Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

«Зачем проводить Олимпиады в феврале?» Резкое мнение легендарного тренера Боумена

Для НХЛ это не очень удобно.

Летом 2019 года легендарный канадский тренер, работавший в топовых клубах НХЛ Скотти Боумен после премьеры документального фильма «Русская пятерка» в Tampa Theater дал большое интервью обозревателю «СЭ» Игорю Рабинеру. В отрывке ниже — рассказ Боумена о любимых современных тренерах НХЛ и драфте Кучерова.

Тротц – хороший оборонительный тренер, что в нынешней НХЛ непросто

Как вам удавалось объединять в своих командах такое количество звезд, и они не делили игровое время, не скандалили между собой? – продолжаем разговор с Боумэном.

– Если ты – тренер в НХЛ, и у тебя в команде есть игроки высокого класса, ты должен поддерживать их тем, что в нужный момент отправлять на лед правильных хоккеистов. Ты должен стараться снимать со своих лучших игроков давление. Каждый из них не должен беспокоиться, поддерживаешь ли ты его. Твои лучшие хоккеисты должны знать, что ты оцениваешь по достоинству, что ты на их стороне.

И в "Монреале", и в "Детройте" у меня одновременно играли по 8-9, а то и 10 будущих членов Зала славы. И каждый должен был не только знать, но и принимать свою роль. В "Канадиенс", помимо всех ярких игроков, было трое чернорабочих молодых ребят. Дуг Райзбро, Марио Трамбле, Иво Ламбер. Они не были звездами. Но они приходили работать каждый день. И особенно когда мы играли в гостях, причем против техничных соперников, где предстояло пролить много пота, я нередко выпускал их в первой смене.

– Почему?

– Тем самым хотел дать понять остальной команде: "Сегодня мы должны много работать!" А это рабочие ребята, потому и играют. В "Детройте" – то же самое. Крис Дрэйпер, Кирк Молтби, Джо Кошур, Даррен Маккарти. Я позволял им чувствовать себя неотъемлемой частью команды и верить, что сегодня они сыграют 10-12 минут, потому что у нас – четыре настоящих звена.

Строить команду – это делать так, чтобы и твои ведущие парни играли достаточно много, и работяги не чувстовали себя ненужными! Еще и потому, что они играют очень большую роль в плей-офф. Сейчас появился новый термин – bottom six, "нижняя шестерка" нападающих. Раньше такого не было. Но в Кубке зачастую именно эта "нижняя шестерка" делает разницу!

– Кто из тренеров в сегодняшней НХЛ нравится вам больше всего?

– Слежу за работой многих. Например, в прошлом сезоне нравилось, как работал с "Нью-Джерси" Джон Хайнс. Но в этом сезоне команда была не так хороша. Жерара Галлана считаю стратегом, а стратегов, как уже говорил на примере Тарасова, очень ценю. Он и во "Флориде" хорошо работал, и в "Вегасе" продолжил. У Рода Бриндамора, возглавившего "Каролину", вроде бы никакого опыта – а работает интересно! Сильные тренеры – и Джон Купер, и Питер Лавиолетт.

Барри Тротц
Барри Тротц

Барри Тротц – по-настоящему хороший оборонительный тренер, что не так просто в сегодняшней НХЛ. После "Вашингтона" возглавив "Айлендерс", команду с совсем другим подбором игроков, он потерял еще и лидера, Тавареса, а в остальном у него остались те же игроки и вратари, что не выходили в плей-офф раньше. И посмотрите, как преобразилась команда! Тот же голкипер Ленер в "Баффало" ничего не показывает, а каков он теперь!

– Сын Стэн советовался с вами, прежде чем уволить Джоэля Кенневилля, вместе с которым они выиграли три Кубка Стэнли в "Чикаго"?

