Когда у Кловер бесследно исчезает сестра, единственной зацепкой становится странное видео, снятое возле заброшенного придорожного магазина. Ещё не оправившаяся от смерти матери девушка собирает друзей и отправляется на поиски. По сомнительной наводке местного продавца компания оказывается у таинственного дома в лесу, где почти сразу сталкивается с маньяком в маске. После кровавой развязки время... перематывается назад. Теперь героям предстоит разгадать загадку временной петли и попытаться выжить до утра.
Основная информация:
- Оригинальное название: Until Dawn
- Жанр: фильм ужасов
- Режиссёр: Дэвид Ф. Сандберг ("Проклятие Аннабель: Зарождение зла", "Шазам!")
- В ролях: Элла Рубин, Майкл Чимино, Одесса Эзайон, Ю Джи-ён, Бельмонт Камели, Майя Митчелл, Петер Стормаре
- Премьера: 23 апреля 2025 (кинотеатры), 23 мая 2025 (стриминговые платформы)
- Хронометраж: 103 минуты
- Похожие проекты: "Хижина в лесу" (2011), "Последние девушки" (2015), "Счастливого дня смерти" (2017), "Матрица времени" (2016)
Поклонников оригинальной игры Until Dawn (2015) ждёт сюрприз: фильм не является прямой экранизацией, а скорее представляет собой вбоквел, действие которого происходит в той же вселенной. Сандберг осознанно отошёл от буквального переноса сюжета, понимая, что киноадаптация неизбежно проиграет интерактивному формату в плане глубины проработки мира и персонажей.
Связь с игрой прослеживается через персонажа Петера Стормаре — психиатра Алана Дж. Хилла, который в оригинале выполнял роль рассказчика. Фильм содержит несколько узнаваемых отсылок, включая культовые песочные часы, а также намёки на другую игру студии — The Quarry (2022).
Остаётся открытым вопрос: насколько оправдана такая экранизация? Оригинальная игра сама по себе была идеальным интерактивным слэшером, собравшим все классические элементы жанра — стереотипных персонажей, индейское проклятие и кровавые сцены. Сможет ли фильм предложить что-то новое или просто повторит уже известную формулу?
Самая сильная сторона оригинальной игры заключалась в возможности взять судьбу персонажей в свои руки - попытаться провести этих недалёких подростков через все опасности живыми и невредимыми. Если в обычных фильмах ужасов мы можем только кричать на экран, предупреждая героев не заходить в тот тёмный подвал, то Until Dawn позволяла реально помешать им совершить роковую ошибку. Это полностью переворачивало привычную формулу - теперь угроза для жизни персонажей исходила не от их собственной глупости, а от решений игрока.
Лишившись этого ключевого элемента, фильм превратился в очередной рядовой слэшер. Нельзя сказать, что картина совсем не удалась - в ней есть отдельные интересные моменты. Однако зрители, не знакомые с игрой, вряд ли поймут, чем эта история заслужила такое внимание и в чём её уникальность.
В ловушку вместе с Кловер попадают её бывший парень Макс (Майкл Чимино), подруга Нина (Одесса Эзайон, известная по последнему "Восставшему из ада"), её бойфренд Эйб (Бельмонт Камели) и мнящая себя экстрасенсом Меган (Ю Джи-ён). Практически все они (за исключением разве что Эйба) демонстрируют поразительное отсутствие здравого смысла и инстинкта самосохранения, что приводит к их частым и стремительным смертям.
Фильм вводит любопытный механизм «перезагрузки» после каждой смерти, но герои бездумно тратят свои ограниченные «жизни», не подозревая, что их запас не бесконечен. Ситуацию усложняет случайная генерация опасностей - после каждого возрождения персонажей ждут новые угрозы и изменяющиеся обстоятельства.
Если рассматривать картину как чужое игровое прохождение, она предлагает уникальный зрительский опыт. Вы наблюдаете, как невидимый игрок раз за разом проваливает простейшие действия, делает неверные выборы и двигается не туда - создавая совершенно новый уровень эмпатии к экранным жертвам.
