Сразу оговорюсь: тема настолько объемная и захватывающая, что, работая над статьей, я выделила только самые значительные грани этого невероятного стиля в архитектуре и дизайне. Надеюсь, что эта статья подвигнет вас на более глубокое изучение этого стиля, и вы прочитаете работы других авторов и исследователей архитектуры и дизайна. Поверьте, любой элемент ар-нуво, будь то архитектура или стекло, используемое в экстерьерах и интерьерах, мозаика, керамика, дерево или железо, при глубоком изучении открывает все больше шедевров и имен их создателей. Тема ар-нуво интересна и обширна, имеет национальный колорит во многих странах и тем самым захватывает вас все больше.
Этот необыкновенный стиль архитектуры и интерьера зародился в далеком XIX веке. Как мы видим из наших статей, дизайн интерьеров всегда следует за архитектурой и именно архитектура дала старт ар-нуво, как направлению в дизайне. Первые шаги начались с сороковых-пятидесятых годов XIX века во Франции, Германии, Англии и других странах Европы. Новые технологии обработки металла и его массового производства открыли огромные возможности перед талантливыми архитекторами второй половины XIX века. Появилась потребность показать обществу возможности технологичного материала эпохи становления капитализма. Всевозможные конструкции из металла, создание и изучение его технологических возможностей способствовали применению этого материала как элемента не только конструктивного, но и декоративно-прикладного.
Например, Альфонс Балата строит королевские оранжереи на севере Брюсселя из стекла и железа. Даже сегодня они выглядят потрясающе. В Чикаго в 1888 г. возводится здание Рукери, спроектированное архитекторами Дэниелом Бернхэмом и Джоном Уэллборном Рутом.
Здание отличает характерный стиль строительства, который включает внешние несущие стены в сочетании с внутренним стальным каркасом, что является мостом между традиционными и инновационными методами строительства. Точно такой же прием будет использован при возведении павильонов на Выставке в Париже в 1900 г. В Англии, Бельгии, Франции, Германии, России и ряде других стран технологическая революция металла, стекла, дерева и бетона породила ряд новаторских архитектурных шедевров, самыми яркими из которых являются дом Альберта Чамберлани Поля Ханкара, работы Гектора Гимара, Ференца Райхла, Йозефа Фанта, Жюля Лавиротта и Александра Биго, Поля Сентенуа, Гюстава Стровена и, конечно, Виктора Орта.
Во многих странах появились свои архитекторы, с энтузиазмом следовавшие примерам Гимара и Орта, создавая жемчужины стиля, радующие нас и по сей день. Интересно наблюдать некоторое влияние на ар-нуво местного колорита стран, в которых он развивался. Яркие примеры брутального, аскетичного ар-нуво — это, конечно, Германия или Северный модерн в Петербурге и городах Финляндии, Швеции. Но в Петербурге присутствуют и классические примеры стиля. Например, всем, кто прогуливается по Невскому проспекту, бросается в глаза невероятный Елисеевский универмаг, Дом Зингера — яркие примеры стиля, или знаменитый железнодорожный мост через Неву.
Ар-нуво — это синтез архитектуры и дизайна. Все детали стиля в экстерьере продолжены и в интерьерах. Отделка стен, окон, проемов, лестниц, элементы освещения, декор, посуда, мебель, даже лифтовые кабины и шахты отделывались декоративным металлом в стиле ар-нуво. Если в современных стилях мы можем смело использовать элементы других стилей в интерьере, то ар-нуво все это создавал для себя самостоятельно, если можно так выразиться. Это роднит его с классикой предшествующих эпох.
Как и в случае с ар-деко, новый стиль как архитектурное и дизайнерское направление был утвержден на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Если вы рассмотрите внимательно фотографии этой выставки, то поймете, что это была, по сути, выставка-демонстрация железных конструкций и возможности их применения. Огромные здания и сооружения, построенные из металлоконструкций, отделанных деревом, гипсовой штукатуркой, железом, стеклом, камнем и керамикой, поражали своим видом посетителей. Помимо других промышленных и научных демонстраций (электропоезд, электродорожки в двух вариантах скоростей: 4 км и 6 км в час, проложенные по всей выставке), были представлены художественные и декоративно-прикладные искусства в современном стиле для того времени. Многие называют стиль ар-нуво модерном, не понимая, что на тот момент времени ар-нуво и был самым современным стилем. В разных странах новое направление называли по-разному.
