Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Феррус Манус: Горгон Медузы» Д. Гаймера: безумно нужно быть первым

Буду краток: сегодня у меня есть немного очень личного мнения о сольнике Ферруса. Поехали. Это один из самых спорных сольников во всем цикле примархов, полное его название «Феррус Манус: Горгон Медузы» за авторством доктора Дэвида Гаймера. Железный Десятый Гаймеру по-настоящему интересен, хотя показывает их автор без намека на идеализацию. Это не Френч с Имперскими Кулаками, которые у него всегда лучшие… Так-то Железных Рук и другие авторы показывали не идеальными, чего только «Старая Земля» стоит. Гаймер развивает традицию — и добавляет к ней смачных подробностей. Повесть построена как большинство историй о примархах: она описывает знаковый бой, в нашем случае — приведение к Согласию мира Гардинаал. Мы встретим Мануса и замечательных людей Х легиона: Габриэля Сантара, Амадея Дюкейна, с него, кстати, и с совместных с Третьим учений все и начинается. У поклонников доересевых Детей Императора есть случай полюбоваться на красивое увидеть адекватных ДИ во главе с Фулгримом. И вот еще один

Буду краток: сегодня у меня есть немного очень личного мнения о сольнике Ферруса. Поехали.

Арт с обложки
Арт с обложки

Это один из самых спорных сольников во всем цикле примархов, полное его название «Феррус Манус: Горгон Медузы» за авторством доктора Дэвида Гаймера. Железный Десятый Гаймеру по-настоящему интересен, хотя показывает их автор без намека на идеализацию. Это не Френч с Имперскими Кулаками, которые у него всегда лучшие… Так-то Железных Рук и другие авторы показывали не идеальными, чего только «Старая Земля» стоит. Гаймер развивает традицию — и добавляет к ней смачных подробностей.

Повесть построена как большинство историй о примархах: она описывает знаковый бой, в нашем случае — приведение к Согласию мира Гардинаал. Мы встретим Мануса и замечательных людей Х легиона: Габриэля Сантара, Амадея Дюкейна, с него, кстати, и с совместных с Третьим учений все и начинается. У поклонников доересевых Детей Императора есть случай полюбоваться на красивое увидеть адекватных ДИ во главе с Фулгримом. И вот еще один легион призывает братьев на помощь…

Гаймер аккуратно втиснул сюжет в то, что уже есть в бэке и художке. Одна из фаз боевых действий у ЖР называется «Поднять бурю» — отсылка к известной цитате «подними кровавую бурю, Медузон!», персонажи проводят параллели с битвами на Ржави. И… цитируют Шекспира. Мы узнаем много небольших, но интересных подробностей. Так, Железнорукие заботятся об элегантности: у Дюкейна доспехи начищены и сверкают, «как вулканическое стекло». Они могут разговаривать со своими машинами, когда думают, что их никто не видит; примечательно, что и слово «любовь» впервые прозвучит в книге по отношению к машине. Они почитают Ферруса, но не низкопоклонствуют, не боятся возразить. А еще они шпыняют молодого Дитятю Императора, хотя он в итоге оказывается прав. В Десятом присутствует противостояние между терранцами и новичками с мира примарха. Примарх продвигает медузийцев. А они сильно отличаются от старожилов: Дюкейн сохранил терранское чувство юмора и терранские традиции, Медуза же предстает темным и «необузданным» (с) миром, и ее сыны под стать родной планете.

Железнорукие. Худ. Ilya Beliakov
Железнорукие. Худ. Ilya Beliakov

Феррус и доересевый Фулгрим были лучшими друзьями. Однако между их легионами в книге больше всего видно соперничество. Примархи желают, чтобы их астартес «побратались», но с этим возникают сложности. Есть даже смешной момент, когда Железнорукий начинает строить теории насчет того, как ДИ развлекаются в свободное время, и не ждет ничего хорошего. И тут же нам показывают, как Акурдуана рисует уральские кузницы.