Сценарий Гари Добермана (автора удачного «Оно» и менее успешного «Жребия») действительно больше подошёл бы для видеоигры. Кинематографически история выглядит вторичной и недостаточно проработанной, тогда как игровой формат позволил бы раскрыть её потенциал. Особенно ощущается отсутствие возможности детально исследовать локации - так хочется изучить газетные вырезки, рассмотреть фотографии и осмотреть все уголки загадочных мест, которые в фильме представлены лишь поверхностно.
Парадоксально, но именно те элементы, что делают историю идеальной основой для интерактивного хоррора, становятся её слабыми местами в киноадаптации.
Фильму удалось сохранить характерную атмосферу и стилистику оригинальной игры Until Dawn, что, безусловно, стоит записать в его актив. Однако без ключевого игрового элемента - интерактивности - напряжение и саспенс работают значительно слабее.
Главная проблема картины - обилие незавершённых сюжетных линий. Создаётся впечатление, будто персонажи просто не нашли нужные предметы или не поговорили с определёнными NPC, которые должны были запустить важные события. Особенно разочаровывает проработка концепции временной петли - объяснения, которые даются зрителю, выглядят настолько невнятными и непродуманными, что лучше бы их вообще опустили.
Если в игре подобные недочёты можно простить благодаря увлекательному геймплею, то в кино, где нет этой "страховки", такие провалы сценария становятся особенно заметными. Даже если рассматривать фильм как лёгкий кровавый трэш, он не дотягивает до идеала - несмотря на обилие жестоких смертей и разлетающихся во все стороны внутренностей, здесь катастрофически не хватает самоиронии и игры с жанровыми клише.
Фильм отдалённо напоминает "Хижину в лесу" (2011) по форме, но совершенно не улавливает её остроумный саркастичный дух. В результате получается странный гибрид - недостаточно умный для психологического хоррора и недостаточно весёлый для откровенного трэша.
Фильм предлагает разнообразный набор сверхъестественных угроз, сравнимый с "Хижиной в лесу", но без убедительного объяснения их природы. Особенно странно выглядит переосмысление вендиго - эти классические монстры получили новую мифологию и изменённый дизайн. Из-за ограниченного бюджета компьютерная графика сведена к минимуму: вендиго играют загримированные актёры, что делает их больше похожими на обычных зомби, а не на устрашающих паукообразных существ из игры. Однако практические эффекты в целом работают на пользу картине, добавляя ей тактильной достоверности.
Актёрские работы не стали сильной стороной фильма. Петер Стормаре, хотя и не выдал худшую свою игру, явно работал не на полную мощность. Остальные исполнители хотя и не раздражают (что для жанра уже достижение), но и не запоминаются.
Музыкальное сопровождение Бенджамина Уоллфиша, известного по удачной работе над "Оно" и сотрудничеству с Хансом Циммером в "Бегущем по лезвию 2049", на этот раз оказалось на удивление безликим - ни одна мелодия не остаётся в памяти после просмотра.
В целом фильм производит впечатление упущенной возможности - имея интересную основу, он не смог ни предложить убедительную альтернативу игровому опыту, ни стать самодостаточным кинематографическим произведением.
Оценка фильма "Дожить до рассвета" во многом зависит от знакомства зрителя с оригинальной игрой. Для тех, кто не играл в Until Dawn, картина окажется в лучшем случае рядовым представителем жанра, в худшем - совершенно заурядным. Однако поклонники игры, помнящие, как дрожали руки на геймпаде во время напряжённых моментов, воспримут фильм совсем иначе. Они смогут понять замысел создателей и логику построения ключевых сцен.
Знакомые с оригиналом зрители будут постоянно замечать отсылки к игре ("Смотри, это прямо как в той сцене!"), что добавит просмотру особого шарма - конечно, при условии, что сама игра им нравилась. Фильм становится своеобразным ностальгическим путешествием для фанатов, хотя и не лишённым существенных недостатков.