Найти в Дзене
Незримая помощь

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ. Образ этого героя Куликовской битвы в произведениях русского искусства

К теме героического сражения на Куликовом поле и выдающейся личности князя Дмитрия Донского обращались многие отечественные живописцы. Так, в 1962 году художник Илья Глазунов приступил к созданию ряда полотен, объединенных темой Куликовской битвы. Эта работа продолжалась 30 лет. В картине «Князь Дмитрий» Глазунов изобразил Дмитрия Иоанновича перед боем. Лик князя спокоен, он уверен в победе. Однако багряный цвет плаща и острые копья за его спиной передают общую тревожность сюжета композиции. Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает и выбранный мастером фон полотна, представляющий собой облачное голубое небо. Эти небесно-голубые тона символизирует чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества ратников. Картина «Нашли князя Дмитрия» Еще одно полотно из цикла Ильи Глазунова «Куликово поле». Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя. Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился «передать

К теме героического сражения на Куликовом поле и выдающейся личности князя Дмитрия Донского обращались многие отечественные живописцы.

Так, в 1962 году художник Илья Глазунов приступил к созданию ряда полотен, объединенных темой Куликовской битвы. Эта работа продолжалась 30 лет.

Илья Глазунов «Канун сражения. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой». Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение, 2004 г.
Илья Глазунов «Канун сражения. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой». Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение, 2004 г.

В картине «Князь Дмитрий» Глазунов изобразил Дмитрия Иоанновича перед боем.

Лик князя спокоен, он уверен в победе. Однако багряный цвет плаща и острые копья за его спиной передают общую тревожность сюжета композиции.

Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает и выбранный мастером фон полотна, представляющий собой облачное голубое небо. Эти небесно-голубые тона символизирует чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества ратников.

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской, 1980 г.
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской, 1980 г.

Картина «Нашли князя Дмитрия»

Еще одно полотно из цикла Ильи Глазунова «Куликово поле».

Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя.

Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал неразрывную связь времен, связь поколений и свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

-3

Но, разумеется, еще задолго до создания исторического цикла Ильи Глазунова к теме легендарного сражения обращались великие русские живописцы.

Среди известных полотен интересны следующие:

«Святой Сергий благословляет Димитрия Донского». Произведение кисти Александра Никаноровича Новоскольцева.

Эта картина была написана живописцем в 1882 году. В то время он заканчивал обучение в натурном классе Санкт-Петербургской Академии художеств. За эту программную работу, достоверно воспроизводящую события той отдаленной эпохи, точную обстановку и психологический портрет участников, Александр Никанорович получил большую академическую медаль.

-4

В начале XIX-го века профессура Академии художеств предложила данную тему своим выпускникам в качестве дипломной работы. Золотую медаль тогда получил Орест Кипренский за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», созданную им в 1805 году.

Орест Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805 г.
Орест Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805 г.

В 1824 году полотно с таким же названием изобразил художник Василий Сазонов. Хотя его произведение не отличалось реалистичностью и не вполне соответствовало национальному колориту, оно навсегда вошло в Золотой Фонд произведений русской академической живописи.

Василий Сазонов «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1824 г.
Василий Сазонов «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1824 г.

ОБРАЗ СВЯТОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ В РОСПИСЯХ ПРАВОСЛАВНЫХ СОБОРОВ

В середине XIX-го столетия русский живописец Франц Николаевич Рисс в северо-западной части Исаакиевского собора выполнил некоторые настенные росписи, в числе которых было изображение величественной сцены благословения московского князя Димитрия Донского игуменом Сергием Радонежским.

Эта работа великого мастера украшает Исаакиевский собор до наших дней.

Роспись Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, сделанная живописцем Ф. Н. Риссом
Роспись Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, сделанная живописцем Ф. Н. Риссом

В 1850 году по заказу императора Николая I французский художник-баталист Ивон Адольф создал монументальное полотно под названием «Битва на Куликовом поле», центральную часть композиции которого занимает изображение святого князя Дмитрия в разгар сражения.

По плану данное произведение должно было украсить нижний коридор храма Христа Спасителя. Однако события изменились, и сегодня это полотно украшает лестничный пролет, ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца.

Адольф Ивон «Битва на Куликовом поле», 1850 г.
Адольф Ивон «Битва на Куликовом поле», 1850 г.

ДРЕВНИЕ ФРЕСКИ, ИЗОБРАЖАЮЩИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ

Древнейшая фреска, изображающая князя вместе с его сыном Василием, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Она выполнена в начале XVI-го века художником Феодосием.

Более поздняя фреска, созданная во второй половине XVI-го века, расположена на южной стене Архангельского Кремлевского собора. На ней Димитрий Иоаннович представлен среди прочих московских правителей.