– Нет, он работает в соответствии с собственным видением. У них были сложные взаимоотношения с Кенневиллем. Так часто бывает, когда тренер долго возглавляет команду. Плюс к тому, последние два сезона команда мучилась. Когда ты был на вершине, а потом резко падаешь с нее, отношение к тебе меняется.

Сейчас в "Чикаго" – молодой тренер (Джереми Коллитон. – Прим. И.Р.), с которым Стэну легче находить общий язык, потому что они близки по возрасту. Примерно так же было у Стива Айзермана, когда он нанял к себе в "Тампу" Джона Купера, ранее тренировавшего фарм-клуб и знавшего всех игроков системы. Постепенно у "Блэкхокс" все налаживается. Когда разница в возрасте между генеральным менеджером и главным тренером велика – это сложнее.

– Что думаете по поводу решения НХЛ не участвовать в последней Олимпиаде? И вернется ли лига, по-вашему, в Пекин-2022?

– Проблема Олимпиад заключается в том, что они проходят в неудачное время. Нравится это кому-то или нет, февраль – важная часть сезона. В эти недели не играют почти никакие другие лиги. Уверен – проходи Олимпийские игры в какое-то другое время, проблем бы не было.

Знаю, что это важная тема для игроков. Но хозяева клубов и НХЛ ведут бизнес, большой бизнес. Олимпиада – дорогая история для лиги. Так получается, что она от этого не получает ничего – напротив, ей это самой только стоит денег.

Китай... Не знаю, будет ли из-за этого какая-то разница. Часть владельцев смотрит на свои клубы исключительно как на бизнес, и мнение игроков их не волнует. При этом и у хоккеистов нет единства. Вот тема эскроу в преддверие локаута волнует всех. А Олимпиада – только крутых парней, которые получают большие деньги. Вот они в любом случае хотят туда поехать. Но может такое быть, что часть ребят попроще, которые в любом случае знают, что не поедут на Игры, и им не так много платят, не проголосуют за Олимпиаду, если от этого пострадает их финансовый интерес. Это голосование 700 игроков, не забудем.

– Что происходит с "Детройтом"? Похоже, все ваше наследие разрушено.

– В нынешние времена трудно построить команду заново. Возьмите драфт – если ты сейчас средняя команда и получаешь свой выбор в середине списка – ты в середине и останешься. У тебя не будет шанса получить игроков, которые могут все изменить.

Никита Кучеров
Никита Кучеров

Бывают, конечно, такие случаи, как с Кучеровым – "Тампа" вообще в этом плане делает хорошую работу. Если Стэмкос был первым номером, а Хедман – вторым в плохие для клуба времена, то Пойнта, Кучерова, Гурда, Джозефа драфтовали в куда более благополучные. "Лайтнинг" получил игроков, которых должны были взять другие клубы.

У "Детройта" – прекрасная новая арена, но трудно сделать ребилдинг. И мне пока так же сложно представить, как через несколько лет будет строиться заново "Вашингтон". А, например, в бейсболе – совсем другая система. Там всего пять команд, которые могут тратить деньги и побеждать. Заплатил штраф – бери игрока. "Ред Сокс" платят больше всех штрафов, и у них платежная ведомость – что-то вроде 220 миллионов.

– Работай вы сейчас – тренировали бы так же или иначе?

– Генеральная концепция была бы та же. Но важным моментом для меня было то, что в том же "Детройте" у меня были одни и те же ассистенты в течение девяти лет. Сейчас многие клубы проявляют недовольство или нетерпение, когда что-то идет не так, и даже если оставляют главного тренера, то начинают менять его ассистентов. Так, как это было когда-то у меня в "Сент-Луисе". Но в тех же "Ред Уингз" мне сопутствовала удача всего этого избежать. И благодаря этому терпению мы в течение нескольких лет сделали дело, которое не удавалось довершить поначалу.

Терпение – это огромная вещь в нашем деле. Не забудьте, что я проиграл первые свои 12 матчей финальных серий Кубка Стэнли! И это опять же надо было перетерпеть.