Найти в Дзене
Как всё связано

"Скажи ещё спасибо, что живой". Кому сказать? Миропонимание поэта Владимира Высоцкого на примере. Ст.371. 01.06.2025.

Спасибо, что живой "Мой чёрный человек в костюме сером.
Он был министром, домуправом, офицером.
Как злобный клоун, он менял личины
И бил под дых внезапно, без причины. И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья,
И лишь шептал: «Спасибо, что живой». Я суеверен был, искал приметы, —
Что, мол, пройдёт, терпи, всё ерунда…
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: «Больше — никогда!» Вокруг меня кликуши голосили:
«В Париж мотает, словно мы — в Тюмень;
Пора такого выгнать из России,
Давно пора, — видать, начальству лень!» Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я всё отдам, берите без доплаты
Трёхкомнатную камеру мою. И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья — известные поэты:
«Не стоит рифмовать: «Кричу — торчу»!» И лопнула во мне терпенья жила,
И я со смертью перешёл на «ты» —
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты. Я от Суда скрываться не намерен,
Коль призовут — отв
Вулканы спят, но иногда просыпаются и живут своей короткой, но мощной, горячей и яркой жизнью.
Вулканы спят, но иногда просыпаются и живут своей короткой, но мощной, горячей и яркой жизнью.

Владимир Высоцкий

Спасибо, что живой

"Мой чёрный человек в костюме сером.
Он был министром, домуправом, офицером.
Как злобный клоун, он менял личины
И бил под дых внезапно, без причины.
И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья,
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».
Я суеверен был, искал приметы, —
Что, мол, пройдёт, терпи, всё ерунда…
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: «Больше — никогда!»
Вокруг меня кликуши голосили:
«В Париж мотает, словно мы — в Тюмень;
Пора такого выгнать из России,
Давно пора, — видать, начальству лень!»
Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я всё отдам, берите без доплаты
Трёхкомнатную камеру мою.
И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья — известные поэты:
«Не стоит рифмовать: «Кричу — торчу»!»
И лопнула во мне терпенья жила,
И я со смертью перешёл на «ты» —
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от Суда скрываться не намерен,
Коль призовут — отвечу на вопрос:
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято,
Я понял это всё-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, —
Мне выбора, по счастью, не дано".

Разбор начнём с того, что наложим «кальку» нового миропонимания на отдельные четверострочия и начнём сразу с первого:

«Мой чёрный человек в костюме сером.
Он был министром, домуправом, офицером.
Как злобный клоун, он менял личины
И бил под дых внезапно, без причины
».

В этом четверостишии поэт догадывается о том, что сам является по отношению к самому себе «чёрным человеком в костюме сером», а все министры (сочувствовали, но не помогали), домоуправы (представители КГБ денно и нощно его «опекали»), офицеры (в МВД завели уголовное дело по полученным 1500 рублям за концерт, на котором билеты не продавались, а плата взималась на входе наличными) были не более чем его собственные отражения.

Так как в эту интуитивную догадку, подсказанную душой, он поверить не смог, то его «чёрный человек» — «как злобный клоун, он менял личины и бил под дых внезапно, без причины».

Поэт догадывается, что есть какая-то глубокая, но тайная для его понимания причина, но то, что происходит с ним на его внешнем контуре, остаётся для него загадкой, а потому и воспринимается им как беспричинное и потому крайне несправедливое событие. Отсюда глубокие обиды на конкретных чиновников, начальников и даже друзей, на власти в целом, когда кто-то не шёл ему навстречу или препятствовал осуществлению его желаний.

