и сделать элементарный этюд, но я не стеснялась петь — я немного по-дилетантски играла на гитаре и пела разные песни, в том числе, и английские. Все делали упражнения, а Катин-Ярцев меня вызывал и говорил: «А теперь Женя нам попоет!». И так как-то постепенно я освободилась от зажима, и мне стало легче».

В роли нежных «ангелов» и принцесс

Еще на первом курсе 17-летнюю Евгению пригласили сниматься в кино. Ее кинодебютом стала романтичная роль летчицы Маши Поповой, трогательной «Джульетты» на жестокой войне в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Следующую роль в кино она играла после второго курса в «Афоне» Георгия Данелии. Именно после роли Кати Снегирёвой, доверчивой, влюбленной, преданной и искренней девушки, Симонову накрыла огромная популярность в 1975 году.

«И вот это «клеймо» чистой невинной девушки — «ходячей добродетели» — принесло мне всесоюзную известность и какую-то любовь. Я получала колоссальное количество писем, и меня стали узнавать на улице, так как мои незатейливые «девочки» как-то проникали людям в душу. С одной стороны, я бесконечно благодарна Леониду Быкову и Георгию Данелии, но, с другой стороны, это стало некой «рамкой», в которую я попала, и оттуда было очень трудно выбраться, но я всегда знала, что это произойдет!» — так рассуждала актриса о своем лирическом амплуа.

-3

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»/«Мосфильм»/Марк Захаров

Еще одной узнаваемой (пожалуй, даже самой известной) киноработой Евгении стала роль Принцессы в шедевре Марка Захарова «Обыкновенное чудо» о великой силе любви. Ее принцесса, действительно, была не похожа, как сказал Медведь, ни на одну из принцесс в мире. Очаровательная, нежная, любящая и дерзкая одновременно, готовая бороться за любовь и жертвовать самым дорогим, она покорила сердца миллионов кинозрителей и навсегда осталась эталоном сказочной кинопринцессы.

К ангельским образам «чистой невинной девушки» относится и образ Аси из культовой дилогии — «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка».

В театре — вечная невеста

После окончания учебы Евгению Симонову приняли в труппу легендарного театра имени Маяковского, где она служит уже почти 50 лет. Наставниками для молодой актрисы стали Светлана Немоляева и Игорь Костолевский. В паре с звездным красавцем она много лет играла в «Женитьбе» Николая Гоголя комедийную роль «молодой невесты» Агафьи Тихоновны.

«Я сыграла Агафью Тихоновну около 400 раз. Когда Сергей Арцибашев назначал меня в этот спектакль, мне уже тогда было 47 лет, а Агафье по пьесе 27. Я сказала: «Сергей Николаевич, я на 20 лет ее старше». Он ответил: «Она засиделась в девках». Я подумала: «Ну, не настолько же», — смеялась Симонова.

И все же актрисе верили, так она была убедительно наивна и хороша.

Возраст долгое время был не властен над актрисой, ей часто предлагали роли женщин намного моложе ее самой. Вот и в спектакле «Пять вечеров» по пьесе Володина, в который актрису пригласили на роль Тамары в театр «Современник», ей пришлось играть героиню моложе ее самой на 20 лет.

«Я, конечно, опоздала во времени, потому что непозволительно старше своей героини. Но 20 лет назад у меня не было этого предложения, не было такой возможности. Не все происходит тогда, когда нам хочется… Но для меня это счастье великое — играть эту роль. Потому что это изумительная пьеса, изумительный спектакль, изумительный состав, и отказаться от этого невозможно», — поясняла Симонова.

-4

Спектакль «Пять вечеров». Фото: www.kino-teatr.ru

К возрасту актриса относится спокойно и не стремится усовершенствовать свою внешность с помощью пластики, с достоинством принимая возрастные изменения.

Сейчас она играет возрастных героинь, а прежде в списке ее ролей были самые желанные для любой артистки — Анна Каренина, Нина Заречная («Чайка»), Нора из «Кукольного дома»…

Кинозастой 90-х и новый взлет

В 90-е для Симоновой в кино не нашлось места, это был период боевиков, чернухи, фильмов о бандитах. Естественно, романтичной и хрупкой красавице такой фон был противопоказан. Она снялась в нескольких картинах, но они так и не вышли на экраны или прошли незамеченными.

Настоящим успехом стала встреча Евгении Симоновой с режиссером Андреем Эшпаем, ставшим ее мужем. Он по-новому открыл зрителям любимую актрису, давая ей серьезные роли сильных духом женщин.

В 2004 году она снялась в сериале «Дети Арбата» Эшпая по трилогии Анатолия Рыбакова. Евгения Симонова сыграла мать главного героя в исполнении Евгения Цыганова.

Еще одним значимым для себя фильмом Евгения Павловна считает драму «Многоточие» 2006 года, где она играла главную роль — скульптора Киры Георгиевны. Этот фильм был «подарком» от мужа на 50-летие актрисы. Как и киноэпопея, картина была посвящена болезненной теме для актрисы — теме репрессий.

Среди своих любимых киноработ народная артистка России упоминала также фильм литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека» по Чехову, отметившийся на кинофестивале в Венеции, картину «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» режиссера Александра Зархи, в котором играла вторую жену Фёдора Михайловича — Анну Григорьевну Сниткину.