Капитан ДИ Акурдуана — важный персонаж, потому что впервые мы увидим Ферруса его глазами. Его первые чувства — благоговение и восхищение, он считает примарха Х совершенством, отмечая не только воинские умения, но и врожденное понимание металлургии. А вот автор первым делом называет примарха «безжалостным». И видно, что Феррус раздосадован учениями: с точки зрения примарха, его легион не показал себя так хорошо, как он надеялся. С первых строк перед нами предстает человек с чрезвычайно высокими и бескомпромиссными требованиями и к себе, и к другим. Это объяснимо — безупречное воинское мастерство повышает вероятность победы, но к рациональному зерну примешивается еще и огромное честолюбие. Как Фулгрим в сольнике и одноименном романе Ереси больше всего боится быть неправым, так Феррус — быть не первым.

Самые любящие братья до Ереси. Худ. Deborgant
Самые любящие братья до Ереси. Худ. Deborgant

Примечательно, однако, что в ответ на призыв о помощи ЖР бухтят «пусть Жиллиман сам несет бремя своей неудачи», зато Акурдуана считает, что Ультре необходимо помочь. Как и Феррус. Но если для Акурдуаны помочь кузенам — это послужить Императору, то для Ферруса — доказать, что он по-прежнему лучший военачальник. Достойный Магистр Войны.

Солнечная империя Гардинаал между тем стоит всех денег. В художке часто подчеркивается, что большинство миров охотно вступало в Империум и представляло собой более-менее нормальные сообщества; нам, конечно, чаще показывают какие-то кошмарные миры, которые приходилось разносить вхлам — все-таки Вархаммер это в первую очередь боевая фантастика. Гардинаал кошмарен. Нам покажут его в подробностях, и это крайне мрачная звездная империя — не то чтобы уникальная в мировой фантастике, скорее, типичная «ужасная звездная империя», однако понятно, почему их пришлось приводить к Согласию силой и с такими сложностями.

Кроме астартес и примархов, показана и Имперская Армия, тоже любопытно.

Что мне особенно понравилось — Гаймер, человек науки, явно тщательно проштудировал космическую и физическую матчасть. Он описывает астрономические явления, механизмы, и этот существенный элемент научной фантастики очень радует. В то же время в книге будут боевки. Много. Разных. Правдоподобных. Матчасть единоборств Гаймер, похоже, тоже знает не понаслышке. Действия в пустоте, в общем, верибельны. Книга не об этом, но через боевки хорошо передается многое о характере персонажей, в первую очередь Ферруса, и многое о более глобальных вещах.

Портрет Ферруса. Худ. Ginias
Портрет Ферруса. Худ. Ginias

В книгах о совместных боевых действиях разница в боевой доктрине легионов/орденов и связанные с ней конфликты — практически общее место. Но не так уж часто показывается, как мнимое соперничество толкает опытного командира на явно ошибочные действия. «Горгон Медузы» — именно об этом. О желании быть первым любой ценой. О нежелании принять чужую точку зрения. Об упертости, которая выливается в большие потери. О честолюбии, которое застит рациональные суждения, об ослеплении жаждой первенства.

Феррус показан как человек с тяжелым характером. Поклонники Десятки, конечно, недовольны, они рассчитывали, что в сольнике будет больше упора на его достоинствах, хотя они тоже видны: смелость, решительность, сила воли, стремление к самосовершенствованию. Но разве не горячность и безоглядный гнев Ферруса в итоге привели его в смертельную западню на Исстваане? Этот примарх никогда не сомневался, что цель оправдывает средства, никогда не был милосердным, он завоеватель, а не спасатель. Таков уж он был. Его подход все еще лучше, чем подход некоторых других примархов; Гаймер подводит читателя к тому, чтобы самостоятельно ответить на вопрос, имеет ли такой подход право на существование даже в далеком темном будущем.