Найти в Дзене
Киноторий

Дожить до рассвета — киноадаптация культовой игры, которая сама была данью уважения хоррор-классике

Когда у Кловер бесследно исчезает сестра, единственной зацепкой становится странное видео, снятое возле заброшенного придорожного магазина. Ещё не оправившаяся от смерти матери девушка собирает друзей и отправляется на поиски. По сомнительной наводке местного продавца компания оказывается у таинственного дома в лесу, где почти сразу сталкивается с маньяком в маске. После кровавой развязки время... перематывается назад. Теперь героям предстоит разгадать загадку временной петли и попытаться выжить до утра. Основная информация: Поклонников оригинальной игры Until Dawn (2015) ждёт сюрприз: фильм не является прямой экранизацией, а скорее представляет собой вбоквел, действие которого происходит в той же вселенной. Сандберг осознанно отошёл от буквального переноса сюжета, понимая, что киноадаптация неизбежно проиграет интерактивному формату в плане глубины проработки мира и персонажей. Связь с игрой прослеживается через персонажа Петера Стормаре — психиатра Алана Дж. Хилла, который в оригинал

Когда у Кловер бесследно исчезает сестра, единственной зацепкой становится странное видео, снятое возле заброшенного придорожного магазина. Ещё не оправившаяся от смерти матери девушка собирает друзей и отправляется на поиски. По сомнительной наводке местного продавца компания оказывается у таинственного дома в лесу, где почти сразу сталкивается с маньяком в маске. После кровавой развязки время... перематывается назад. Теперь героям предстоит разгадать загадку временной петли и попытаться выжить до утра.

Кадр из фильма "Дожить до рассвета"
Кадр из фильма "Дожить до рассвета"

Основная информация:

  • Оригинальное название: Until Dawn
  • Жанр: фильм ужасов
  • Режиссёр: Дэвид Ф. Сандберг ("Проклятие Аннабель: Зарождение зла", "Шазам!")
  • В ролях: Элла Рубин, Майкл Чимино, Одесса Эзайон, Ю Джи-ён, Бельмонт Камели, Майя Митчелл, Петер Стормаре
  • Премьера: 23 апреля 2025 (кинотеатры), 23 мая 2025 (стриминговые платформы)
  • Хронометраж: 103 минуты
  • Похожие проекты: "Хижина в лесу" (2011), "Последние девушки" (2015), "Счастливого дня смерти" (2017), "Матрица времени" (2016)

Поклонников оригинальной игры Until Dawn (2015) ждёт сюрприз: фильм не является прямой экранизацией, а скорее представляет собой вбоквел, действие которого происходит в той же вселенной. Сандберг осознанно отошёл от буквального переноса сюжета, понимая, что киноадаптация неизбежно проиграет интерактивному формату в плане глубины проработки мира и персонажей.

Связь с игрой прослеживается через персонажа Петера Стормаре — психиатра Алана Дж. Хилла, который в оригинале выполнял роль рассказчика. Фильм содержит несколько узнаваемых отсылок, включая культовые песочные часы, а также намёки на другую игру студии — The Quarry (2022).

Остаётся открытым вопрос: насколько оправдана такая экранизация? Оригинальная игра сама по себе была идеальным интерактивным слэшером, собравшим все классические элементы жанра — стереотипных персонажей, индейское проклятие и кровавые сцены. Сможет ли фильм предложить что-то новое или просто повторит уже известную формулу?

Кадр из фильма "Дожить до рассвета"
Кадр из фильма "Дожить до рассвета"

Самая сильная сторона оригинальной игры заключалась в возможности взять судьбу персонажей в свои руки - попытаться провести этих недалёких подростков через все опасности живыми и невредимыми. Если в обычных фильмах ужасов мы можем только кричать на экран, предупреждая героев не заходить в тот тёмный подвал, то Until Dawn позволяла реально помешать им совершить роковую ошибку. Это полностью переворачивало привычную формулу - теперь угроза для жизни персонажей исходила не от их собственной глупости, а от решений игрока.

Лишившись этого ключевого элемента, фильм превратился в очередной рядовой слэшер. Нельзя сказать, что картина совсем не удалась - в ней есть отдельные интересные моменты. Однако зрители, не знакомые с игрой, вряд ли поймут, чем эта история заслужила такое внимание и в чём её уникальность.

В ловушку вместе с Кловер попадают её бывший парень Макс (Майкл Чимино), подруга Нина (Одесса Эзайон, известная по последнему "Восставшему из ада"), её бойфренд Эйб (Бельмонт Камели) и мнящая себя экстрасенсом Меган (Ю Джи-ён). Практически все они (за исключением разве что Эйба) демонстрируют поразительное отсутствие здравого смысла и инстинкта самосохранения, что приводит к их частым и стремительным смертям.