Постоянная творческая устремлённость поэта на пределе физических сил, чувственных и эмоциональных возможностей тела к ощущению полёта в таких случаях прерывалась суровой прозой бытия того времени. Быть как все и жить как все он не мог. И вот результат, каким его видит поэт:

«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья,
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

В последней строке данного четверострочия поэт обращался к себе и к своей душе, интуитивно осознавая, что часто поступает вопреки императивным требованиям души, но, как Личность, не намерен ей уступать. По причине глубоких обид, плодящихся умом поэта с каждым его вздохом, Высоцкий не жалел своё тело, хотя и пытался его тренировать чисто физически. Но обиды начал глушить алкоголем, в чём быстро преуспел. Регулярные выпивки, попойки, а то и загулы привели к тому, что его не только уволили из двух театров, но и подвели к тому, чтобы испытать на своём теле новое средство расслабления психики, наркотики, так как алкоголь уже не помогал. Поэт признавался друзьям, что трезвым писать стихи не в состоянии и хорошо ему пишется только в лёгком алкогольном опьянении.

Поэт стал алкоголиком и наркоманом. Причина? Всё те же обиды на всё и на всех:

Я суеверен был, искал приметы, —
Что, мол, пройдёт, терпи, всё ерунда…
Я даже прорывался в кабинеты
И зарекался: «Больше — никогда!»
Вокруг меня кликуши голосили:
«В Париж мотает, словно мы — в Тюмень;
Пора такого выгнать из России,
Давно пора, — видать, начальству лень!»
Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я всё отдам, берите без доплаты
Трёхкомнатную камеру мою.

Всё сказанное поэтом звучит как попытка оправдаться, защитить себя и своё имя, защитить себя как Личность, не достойную никакого осуждения, не понятую и не оценённую в полной мере. И это несмотря на всесоюзную славу и популярность Высоцкого как артиста театра и кино, барда и поэта. Да и с коллегами по сцене и поэтическому ремеслу поэт, мягко говоря, не ладил. Свободу слова он оценивал выше требований традиций, сложившихся в поэтическом творчестве:

«И мне давали добрые советы,
Чуть свысока похлопав по плечу,
Мои друзья — известные поэты:
«Не стоит рифмовать: «Кричу — торчу»!»

Против ограничений свободы вообще и свободы слова в частности Высоцкий восставал, пусть и иносказательно, но со всей свойственной ему непримиримостью. Именно поэтому на Западе его относили к диссидентам наравне с Иосифом Бродским, Булатом Окуджавой и Александром Галичем.

Почему так любили творчество Высоцкого в народе? Именно потому, что он обладал талантом иносказания, выражая мысли и чувства сотен миллионов людей в Советском Союзе и в русскоязычном сегменте дружественных СССР стран, представленных Советом Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и военно-политическим союзом стран-участниц Варшавского договора. Это был талантливый, внутренний немой протест души против любых ограничений свободы человеческого самовыражения, находивший отклик даже в душах тех, кто вообще не знал русского языка, но очаровывался страстью и эмоциональным напором бардовского исполнения песен. Язык эмоций един для всех.

В этом тексте поэт уже предвидел свою скорую кончину и готовился к переходу:

И лопнула во мне терпенья жила,
И я со смертью перешёл на «ты» —
Она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты.
Я от Суда скрываться не намерен,
Коль призовут — отвечу на вопрос:
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Марина Влади, жена поэта в последние 12 лет его жизни, в своих мемуарах «ВЛАДИМИР, или Прерванный полёт» пишет:

«В Москве не представляют себе вечеринку без водки — холодный климат к этому располагает, это национальная традиция, и я сама с удовольствием открываю для себя тепло, развязывающее язык, ощущение свободы, которое дает водка. Но я знаю, что для тебя это — проблема. Ты мне сказал об этом однажды вечером, когда на ужине у артистов театра мы встретились с твоей бывшей подружкой и она попыталась потихоньку налить тебе водки. Ты очень зло ответил ей. Я удивилась такой резкости, ты объяснил: «Она знает, мне нельзя пить. Это самый мерзкий способ попытаться вернуть меня». Друзья меня тоже предупредили. Одни — из любви к тебе, другие — потому, что наша связь кажется им скандальной. Все говорят одно и то же: не давай ему пить, это алкоголик, он не должен даже прикасаться к стакану, вот увидишь, сейчас-то он сдерживается, но, как только начнет снова, ты себе локти будешь кусать».

