Найти в Дзене

Интерьер в стиле Ар-нуво. Как повторить.

Сразу оговорюсь: тема настолько объемная и захватывающая, что, работая над статьей, я выделила только самые значительные грани этого невероятного стиля в архитектуре и дизайне. Надеюсь, что эта статья подвигнет вас на более глубокое изучение этого стиля, и вы прочитаете работы других авторов и исследователей архитектуры и дизайна. Поверьте, любой элемент ар-нуво, будь то архитектура или стекло, используемое в экстерьерах и интерьерах, мозаика, керамика, дерево или железо, при глубоком изучении открывает все больше шедевров и имен их создателей. Тема ар-нуво интересна и обширна, имеет национальный колорит во многих странах и тем самым захватывает вас все больше. Этот необыкновенный стиль архитектуры и интерьера зародился в далеком XIX веке. Как мы видим из наших статей, дизайн интерьеров всегда следует за архитектурой и именно архитектура дала старт ар-нуво, как направлению в дизайне. Первые шаги начались с сороковых-пятидесятых годов XIX века во Франции, Германии, Англии и других стран
Отель-Тассель
Особняк в Брюсселе
Дом учёного и профессора Эмиля Тасселя в Брюсселе, построенный бельгийским архитектором Виктором Орта в 1893-1894 годах
Отель-Тассель Особняк в Брюсселе Дом учёного и профессора Эмиля Тасселя в Брюсселе, построенный бельгийским архитектором Виктором Орта в 1893-1894 годах

Сразу оговорюсь: тема настолько объемная и захватывающая, что, работая над статьей, я выделила только самые значительные грани этого невероятного стиля в архитектуре и дизайне. Надеюсь, что эта статья подвигнет вас на более глубокое изучение этого стиля, и вы прочитаете работы других авторов и исследователей архитектуры и дизайна. Поверьте, любой элемент ар-нуво, будь то архитектура или стекло, используемое в экстерьерах и интерьерах, мозаика, керамика, дерево или железо, при глубоком изучении открывает все больше шедевров и имен их создателей. Тема ар-нуво интересна и обширна, имеет национальный колорит во многих странах и тем самым захватывает вас все больше.

Дворец Райхла - один из символов Суботицы, построен в 1904 г.
Дворец Райхла - один из символов Суботицы, построен в 1904 г.

Этот необыкновенный стиль архитектуры и интерьера зародился в далеком XIX веке. Как мы видим из наших статей, дизайн интерьеров всегда следует за архитектурой и именно архитектура дала старт ар-нуво, как направлению в дизайне. Первые шаги начались с сороковых-пятидесятых годов XIX века во Франции, Германии, Англии и других странах Европы. Новые технологии обработки металла и его массового производства открыли огромные возможности перед талантливыми архитекторами второй половины XIX века. Появилась потребность показать обществу возможности технологичного материала эпохи становления капитализма. Всевозможные конструкции из металла, создание и изучение его технологических возможностей способствовали применению этого материала как элемента не только конструктивного, но и декоративно-прикладного.

Обширный комплекс монументальных отапливаемых теплиц в парке Королевского дворца Лакена, Бельгия.
Обширный комплекс монументальных отапливаемых теплиц в парке Королевского дворца Лакена, Бельгия.

Например, Альфонс Балата строит королевские оранжереи на севере Брюсселя из стекла и железа. Даже сегодня они выглядят потрясающе. В Чикаго в 1888 г. возводится здание Рукери, спроектированное архитекторами Дэниелом Бернхэмом и Джоном Уэллборном Рутом.

Рукери Билдинг в Чикаго — историческое офисное здание, построенное архитекторами Дэниелом Бернхэмом и Джоном Уэллборном Рутом в 1888 году. Считается старейшим действующим высотным зданием в городе
Рукери Билдинг в Чикаго — историческое офисное здание, построенное архитекторами Дэниелом Бернхэмом и Джоном Уэллборном Рутом в 1888 году. Считается старейшим действующим высотным зданием в городе

Здание отличает характерный стиль строительства, который включает внешние несущие стены в сочетании с внутренним стальным каркасом, что является мостом между традиционными и инновационными методами строительства. Точно такой же прием будет использован при возведении павильонов на Выставке в Париже в 1900 г. В Англии, Бельгии, Франции, Германии, России и ряде других стран технологическая революция металла, стекла, дерева и бетона породила ряд новаторских архитектурных шедевров, самыми яркими из которых являются дом Альберта Чамберлани Поля Ханкара, работы Гектора Гимара, Ференца Райхла, Йозефа Фанта, Жюля Лавиротта и Александра Биго, Поля Сентенуа, Гюстава Стровена и, конечно, Виктора Орта.