Монументально изящные, потрясающие Главные ворота Выставки в стиле ар-нуво открывали новый мир достижений промышленности и науки. Общественность того времени верила, что именно наука сделает мир лучше. Мебель, интерьеры, посуда, аксессуары, работы художников и скульпторов в стиле ар-нуво были представлены на Всемирной выставке 1900 г. Множество объектов в стиле ар-нуво с применением железных конструкций поражало.
Большой Дворец, Дворец Искусств, Ресторан Голубой Флаг, Павильон Мадагаскара, Мост Александра III, павильоны ряда других стран. Мир узнал и оценил архитекторов, художников и деятелей искусства нового направления и нового шага в развитии эстетики в новом, XX веке, как всем тогда казалось.
Наш короткий экскурс в историю стиля следует закончить тем фактом, что ар-нуво — очень высокотехнологичный стиль своего времени. Требовались высокопрофессиональные строители, производители металлических конструкций, мастера керамической отделки, декора и т. д., что делает его самым сложным и дорогим в истории дизайна и архитектуры. Для его полноценного воплощения требуется очень талантливый архитектор, невероятно талантливый дизайнер и гибкое производство металлоконструкций, деревообработки, с высокотехнологичной линией и высочайшие мастера по металлу, витражам, обработке дерева и т. д. Поэтому ар-нуво продержался как пиар-акция новых технологий не так долго. Его пик пришелся с 1880-х гг. и до 1914 г. Первая Мировая война все изменила, разрушив многие невероятные произведения в стиле ар-нуво. Откровенно жаль, но стиль не получилось сделать массовым. Далее, по причинам, о которых я говорил в статье о минимализме, ар-нуво закончил свое существование. Да, иногда кое-кто еще решается на исполнение этого направления в архитектуре и дизайне, но это лишь тень того невероятного стиля, настоящие шедевры которого были созданы на рубеже XIX и XX века и радуют нас до сих пор.
Следует акцентировать ваше внимание на том факте, что ряд приемов и деталей стиля вошли в сменивший его более доступный технологически стиль ар-деко. Да, некое упрощение к дизайну и архитектуре в смысле технологий и эстетики их применения мы наблюдаем, сравнивая два стиля и две Всемирные выставки. Ар-деко, каким бы красивым и дорогим стилем ни был, по сравнению со сложностью только металлических изделий ар-нуво декоративного характера, конечно, более доступен и прост.
Итак, Всемирная выставка 1900 г. официально стала годом рождения и пропаганды нового стиля. Продолжением стала Выставка современного декоративного искусства 1902 г. в Турине.
Рассмотрим некоторые аспекты дизайна интерьера ар-нуво.
Первый и главный аспект — доступность технологий производства элементов, отделки и декора и, соответственно, — бюджет. Если вы решаетесь строить дом и создавать интерьеры в этом стиле, вам нужен бездефицитный бюджет.
Второй принцип — это большие пространства, высокие потолки (как и в ар-деко, этот принцип — отголосок античной классики прошлого). Ар-нуво любит высокие потолки, второй свет, балконы как внутренние, так и наружные, высокие арочные, овальные, с изогнутыми линиями или прямоугольные окна. Это стиль пространства геометрически высокого, способного вместить соответствующие архитектурные решения и детали декора из дерева, бетона и металла. Отличительной чертой являются развитые круглые, овальные, изогнутые и часто неправильной формы проемы и окна. Отход от строгой симметрии в расположении этажей. Архитекторы, задавая общий тон, могли сместить часть этажа ниже или выше намеренно относительно лестницы и наоборот.
Самыми яркими представителями стиля ар-нуво являются работы Виктора Орта. Можно смело рассматривать его Отель Тассель как эталон ар-нуво и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения дизайна.
Следующий принцип ар-нуво — это архитектурные и декоративные детали и орнаменты. Основная идея ар-нуво — демонстрация возможностей технологий железа, бетона и дерева, имитирующих для этого плавные замысловатые фигуры природной растительности. Одновременно это является акцентом и, собственно, строит весь стиль. Выразить это можно как асимметричный синтез строительной технологии камня с природными линиями орнаментов, сочетание с отделкой из керамики, дерева, стекла и железа.