Получился замкнутый круг. Скорее воронка, каждый оборот в которой засасывает глубже и глубже. В трезвом состоянии не пишется, нет вдохновения, не летается, а алкоголь открывает путь, позволяет летать, творить, но затягивает всё глубже и глубже, постепенно обдирает человеческую личность, подчиняет её себе, а потом обнажает и выпячивает наружу буйную по своей природе животную её часть.

Марина Влади заявляет, что 17 раз спасала Высоцкому жизнь. А вот как, с её слов, это было в первый раз:

«Однажды вечером я жду тебя. Ужин остывает на кухон­ном столе. Я смотрела скучную программу по телевизору и уснула. Среди ночи я просыпаюсь. Мигает пустой экран телевизора. Тебя нет. Телефон настойчиво звонит, я беру трубку и впервые слышу незнакомый голос, который време­нами заглушают стоны и крики: «Он здесь, приезжайте, его надо забрать, приезжайте быстрее!» Я с трудом разбираю адрес, я не всё поняла, мне страшно, я хватаю такси, бегом поднимаюсь по едва освещенной лестнице, где пахнет кошками. На последнем этаже дверь открыта, какая-то женщи­на ведет меня в комнату. Я вижу тебя. Ты лежишь на про­валившемся диване и жалко морщишься. Пол уставлен бутылками и усеян окурками. На столе — газета вместо скатерти. На ней ели соленую рыбу. Несколько человек валяются по углам, я их не знаю. Ты пытаешься подняться, ты протягиваешь ко мне руки, я дрожу с головы до ног, я беру тебя в охапку и тащу домой. Это мое первое столкновение с тем, другим миром, впервые в жизни я увидела, как засасывает людей омут мертвой пьянки. Ты очнулся больной, злой, но полный на­дежды. Это продолжалось всего несколько часов, и ты остано­вился. Тебе трудно в это поверить — хватило одного моего присутствия. А ведь никому до сих пор не удавалось остано­вить это безумие, в котором ты тонул. Отныне я — порука твоей выдержке. Твоя мать полна благодарности и приписывает мне вся­ческие добродетели. Она никогда не видела, чтобы в полном бреду ее сын согласился бы вернуться домой. Я — един­ственная и неповторимая, я — твоя спасительница. Такая легкая победа воодушевила меня, я уверовала в собственное могущество и, не раздумывая, приняла посвящение в этот сомнительный сан».

Итог подводит сам Высоцкий:

«Я от Суда скрываться не намерен,
Коль призовут — отвечу на вопрос:
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз
».

Так поэт оценил итог своих личностных усилий в стремлении стать свободным от всех внешних «притеснений» («И худо-бедно, но тащил свой воз»).

Смелость встретить непреклонный суд своей души осознаётся им как слабая надежда на оправдание при взвешивании достижений и наград, с одной стороны, и заблуждений и невежества в понимании мира, с другой стороны.

Почему сошлись в страстном тяготении Владимир Высоцкий и Марина Влади? Это мистика, но связь возникла, когда Высоцкий впервые увидел её в кинофильме «Колдунья», в котором Влади сыграла главную роль. По сценарию, человеколюбивая и стремящаяся помогать людям девушка, обладающая магическими способностями, в конце фильма приходит из леса к людям в воскресный день, когда все идут из церкви после богослужения, и погибает, забитая ногами грубых и невежественных крестьян. Главный герой фильма однажды её спас, вырвав её из их рук. Но не успел спасти её во второй раз.

В реальной жизни она 17 раз спасает своего героя, но на 18-й раз в её отсутствие он гибнет, забитый своим собственным невежеством. Судьба Владимира Высоцкого оказалась зеркальной по отношению к судьбе героини по имени Инга, сыгранной Мариной Влади в кино. Только герой и героиня поменялись местами.