Благовещенский собор Московского Кремля. На столпах изображены фигуры византийских императоров и русских князей, среди которых князь Димитрий Донской и его сын Василий
Благовещенский собор Московского Кремля. На столпах изображены фигуры византийских императоров и русских князей, среди которых князь Димитрий Донской и его сын Василий

Образ князя можно увидеть на фреске конца XVII-го века в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, а также на центральном своде парадных сеней Московского Исторического музея. Последнее изображение выполнено в 1883 году артелью Ф.Г. Торопова.

ПАМЯТНИК КНЯЗЮ ДМИТРИЮ

Войдя в число восьми наиболее значительных деятелей национальной истории, Дмитрий Донской представлен на среднем ярусе памятника «Тысячелетие России».

памятник "Тысячелетие России"
памятник "Тысячелетие России"

ИКОНЫ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

Первые изображения святого князя появились в XV-м веке.

К XVII-му столетию уже сложились основные правила написания его внешнего облика, которые были внесены в иконописные подлинники. В частности, в них говорилось, что Димитрий Иоаннович изображается «аки святой Борис подобием… сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста. Ризы на нем княжеские».

Самый ранний и полный цикл житийных изображений этого правителя представлен в Лицевом летописном своде — знаменитой Царь-книге Иоанна Грозного, хранящейся в Библиотеке Академии Наук. Здесь запечатлены все значимые события жизни князя Димитрия: от свадебного пиршества и рождения у него первенца до завещания и смиренной кончины, после которой ангел вознес благочестивую душу князя к Небесному Владыке.

Нередко изображали доблестного героя и в житийных циклах других угодников Божиих. В частности, в 12-м клейме житийной иконы святителя Алексия Московского из Успенского собора Московского Кремля, созданной в XV-м веке иконописцем Дионисием, есть сцена встречи вернувшегося из Орды святителя с князем Димитрием.

Житийная икона святителя Алексия Московского из Успенского собора Московского Кремля
Житийная икона святителя Алексия Московского из Успенского собора Московского Кремля

В конце XIX-го века появился еще один сюжет в иконографии святого. В основе его лежало предание о явлении в 1380 году Дмитрию Донскому в селе Угреша иконы Николая Чудотворца. В дальнейшем по заказу построенного на том месте Николо-Угрешского монастыря создавались многочисленные образки-миниатюры с изображением этого чудесного события в качестве реликвий для паломников.

Явление иконы святителя Николая князю Дмитрию Донскому в подмосковном селе Угреша, когда его войска разбили лагерь по дороге к месту сражения
Явление иконы святителя Николая князю Дмитрию Донскому в подмосковном селе Угреша, когда его войска разбили лагерь по дороге к месту сражения

После канонизации подвижника в 1988 году его образ введен в программы храмовых росписей. В наши дни легендарного полководца чаще всего изображают либо в традиционном княжеском костюме – шубе и богато украшенной княжеской шапке, либо в боевых доспехах с оружием в руках — в память о его великом подвиге во славу родного Отечества.

Сегодня одним из известнейших и особо чтимых образов князя является его лик в Казанском кафедральном соборе города Людиново. Этот образ считается покровителем данного прихода.

ИЗОБРАЖЕНИЯ КНЯЗЯ С ЕГО СУПРУГОЙ ЕФРОСИНИЕЙ МОСКОВСКОЙ

18 января 1366 года был заключен супружеский союз между князем Дмитрием и юной княжной Евдокией. По сути, это был политический союз между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, конкурирующими друг с другом за Владимирский престол.

Первые совместные изображения княжеской четы, датируемые XVI-м веком, можно увидеть в миниатюрах Лицевого летописного свода.

В Библиотеке Академии Наук хранится знаменитое «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», содержащее 17 житийных миниатюр князя, на каждой из которых присутствует изображение его супруги. Этот цикл изображений прославляет княжескую семью как пример благочестивого христианского брака.

В наши дни совместные изображения княжеской четы присутствуют во многих российских храмах. Например, в храме свв. Димитрия Донского и Ефросинии Московской в Туле, в Свято-Троицком храме села Арбузово Владимирской области и в других приходах.

19 ноября 2013 года возле единственного в России храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке был установлен памятник святым супругам. Скульптор Дмитрий Кукколос, желая показать значение православной семьи для общества, изобразил Димитрия Донского и Евфросинию Московскую с двумя детьми: их первенцем Василием и младенцем Юрием, которого княгиня держит на руках.

паятник семье великого князя Димитрия Донского, выполненный скульптуром Дмитрием Кукколосом
паятник семье великого князя Димитрия Донского, выполненный скульптуром Дмитрием Кукколосом