Собственный дом Орта, сейчас Музей Орта (Horta Museum), Брюссель, Бельгия
(1898 г.)
Собственный дом Орта, сейчас Музей Орта (Horta Museum), Брюссель, Бельгия (1898 г.)

Во многих странах появились свои архитекторы, с энтузиазмом следовавшие примерам Гимара и Орта, создавая жемчужины стиля, радующие нас и по сей день. Интересно наблюдать некоторое влияние на ар-нуво местного колорита стран, в которых он развивался. Яркие примеры брутального, аскетичного ар-нуво — это, конечно, Германия или Северный модерн в Петербурге и городах Финляндии, Швеции. Но в Петербурге присутствуют и классические примеры стиля. Например, всем, кто прогуливается по Невскому проспекту, бросается в глаза невероятный Елисеевский универмаг, Дом Зингера — яркие примеры стиля, или знаменитый железнодорожный мост через Неву.

Дом компа́нии «Зи́нгер» (с 1938 года «Дом кни́ги»)
Дом компа́нии «Зи́нгер» (с 1938 года «Дом кни́ги»)

Ар-нуво — это синтез архитектуры и дизайна. Все детали стиля в экстерьере продолжены и в интерьерах. Отделка стен, окон, проемов, лестниц, элементы освещения, декор, посуда, мебель, даже лифтовые кабины и шахты отделывались декоративным металлом в стиле ар-нуво. Если в современных стилях мы можем смело использовать элементы других стилей в интерьере, то ар-нуво все это создавал для себя самостоятельно, если можно так выразиться. Это роднит его с классикой предшествующих эпох.

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

Как и в случае с ар-деко, новый стиль как архитектурное и дизайнерское направление был утвержден на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Если вы рассмотрите внимательно фотографии этой выставки, то поймете, что это была, по сути, выставка-демонстрация железных конструкций и возможности их применения. Огромные здания и сооружения, построенные из металлоконструкций, отделанных деревом, гипсовой штукатуркой, железом, стеклом, камнем и керамикой, поражали своим видом посетителей. Помимо других промышленных и научных демонстраций (электропоезд, электродорожки в двух вариантах скоростей: 4 км и 6 км в час, проложенные по всей выставке), были представлены художественные и декоративно-прикладные искусства в современном стиле для того времени. Многие называют стиль ар-нуво модерном, не понимая, что на тот момент времени ар-нуво и был самым современным стилем. В разных странах новое направление называли по-разному.

Всемирная выставка в Париже в 1904 году. Дворец металлургии и горнорудной промышленности
Всемирная выставка в Париже в 1904 году. Дворец металлургии и горнорудной промышленности

Монументально изящные, потрясающие Главные ворота Выставки в стиле ар-нуво открывали новый мир достижений промышленности и науки. Общественность того времени верила, что именно наука сделает мир лучше. Мебель, интерьеры, посуда, аксессуары, работы художников и скульпторов в стиле ар-нуво были представлены на Всемирной выставке 1900 г. Множество объектов в стиле ар-нуво с применением железных конструкций поражало.

Главный вход на выставку
Главный вход на выставку

Большой Дворец, Дворец Искусств, Ресторан Голубой Флаг, Павильон Мадагаскара, Мост Александра III, павильоны ряда других стран. Мир узнал и оценил архитекторов, художников и деятелей искусства нового направления и нового шага в развитии эстетики в новом, XX веке, как всем тогда казалось.

Павильон США
Павильон США

Наш короткий экскурс в историю стиля следует закончить тем фактом, что ар-нуво — очень высокотехнологичный стиль своего времени. Требовались высокопрофессиональные строители, производители металлических конструкций, мастера керамической отделки, декора и т. д., что делает его самым сложным и дорогим в истории дизайна и архитектуры. Для его полноценного воплощения требуется очень талантливый архитектор, невероятно талантливый дизайнер и гибкое производство металлоконструкций, деревообработки, с высокотехнологичной линией и высочайшие мастера по металлу, витражам, обработке дерева и т. д. Поэтому ар-нуво продержался как пиар-акция новых технологий не так долго. Его пик пришелся с 1880-х гг. и до 1914 г. Первая Мировая война все изменила, разрушив многие невероятные произведения в стиле ар-нуво. Откровенно жаль, но стиль не получилось сделать массовым. Далее, по причинам, о которых я говорил в статье о минимализме, ар-нуво закончил свое существование. Да, иногда кое-кто еще решается на исполнение этого направления в архитектуре и дизайне, но это лишь тень того невероятного стиля, настоящие шедевры которого были созданы на рубеже XIX и XX века и радуют нас до сих пор.