Владимир Высоцкий так и не раскрыл загадку своей жизни, которую пытался разгадать всю свою жизнь. Всю жизнь, с детства он слышал голос души, но чаще ей перечил, слышал, но не слушал её постоянные просьбы и подсказки, а потому и путь у него оказался «всего один», и оценить его как «счастливый» он уже не мог:

«Но знаю я, что лживо, а что свято,
Я понял это всё-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, —
Мне выбора, по счастью, не дано
».

Доказательства? Без любви поэт несчастен и душевно пуст! Опять же стихи Высоцкого из мемуаров Марины Влади:

«Теперь я не избавлюсь от покоя:

ведь все, что было на душе - на год вперед,

не ведая, она взяла с собою -

сначала в порт, а после - в самолет...

В душе моей - пустынная пустыня.

Так что стоите над пустой моей душой?!

Обрывки песен там и паутина.

А остальное все она взяла с собой.

В моей душе все цели без дороги,

поройтесь в ней - и вы найдете лишь

две полуфразы, полудиалоги,

а остальное - Франция, Париж...

И пусть мне вечер зажигает свечи,

и образ твой окуривает дым...

Но не хочу я знать, что время лечит,

что все проходит вместе с ним».

Та же тема, из раннего Высоцкого (1969), для сравнения:

"Подумаешь - с женой не очень ладно.
Подумаешь - неважно с головой.
Подумаешь - ограбили в парадном.
Скажи еще спасибо, что живой.

Ну что ж такого - мучает саркома.
Ну что ж такого - начался запой.
Ну что ж такого - выгнали из дома.
Скажи еще спасибо, что живой.

Плевать - партнер по  покеру дал дуба.
Плевать, что снится ночью домовой.
Плевать - соседи выбили два зуба.
Скажи еще спасибо, что живой.

Да ладно - ну, уснул вчера в опилках.
Да ладно - в челюсть врезали ногой.
Да ладно - потащили на носилках.
Скажи еще спасибо, что живой.

Неважно, что не ты играл на скрипке.
Неважно, что ты бледный и худой.
Неважно, что побили по ошибке.
Скажи еще спасибо, что живой.
Да, правда — тот, кто хочет, тот и может.
Да, правда — сам виновен, бог со мной!
Да, правда. Но одно меня тревожит —
Кому сказать спасибо, что живой?

Сразу в глаза бросается то, что в позднем (1979), разобранном ранее произведении масштаб бытия поднят на философский уровень по сравнению с бытовым уровнем бытия, описанным и отражённым во втором, более раннем тексте (1969). Между текстами 10 лет жизни на разрыв.

И здесь, и там один и тот же вопрос: «Кому сказать спасибо, что живой?». Ещё живой! Но ответа нет у поэта ни в первом, ни во втором случае. Душа продолжает учиться. На собственных ошибках. Но, если бы не было этих ошибок, то у нас и не было бы того Высоцкого, которого мы знаем! Дилемма, однако. Нужен ли нам идеальный Высоцкий? Вопрос спорный, но законный!

Как на этот вопрос отвечает новое миропонимание? Попытаемся ответить.

То, что уже случилось, является действительностью. Все действия человеком совершены, и итог жизни можно оценить с двух сторон. Со стороны души любой опыт впрок. Просторечное и чистосердечное обращение «ребята» («Мой путь один, всего один, ребята, —») свидетельствует о подростковом возрасте души поэта, даже если у неё сотни воплощений. Плиний Старший подарил нам фразу «In vino veritas» («Истина в вине»), которой и следовал Владимир Высоцкий, уверовав её в начале сознательной жизни как в аксиому. Пить или не пить — вопрос перед ним не стоял. Возможно, данная жизнь должна была стать прививкой от пьянства и наркотиков на все следующие воплощения. Может быть! Это для души Владимира Высоцкого является многовариантной реальностью. Станет ли данная реальность в очередном воплощении действительностью, покажет время.

