Найти в Дзене
ZA ПРАVДУ

126 лет назад родился Леонид Леонов

126 лет назад родился Леонид Леонов. Пожалуй, мой любимый русский писатель и драматург. Его почти забыли, мало читают, но он велик, и я его люблю всем сердцем и принимаю и понимаю всей душой: от его оксюморонной человеколюбивой мизантропии до деятельного желания поженить науку с религией (роман «Пирамида»). Шансонный, серебряновековой роман «Вор», существующий в 3-х редакциях, достоевская (хотя у Леонова всё немножко достоевское) с элементами фантастики «Дорога на Океан», выполненный формально в рамках идеологического заказа, но при этом сложнейший и тончайший, а сегодня актуальный как никогда роман о борьбе с вредителями «Скутаревский», мощнейшее исследование социалистического эксперимента «Соть», даже ранние «Барсуки» и несколько упрощённый леоновским депутатством «Русский лес» (есть одноимённая экранизация Владимира Петрова), — большие во всех смыслах тексты. Изумительная малая проза: «захолустные» «Унтиловск» и «Провинциальная история», деревенская версия «Героя нашего времени»

126 лет назад родился Леонид Леонов.

Пожалуй, мой любимый русский писатель и драматург.

Его почти забыли, мало читают, но он велик, и я его люблю всем сердцем и принимаю и понимаю всей душой: от его оксюморонной человеколюбивой мизантропии до деятельного желания поженить науку с религией (роман «Пирамида»).

Шансонный, серебряновековой роман «Вор», существующий в 3-х редакциях, достоевская (хотя у Леонова всё немножко достоевское) с элементами фантастики «Дорога на Океан», выполненный формально в рамках идеологического заказа, но при этом сложнейший и тончайший, а сегодня актуальный как никогда роман о борьбе с вредителями «Скутаревский», мощнейшее исследование социалистического эксперимента «Соть», даже ранние «Барсуки» и несколько упрощённый леоновским депутатством «Русский лес» (есть одноимённая экранизация Владимира Петрова), — большие во всех смыслах тексты.

Изумительная малая проза: «захолустные» «Унтиловск» и «Провинциальная история», деревенская версия «Героя нашего времени» — «Необыкновенные рассказы о мужиках», классическая военная повесть «Взятие Великошумска», белогвардейские и эмигрантские, написанные советским гражданином «Белая ночь» и «Evgenia Ivanovna», полубиблейская с национальным колоритом «Саранча», философская притча о капиталистических демонах и не только — киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (есть одноимённая экранизация Михаила Швейцера).

Пьесы — отдельное совершенство, отдельная моя боль в том смысле, что я не понимаю, почему их сегодня нигде не ставят, хотя они точно не уступают, а часто даже превосходят популярные чеховские и булгаковские шедевры: «Волк» и «Половчанские сады» (их премьеры состоялись в 1939 году в один день — в Малом театре и во МХАТе соответственно), переработанный из одноимённой повести «Унтиловск», «Усмирение Бададошкина», сногсшибательная, затрагивающая тему репрессий в сам момент репрессий второй половины 1930-х — «Метель», «Обыкновенный человек» (как пьеса гораздо сложнее одноимённой экранизации с великим Меркурьевым) и военная трилогия «Нашествие» (есть гениальная одноимённая экранизация Абрама Роома), «Ленушка» и «Золотая карета».

А какой мощный и опять-таки актуальный цикл статей и очерков Леонова про освобождённые от фашистов территории и Нюрнбергский процесс!

Вот ожил бы сейчас Леонов и забабахал пьесу про СВО, роман про тектонические политические сдвиги.

Матвей Раздельный

Подписаться