Следует акцентировать ваше внимание на том факте, что ряд приемов и деталей стиля вошли в сменивший его более доступный технологически стиль ар-деко. Да, некое упрощение к дизайну и архитектуре в смысле технологий и эстетики их применения мы наблюдаем, сравнивая два стиля и две Всемирные выставки. Ар-деко, каким бы красивым и дорогим стилем ни был, по сравнению со сложностью только металлических изделий ар-нуво декоративного характера, конечно, более доступен и прост.

Итак, Всемирная выставка 1900 г. официально стала годом рождения и пропаганды нового стиля. Продолжением стала Выставка современного декоративного искусства 1902 г. в Турине.

Рассмотрим некоторые аспекты дизайна интерьера ар-нуво.

Первый и главный аспект — доступность технологий производства элементов, отделки и декора и, соответственно, — бюджет. Если вы решаетесь строить дом и создавать интерьеры в этом стиле, вам нужен бездефицитный бюджет.

Входная зона в стиле ар-нуво
Входная зона в стиле ар-нуво

Второй принцип — это большие пространства, высокие потолки (как и в ар-деко, этот принцип — отголосок античной классики прошлого). Ар-нуво любит высокие потолки, второй свет, балконы как внутренние, так и наружные, высокие арочные, овальные, с изогнутыми линиями или прямоугольные окна. Это стиль пространства геометрически высокого, способного вместить соответствующие архитектурные решения и детали декора из дерева, бетона и металла. Отличительной чертой являются развитые круглые, овальные, изогнутые и часто неправильной формы проемы и окна. Отход от строгой симметрии в расположении этажей. Архитекторы, задавая общий тон, могли сместить часть этажа ниже или выше намеренно относительно лестницы и наоборот.

Вилла Мажорель
Вилла Мажорель

Самыми яркими представителями стиля ар-нуво являются работы Виктора Орта. Можно смело рассматривать его Отель Тассель как эталон ар-нуво и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения дизайна.

Дом Тасселя в Люксембурге (1892-1893 года)
Дом Тасселя в Люксембурге (1892-1893 года)

Следующий принцип ар-нуво — это архитектурные и декоративные детали и орнаменты. Основная идея ар-нуво — демонстрация возможностей технологий железа, бетона и дерева, имитирующих для этого плавные замысловатые фигуры природной растительности. Одновременно это является акцентом и, собственно, строит весь стиль. Выразить это можно как асимметричный синтез строительной технологии камня с природными линиями орнаментов, сочетание с отделкой из керамики, дерева, стекла и железа.

Raichle Palace - Szabadka, Serbia
Raichle Palace - Szabadka, Serbia

Растительные орнаменты, воплощенные в деталях архитектуры и отделки, в витражах, керамике, железе и дереве, фресках, мебели, обоях и аксессуарах. Плавные линии, красиво обвивающие простые стержневые элементы, создают удивительный образ. Железные элементы – это сложные художественные конструкции. Сегодня стиль упрощен, и это обычно несложные по рисунку железные кованые или сварные детали. Но настоящие шедевры — сложносоставные, литые или кованые, сборные, имитирующие собой растительные элементы, плавно изгибающиеся и словно застывшие по велению волшебника в какой-то момент.

Оконный проем в стиле ар-нуво
Оконный проем в стиле ар-нуво

Обычные опорные колонны и балки из железа искусством мастера превращаются в увитые лозой стволы и ветви деревьев или причудливых растений и цветов. Фасады зданий имитируют природные мотивы своими изогнутыми, плавными линиями, круглыми или подковообразными порталами и оконными проемами, часто богато украшенные растительными орнаментами из керамики, встроенными витражами, изящными опорными элементами из железа.

-16

Витражи в ар-нуво, как и в ар-деко, имеют значимое применение в стиле и продолжают идею природных орнаментов и сюжетов классики. Эмиль Галле своим нестандартным и изящным подходом к изделиям из стекла, абажурам светильников, вазам, посуде и декоративным элементам задал тон всему направлению. Надо отдать должное этому мастеру: помимо работ со стеклом, он создавал и шедевры мебельного искусства в стиле ар-нуво, писал этюды.