Со стороны общества, социума, Высоцкий оценивается как гений, как кумир миллионов молодых душ, которые только начинают вступать в свой подростковый возраст. В общем, наступает кризис переходного возраста для всего человечества, а Высоцкий как нельзя лучше и понятнее для нас это обстоятельство отразил. Вы молоды душой, если песни и стихи Владимира Высоцкого вас трогают и волнуют до глубины души. Самого поэта они уже и не трогают, и не волнуют. Пройденный душой очередной этап пути окончен. Но путь развития души продолжается!

В силу сказанного кармический груз не предвещает душе поэта лёгкой жизни в следующем воплощении, несмотря на все его заслуги перед человеческим обществом. Свои личные задачи воплощения Владимир Высоцкий выполнил не более чем на треть. А причина всему очень проста. Это глубокие обиды на отца, ушедшего из семьи, на людей, на чиновников, на государство, которые он так никому и не простил до конца жизни. А потом было поздно. То, что можно и нужно сделать в текущем воплощении, в посмертии делать уже поздно. Там другие механизмы избавления души от накопленного за жизнь «империла». Так называют эзотерики самые тяжёлые негативные (низкочастотные) энергии во Вселенной, уравновешивающие её легчайшую духовную часть. Энергией творчества Высоцкого, как это ни покажется странным, были именно обиды. Во многом, хотя и далеко не во всём, из них он черпал и своё вдохновение, и силы. У него, таким образом, были две музы: обиды, с одной стороны, и любовь, с другой стороны. В данном случае победили обиды.

Автор далёк от мысли очернить гения или его творчество, но беспристрастный взгляд на то, что происходило с нами в недавнем прошлом и происходит прямо сейчас, нам всем необходим. Не поняв своего прошлого, невозможно осознанно строить своё будущее ежедневно, ежечасно и ежесекундно. Но, с новым миропониманием, можно! Задайте только один вопрос и ответьте на него: "Кому сказать спасибо, что живой?"

Для тех, кто попал на канал впервые, важная информация. Основы нового миропонимания, без ознакомления с которыми будет сложно понять смысл статьи и конкретных практик, изложены в статьях под номерами 1, 2, 7 и 77. Статья под номером 77 называется: «В чём Суть нового Миропонимания. Почему Пробуждающиеся перестают осуждать, проклинать, ненавидеть и оценивать Человеков». Далее всё просто. К Вашим услугам открытый каталог всех статей, опубликованных на канале, изложенных в духе нового миропонимания. Чтобы открыть статью достаточно кликнуть на номер статьи. Посты дополняют и развивают статьи, позволяют применить новые знания в личной жизни и на практике убедиться в их значимости. Каждый новый пост и каждая новая статья - это открытие новой странички в познании самого себя или самой себя и мира.

Чем, собственно, занимаются те человеки, которые, как и Автор, вступили на путь самопознания и самопробуждения? Все мы приступили к созданию образа нашего счастливого и радостного будущего, в котором нет войн, нет конфликтов, нет территориальных и никаких иного рода споров между населяющими Землю народами.

И каждый из нас совершенно осознанно принимает на себя ответственность как за своё счастливое будущее, так и за счастливое будущее своей семьи, своего государства и всего мира. Но всё это необходимо «прописать» и «прорисовать», а затем прочувствовать и ощутить внутри себя как неизбежное для себя, для своей семьи, для страны и для всего мира будущее. Как это делается, читайте и практикуйтесь, информация дана на канале в уже опубликованных статьях (сегодня выходит 371-я статья), а также более чем в 100 постах-тренингах и тестах.

Всем, кому интересен опыт познания себя и мира в себе (подсознание) и мира «снаружи» себя («надсознание»), предлагается начать знакомиться с собой с первой статьи, опубликованной на канале «Как всё связано» 13 марта 2021 года. А далее — как у кого получится...

Если Вы желаете Осознанно проживать Свою Жизнь творчески, без болезней, не испытывая страхов и получать истинное удовольствие от Жизни,то Вам сюда: Канал саморазвития «Как всё связано».