В 21 веке актриса, как она и мечтала, отошла от лирического амплуа, в палитре ее ролей появились новые краски — не только положительные образы, но и неоднозначные, даже зловещие, как роль учительницы из сериала «Метод». Она играла княгиню Ефросинью Старицкую в сериале «Иван Грозный», снималась в мистическом сериале «Пищеблок», в фэнтези-сериале «Иные», исполнила роль писательницы-графоманки в фильме «Событие» по пьесе Владимира Набокова…

В фильме 2024 года «Смотри на меня» режиссера Владимира Грамматикова Симонова снялась в роли политической заключенной, беглянки из сталинского лагеря. Актриса уверена, что опасности возрождения любви к Сталину и, как следствие, к тоталитаризму нужно противостоять и сегодня: «Коллективный психоз, служение идеологии… Это очень страшно, когда есть идея… Страшная идея. Те люди, которые ей служат, они тоже преступники», — описывала Симонова сталинское время, удивляясь, что никто из палачей так и не понес никакого наказания за невинно убиенных.

Счастье с экс-мужем Удовиченко

У Евгении с ее нежной и хрупкой красотой никогда не было недостатка в обожателях. Будучи студенткой театрального училища, она встречалась с Юрием Васильевым, который страшно ревновал красавицу. Его опасения подтвердились, когда после съемок в приключенческой картине «Пропавшая экспедиция» Евгения призналась молодому человеку, что полюбила другого.

-5

Александр Кайдановский в фильме «Золотая речка». Фото: www.kino-teatr.ru

Избранником актрисы стал уже известный актер Александр Кайдановский, игравший в фильме офицера Кирилла Зимина. Брутальный, немногословный, холодный и дерзкий, он казался таинственным и сложным, а, значит, очень интересным для юного сердца. Евгения ушла в любовь с головой. Актеры поженились, в браке с Кайдановским родилась дочь Зоя. Но сложный характер Александра не дал браку стать счастливым. Порой он ревновал жену к ее актерской востребованности. Пара то расходилась, то сходилась, оба мучились и страдали. Как считали и окружающие, и первая супруга Кайдановского, он был абсолютно не подходящ для семейной жизни.

Брак в итоге распался, а звезда «Сталкера» прожил короткую и яркую жизнь и умер в возрасте 49 лет.

Евгения тяжело переживала разрыв с первым мужем. Попыткой забыться стал скоротечный брак с актером Дмитрием Полонским, который продлился всего год.

Судьбоносной стала ее встреча с Андреем Эшпаем, с которым ее познакомил Игорь Костолевский. В карие глаза режиссера актриса влюбилась с первого взгляда.

«Они меня подвозили на машине. Андрей был за рулем. Я сидела сзади, и он посматривал на меня в зеркало. Эти карие глаза. И когда я вышла, подумала: «Есть же счастливая женщина, у которой такой муж», — вспоминала Симонова.

«Счастливой женщиной» — женой Эшпая в то время была Лариса Удовиченко, звезда советского экрана. Но отношения в паре давно не клеились, и брак вскоре распался.

Через два года после первой встречи у Симоновой и Эшпая, к тому времени уже холостого мужчины, завязался роман. У пары родилась дочь Маша, и через два месяца они расписались.

Третий брак стал для Евгении Павловны не просто счастливым, но и плодотворным творчески — она стала музой для Эшпая, снималась во многих его картинах.

Борьба Евгении Симоновой с болезнью

Народная артистка всегда была сильной личностью, вот и о своем онкологическом заболевании она никогда не распространялась. Но прессе стало известно, что более 10 лет назад актриса перенесла воспаление легких, не долечив его до конца из-за плотного рабочего графика. Врачи обнаружили рост новообразования, которое расширилось после очередной пневмонии.

В 2013 году Симонова перенесла операцию в Германии по удалению злокачественной опухоли. Там актрисе удалили всю нижнюю долю правого легкого.

Сейчас Евгения Павловна на здоровье не жалуется, но к уходу из жизни относится по-буддийски спокойно: «Не могу сказать, что готова умереть завтра-послезавтра. Но если скажут, что надо, могу принять это, потому что я благодарна».

-6

Фото: www.kino-teatr.ru

Чужая «родная» дочь

Старшая дочь Симоновой Зоя Кайдановская, заслуженная артистка РФ, служит в одном театре с мамой — в театре имени Маяковского и много снимается в кино.

Младшая дочь Мария Эшпай стала музыкантом — она известная пианистка и композитор, как и ее знаменитый дед — Андрей Эшпай. Мария писала музыку к фильмам отца — Андрея Андреевича Эшпая.

В семье Симоновой воспитывалась еще одна дочь — приемная. Когда умерла подруга Симоновой Людмила Коршакова, актриса, известная по роли в «Калине красной», сиротой осталась ее 13-летняя дочь Даша. Евгения Павловна не оставила девочку в беде, оформила над ней опекунство и заботилась как о родной. Позже Дарья рассказывала в одной из телепередач, что Симонова никогда не делала различий между родной дочерью Зоей и нею: «Она вся такая нежная, хорошая, добрая, я ей очень благодарна, что она меня не бросила».

Эту же характеристику может повторить и автор этой статьи, потому что в начале нулевых судьба случайно свела меня с любимой актрисой в аэропорту Шереметьево, где она ждала возвращения дочери Зои из Лондона. Открытая, улыбчивая и совершенно не звездная, Евгения Павловна разговорилась со мной, а узнав, что я праздную в Москве свой день рождения, предложила два пригласительных на спектакль «Женитьба» со своим участием. Это был шикарный подарок от лучшей из «принцесс» для не очень богатой поклонницы. Спустя годы я подарила актрисе на ее гастрольном спектакле в моем городе букет роз, а она с такой благодарной теплотой и нежностью сжимала мои руки в своих ладонях, что я еще раз убедилась: Принцесса — самая настоящая.

Ранее мы писали о сатирике с трагическим мироощущением Григории Горине.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».