Собственность из коллекции Джеймса Ф. Скотта, Галлисон-холл, Шарлоттсвилл, Вирджиния

ЭМИЛЬ ГАЛЛЕ | ВАЗА "ВИНЬЕ"
Собственность из коллекции Джеймса Ф. Скотта, Галлисон-холл, Шарлоттсвилл, Вирджиния ЭМИЛЬ ГАЛЛЕ | ВАЗА "ВИНЬЕ"

Знаменитая сегодня на весь мир компания "Тиффани" была представлена ещё на выставке в Париже 1900 г. выдающимся американским дизайнером в области декоративно-прикладного искусства, мастером витражного стекла Луисом Комфортом Тиффани. Своими достижениями Тиффани изменил и отношение к витражам, сделав их более тонкими и изысканными, создав богатую палитру цветного стекла. Окно "Полет души" Тиффани завоевало золотую медаль на Парижской выставке 1900 года. Благодаря Тиффани ар-нуво приобрело популярность в обеих Америках.

Louis comfort tiffany, настольная лампа с лилией, 1900-1910 гг.
Louis comfort tiffany, настольная лампа с лилией, 1900-1910 гг.

Растительные орнаменты в витражах ар-нуво дали второе дыхание этому удивительному искусству, а цветные акценты витражей добавили природного разнообразия в цветовую палитру всего интерьера. Они применяются как в украшении фасадов зданий, так и в создании интерьера помещений, декоративных элементах. Отдельно стоит упомянуть украшение фасадов зданий в технике сграффито, применяемое в стиле ар-нуво.

Дом Кимберли, 1897, rue Defacqz. Архитектор Поль Ханкар.
Дом Кимберли, 1897, rue Defacqz. Архитектор Поль Ханкар.

Дерево в стиле играет почти такую же роль, как металл и керамика, используясь в декоративной отделке интерьера и мебели ар-нуво. Повторяющие природные мотивы волнообразные, плавные, гнутые, полированные деревянные детали интерьера дополняют общую картину, давая природное тепло и уют.

Мебель в стиле ар-нуво
Мебель в стиле ар-нуво

Интерьер в стиле ар-нуво – это продолжение архитектурного решения дома или квартиры. Если вы решите создать интерьер в стиле ар-нуво в обычном доме или помещении, то никогда не достигнете желаемого эффекта, поскольку специфичная геометрия стиля будет спорить с установленными современными рамками строений. Поэтому конструктивные части дома и помещения из бетона, железа и дерева имеют свой соответствующий стилю образ, продолжающийся в интерьерах.

-21

Керамические элементы отделки в ар-нуво как фасадов зданий, так и внутренней отделки интерьера – особая статья. Все те же ажурные, плавные линии, часто со сложным рисунком растительного и цветочного характера, в сочетании с вставками из цветного стекла или витражей создают незабываемый, волшебный образ. Часто встречается использование мозаики.

Что касается цветовой гаммы, то основа интерьера может быть в теплых тонах: бежевый, оливковый, оттенки зеленого. С такой же легкостью можно использовать более темные цвета: терракотовые оттенки, оттенки коричневого и даже синего. Цвет играет роль холста, на который художник будет наносить свой рисунок. Как вариант брутального исполнения можно выбрать более темные цвета, главное, чтобы общая гамма интерьера оставалась теплой.

Musée de l'École de Nancy
Musée de l'École de Nancy

Мебель в стиле ар-нуво можно подобрать и сегодня, но интересные и шедевральные образцы – это все же начало XX века. Отметим несколько имен, на которые стоит обратить свое внимание: Луи Мажорель, один из участников Парижской выставки 1900 г., Жорж де Фер, Александр Шарпантье, Анри Рапен, Артур Макмёрдо, Генри ван де Вельде, Гюстав Серрюрье-Бови. Помимо плавных природных линий в образе мебели широко применяется инкрустация в виде растительных орнаментов, роспись, вставки из витражей и цветного стекла.

Обои, освещение и аксессуары также повторяют природный образ в своих чертах.

Мебельная группа в стиле ар-нуво
Мебельная группа в стиле ар-нуво

-24

Стиль ар-нуво обзавелся всеми собственными элементами и составными чертами. Он имеет полностью законченный образ, не нуждаясь в заимствованиях мебели, образов, живописи, декора и аксессуаров у других направлений архитектуры и дизайна. Картины, украшения, посуда в стиле ар-нуво дополняли и насыщали деталями общий прекрасный образ стиля, что отличает его от всех современных направлений в дизайне и архитектуре.

К сожалению, развитие буржуазного общества не сделало технологии производства дешевле и доступнее, и мы утратили этот великолепный стиль. Сегодня, встречая здания, выполненные мастерами прошлого в стиле ар-нуво, мы с удивлением и восторгом рассматриваем эти шедевры человеческой мысли и мастерства.

Еще больше о дизайне и архитектуре вы можете почитать на моем Телеграм канале https://t.me/bureau1441

В нем больше о самом процессе нашей работы над проектами!