Перечень (каталог) более 300 Статей и 100 постов, опубликованных на Канале, находится Здесь.

Долго ли ждать перемен к лучшему в своей жизни? Если ждать - то долго! Лучше начать просыпаться и действовать!

Первая эксклюзивная публикация на Бусти под названием «Как относится наша Душа к опыту нашей жизни» вышла в свет 18.01.2025. Ссылка: https://boosty.to/viktorii/posts/

Вторая статья под заголовком «Порадуем подписчиков интересными прозрениями. Почему при приёме пищи лучше молчать» опубликована 29.01.2025.

Третья статья под названием «Магия порога. Учимся взаимодействовать с пространствами. Гений места» с соответствующей практикой опубликована 01 февраля 2025 года.

Четвёртая статья: «Почему, ревностно и постоянно служа другим по совести, принуждая себя, мы не любим себя. Парадокс общения с миром: «Светя другим, сгораю сам!» Как светить, не сгорая?».

Пятая статья — практическое занятие: «Практическое занятие по "пространственному" очищению квартир, подвалов, бань, сараев и туалетов от накопленного ими информационного мусора».

Шестая статья: «Взгляд на уход животного из воплощения с другого плана. Символические сны и реальное взаимодействие с животным на эфирном плане».

Чтобы следить за публикациями на «Бусти» бесплатно, достаточно подписаться на канал в качестве «наблюдателя» и приобретать только те статьи, которые вас заинтересуют.

Без предварительной подготовки эксклюзивные статьи на «Бусти» понять будет очень трудно. Нужна предварительная подготовка, которую можно пройти на данном канале, если начать знакомиться с новым миропониманием с первых публикаций. Ссылка на каталог статей дана выше.

Интересный для осмысления факт. Многие читатели постоянно ждут публикации на канале новых статей и постов, в то время как не менее интересные и полезные во всех отношениях статьи они легко могут найти, просто зайдя в каталог статей. Из более чем 7,6 тысяч подписчиков в каталог хоть раз заглянули чуть более одной тысячи, что свидетельствует о наличии у большинства читателей прочного и устойчивого трафарета восприятия, заключающегося в том, что только новые статьи автора заслуживают внимания, а остальные устарели.

Вместе с тем большинство статей на канале Дзен находятся вне времени, так как одинаково значимы и актуальны для той или иной конкретной жизненной ситуации. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в каталог и пробежать глазами заголовки опубликованных на канале статей.

Любую из заинтересовавших вас статей можно тут же открыть, так как на неё даётся ссылка. Достаточно кликнуть на номер статьи.

Так же удобно, однажды зайдя в каталог, по мере ознакомления с ним выписать те номера статей, названия которых вас заинтересовали, а потом, по мере наличия времени и возможности, знакомиться с ними.

Насколько интересны ранее опубликованные статьи, судите сами. Согласно статистике Дзена, только за последние 30 дней автор создал 23 публикации, а читателями, впервые попавшими на канал, были востребованы и прочитаны более 180 статей и постов из более 560 публикаций, имеющихся на канале.

У каждого из читателей канала «Как всё связано» имеется свой личный и неповторимый жизненный опыт и опыт ориентирования в море интернета и содержания самых разных каналов.

Разумеется, что на базе этого опыта каждый читатель формирует свои предпочтения и пристрастия, делит каналы на те, которые ему ближе, и те, на которые не стоит тратить время.

Поэтому для автора важно то, насколько единодушны читатели в своих интерпретациях одного и того же текста в части выявления скрытых в тексте смыслов. Чем ближе мнения читателей друг к другу, тем проще автору определиться с тем, на какую тему подготовить очередную публикацию.

Данная статья открывает новый формат публикаций, который, если будет воспринят читателями с пониманием и одобрением, может быть продолжен как на примере иных стихов Владимира Высоцкого (это уже не первая публикация), так и на примере произведений и судеб других поэтов, писателей, композиторов, художников, учёных в свете нового понимания мира и нашего места в нём...

Ожидаем вашей реакции!