Фильм вводит любопытный механизм «перезагрузки» после каждой смерти, но герои бездумно тратят свои ограниченные «жизни», не подозревая, что их запас не бесконечен. Ситуацию усложняет случайная генерация опасностей - после каждого возрождения персонажей ждут новые угрозы и изменяющиеся обстоятельства.

Если рассматривать картину как чужое игровое прохождение, она предлагает уникальный зрительский опыт. Вы наблюдаете, как невидимый игрок раз за разом проваливает простейшие действия, делает неверные выборы и двигается не туда - создавая совершенно новый уровень эмпатии к экранным жертвам.

Кадр из фильма "Дожить до рассвета"
Кадр из фильма "Дожить до рассвета"

Сценарий Гари Добермана (автора удачного «Оно» и менее успешного «Жребия») действительно больше подошёл бы для видеоигры. Кинематографически история выглядит вторичной и недостаточно проработанной, тогда как игровой формат позволил бы раскрыть её потенциал. Особенно ощущается отсутствие возможности детально исследовать локации - так хочется изучить газетные вырезки, рассмотреть фотографии и осмотреть все уголки загадочных мест, которые в фильме представлены лишь поверхностно.

Парадоксально, но именно те элементы, что делают историю идеальной основой для интерактивного хоррора, становятся её слабыми местами в киноадаптации.

Фильму удалось сохранить характерную атмосферу и стилистику оригинальной игры Until Dawn, что, безусловно, стоит записать в его актив. Однако без ключевого игрового элемента - интерактивности - напряжение и саспенс работают значительно слабее.

Главная проблема картины - обилие незавершённых сюжетных линий. Создаётся впечатление, будто персонажи просто не нашли нужные предметы или не поговорили с определёнными NPC, которые должны были запустить важные события. Особенно разочаровывает проработка концепции временной петли - объяснения, которые даются зрителю, выглядят настолько невнятными и непродуманными, что лучше бы их вообще опустили.

Если в игре подобные недочёты можно простить благодаря увлекательному геймплею, то в кино, где нет этой "страховки", такие провалы сценария становятся особенно заметными. Даже если рассматривать фильм как лёгкий кровавый трэш, он не дотягивает до идеала - несмотря на обилие жестоких смертей и разлетающихся во все стороны внутренностей, здесь катастрофически не хватает самоиронии и игры с жанровыми клише.

Кадр из фильма "Дожить до рассвета"
Кадр из фильма "Дожить до рассвета"

Фильм отдалённо напоминает "Хижину в лесу" (2011) по форме, но совершенно не улавливает её остроумный саркастичный дух. В результате получается странный гибрид - недостаточно умный для психологического хоррора и недостаточно весёлый для откровенного трэша.

Фильм предлагает разнообразный набор сверхъестественных угроз, сравнимый с "Хижиной в лесу", но без убедительного объяснения их природы. Особенно странно выглядит переосмысление вендиго - эти классические монстры получили новую мифологию и изменённый дизайн. Из-за ограниченного бюджета компьютерная графика сведена к минимуму: вендиго играют загримированные актёры, что делает их больше похожими на обычных зомби, а не на устрашающих паукообразных существ из игры. Однако практические эффекты в целом работают на пользу картине, добавляя ей тактильной достоверности.

Кадр из фильма "Дожить до рассвета"
Кадр из фильма "Дожить до рассвета"

Актёрские работы не стали сильной стороной фильма. Петер Стормаре, хотя и не выдал худшую свою игру, явно работал не на полную мощность. Остальные исполнители хотя и не раздражают (что для жанра уже достижение), но и не запоминаются.

Музыкальное сопровождение Бенджамина Уоллфиша, известного по удачной работе над "Оно" и сотрудничеству с Хансом Циммером в "Бегущем по лезвию 2049", на этот раз оказалось на удивление безликим - ни одна мелодия не остаётся в памяти после просмотра.

В целом фильм производит впечатление упущенной возможности - имея интересную основу, он не смог ни предложить убедительную альтернативу игровому опыту, ни стать самодостаточным кинематографическим произведением.

Оценка фильма "Дожить до рассвета" во многом зависит от знакомства зрителя с оригинальной игрой. Для тех, кто не играл в Until Dawn, картина окажется в лучшем случае рядовым представителем жанра, в худшем - совершенно заурядным. Однако поклонники игры, помнящие, как дрожали руки на геймпаде во время напряжённых моментов, воспримут фильм совсем иначе. Они смогут понять замысел создателей и логику построения ключевых сцен.

Знакомые с оригиналом зрители будут постоянно замечать отсылки к игре ("Смотри, это прямо как в той сцене!"), что добавит просмотру особого шарма - конечно, при условии, что сама игра им нравилась. Фильм становится своеобразным ностальгическим путешествием для фанатов, хотя и не лишённым существенных недостатков.