«Не можешь победить — возглавь» — старый принцип европейской политики, который формировался в постоянных феодальных войнах на завоёванных, но не покорившихся территориях. Не удивительно, что этим же руководствуются сегодня транснациональные табачные корпорации, продолжающие западные традиции. За красивыми лозунгами и названиями скрываются ангажированные ими организации, имитирующие борьбу с острыми общественными проблемами для манипуляции мнением простого населения.
Увести общественное внимание
23 января 2025 года в Общественной палате Российской Федерации был организован круглый стол на тему: «Партнерство родителей, педагогов и общественности для предотвращения подросткового курения: планы на 2025 год». Соорганизатором выступил МОО «Общественный Совет по проблеме подросткового курения», организация аффилированная с табачным лобби, а модератором выступила: Елена Андреевна Тополева-Солдунова.
Сотрудничество Тополевой-Солдуновой и табачной индустрии
Тополева-Солдунова является директором Агентства социальной информации (АСИ), членом Общественной палаты РФ и активным участником российского гражданского общества. АСИ она возглавляет с 1994 года, которое позиционируется как независимое информационное агентство, поддерживающее гражданские инициативы, но фактически оно сотрудничает с табачной индустрией. Агентство готовит социальные отчеты для компаний, включая British American Tobacco (BAT Россия), создавая образ «социально ответственного бизнеса».
АСИ продвигает идеи корпоративной социальной ответственности (КСО) для табачных компаний, организуя конференции, круглые столы и публикуя материалы в их пользу. В 2009–2010 гг. АСИ провело конференции в Общественной палате РФ при поддержке Philip Morris, что способствовало формированию положительного имиджа табачного бизнеса.
В 2010 году Тополева-Солдунова вошла в Общественную палату РФ, где занималась вопросами благотворительности, социальной политики и коммуникаций. АСИ, под руководством Тополевой-Солдуновой, взаимодействует с CAF Russia, Форумом Доноров и другими организациями, которые получают финансирование от табачных корпораций. Мы видим, что при поверхностном погружении в проблему вскрывается целая структура, которая прикрывает интересы тех, кто работает против России, повышая смертность её населения.
Результаты имитации борьбы
Участие Елены Тополевой-Солдуновой в организации круглого стола по подростковому курению вызывает серьезные вопросы о конфликте интересов. Её многолетнее сотрудничество с табачной индустрией через АСИ (подготовка соцотчетов для BAT, продвижение КСО табачных компаний) и связи с лоббистскими структурами (CAF Russia, Форум Доноров) свидетельствуют о системной работе по легитимации табачного бизнеса под видом «социальной ответственности».
Такие мероприятия проводятся для того, чтобы увести общественное внимание от реальных мер решения проблемы курения.
Во-первых, речь никогда не заходит о разработке законодательных инициатив, регулировании распространения, введении запретов. Курение рассматривается в лучшем случае как стихийное бедствие, против которого невозможно бороться. Во-вторых, табачные компании представляются как партнёры, готовые к диалогу и обеспокоенные здоровьем граждан не меньше других. В-третьих, делается акцент только на курении подростков. Умалчивается проблема, что подростки стремятся казаться старше, а сигареты как раз представляют атрибутом взрослого человека.
АСИ и подобные организации переводят дискуссию о вреде курения в плоскость «частичного ограничения для детей», уводя внимание от необходимости жестких мер против табачных компаний (например, запрет продажи при определённых условиях, повышение акцизов, регулирование состава продукции). Табачным корпорациям выгодно, когда вербально акцент делается на воспитании, но действия принимаются не просто недостаточные, а носящие скрытую рекламу. Через Общественную палату и НКО табачные компании влияют на повестку, блокируя реальные ограничительные меры. Участие Тополевой-Солдуновой в таких мероприятиях — часть этой стратегии!
Мы видим результаты их работы. По данным МГУ имени Ломоносова, курение ежегодно уносит жизни свыше 240 тысяч россиян. Табачная зависимость становится основной причиной смертельно опасных заболеваний: в 85% случаев рака легких, большинства инфарктов и инсультов, а также хронических болезней дыхательных путей. Кроме того, курение провоцирует онкологические заболевания различных органов — от ротовой полости до поджелудочной железы. За 2023 год государственный бюджет получил 700 миллиардов рублей в виде налогов от продажи табачных изделий, но затраты на лечение курящих, по оценке Минздрава, составили 1 триллион 100 миллиардов рублей, а непрямые экономические потери оцениваются в 5 триллионов 600 миллиардов рублей.
Заключение
Псевдоборцы проводят круглые столы, выражают обеспокоенность, взывают к представителям табачного бизнеса и имитируют борьбу, но бояться говорить о законах, штрафах и ограничениях. Псевдоборьба часто финансируется теми, кто создал проблему. Если инициатива не приводит к реальным изменениям — это, скорее всего, имитация. Сегодня в России табачные корпорации финансируют антитабачные программы, спонсируют спортивные мероприятия, выпускают социальные отчёты. И цель у этого простая: отвлечь внимание от вреда курения, задержать введение запретительных мер, создать иллюзию, что «бизнес сам регулирует проблему».
В России уже разработаны законопроекты об ограничении продажи табака для тех, кто родился после 1 сентября 2009 года, но лоббисты их успешно блокируют. Табачный бизнес сам создаёт проблему и зарабатывает на ней. Пока он существует — ситуация будет оставаться критической. Дети должны знать о вреде табачных ядов, но и взрослые должны делать всё, чтобы они не столкнулись с этой угрозой.