Растительные орнаменты, воплощенные в деталях архитектуры и отделки, в витражах, керамике, железе и дереве, фресках, мебели, обоях и аксессуарах. Плавные линии, красиво обвивающие простые стержневые элементы, создают удивительный образ. Железные элементы – это сложные художественные конструкции. Сегодня стиль упрощен, и это обычно несложные по рисунку железные кованые или сварные детали. Но настоящие шедевры — сложносоставные, литые или кованые, сборные, имитирующие собой растительные элементы, плавно изгибающиеся и словно застывшие по велению волшебника в какой-то момент.
Обычные опорные колонны и балки из железа искусством мастера превращаются в увитые лозой стволы и ветви деревьев или причудливых растений и цветов. Фасады зданий имитируют природные мотивы своими изогнутыми, плавными линиями, круглыми или подковообразными порталами и оконными проемами, часто богато украшенные растительными орнаментами из керамики, встроенными витражами, изящными опорными элементами из железа.
Витражи в ар-нуво, как и в ар-деко, имеют значимое применение в стиле и продолжают идею природных орнаментов и сюжетов классики. Эмиль Галле своим нестандартным и изящным подходом к изделиям из стекла, абажурам светильников, вазам, посуде и декоративным элементам задал тон всему направлению. Надо отдать должное этому мастеру: помимо работ со стеклом, он создавал и шедевры мебельного искусства в стиле ар-нуво, писал этюды.
Знаменитая сегодня на весь мир компания "Тиффани" была представлена ещё на выставке в Париже 1900 г. выдающимся американским дизайнером в области декоративно-прикладного искусства, мастером витражного стекла Луисом Комфортом Тиффани. Своими достижениями Тиффани изменил и отношение к витражам, сделав их более тонкими и изысканными, создав богатую палитру цветного стекла. Окно "Полет души" Тиффани завоевало золотую медаль на Парижской выставке 1900 года. Благодаря Тиффани ар-нуво приобрело популярность в обеих Америках.
Растительные орнаменты в витражах ар-нуво дали второе дыхание этому удивительному искусству, а цветные акценты витражей добавили природного разнообразия в цветовую палитру всего интерьера. Они применяются как в украшении фасадов зданий, так и в создании интерьера помещений, декоративных элементах. Отдельно стоит упомянуть украшение фасадов зданий в технике сграффито, применяемое в стиле ар-нуво.
Дерево в стиле играет почти такую же роль, как металл и керамика, используясь в декоративной отделке интерьера и мебели ар-нуво. Повторяющие природные мотивы волнообразные, плавные, гнутые, полированные деревянные детали интерьера дополняют общую картину, давая природное тепло и уют.
Интерьер в стиле ар-нуво – это продолжение архитектурного решения дома или квартиры. Если вы решите создать интерьер в стиле ар-нуво в обычном доме или помещении, то никогда не достигнете желаемого эффекта, поскольку специфичная геометрия стиля будет спорить с установленными современными рамками строений. Поэтому конструктивные части дома и помещения из бетона, железа и дерева имеют свой соответствующий стилю образ, продолжающийся в интерьерах.
Керамические элементы отделки в ар-нуво как фасадов зданий, так и внутренней отделки интерьера – особая статья. Все те же ажурные, плавные линии, часто со сложным рисунком растительного и цветочного характера, в сочетании с вставками из цветного стекла или витражей создают незабываемый, волшебный образ. Часто встречается использование мозаики.
Что касается цветовой гаммы, то основа интерьера может быть в теплых тонах: бежевый, оливковый, оттенки зеленого. С такой же легкостью можно использовать более темные цвета: терракотовые оттенки, оттенки коричневого и даже синего. Цвет играет роль холста, на который художник будет наносить свой рисунок. Как вариант брутального исполнения можно выбрать более темные цвета, главное, чтобы общая гамма интерьера оставалась теплой.
Мебель в стиле ар-нуво можно подобрать и сегодня, но интересные и шедевральные образцы – это все же начало XX века. Отметим несколько имен, на которые стоит обратить свое внимание: Луи Мажорель, один из участников Парижской выставки 1900 г., Жорж де Фер, Александр Шарпантье, Анри Рапен, Артур Макмёрдо, Генри ван де Вельде, Гюстав Серрюрье-Бови. Помимо плавных природных линий в образе мебели широко применяется инкрустация в виде растительных орнаментов, роспись, вставки из витражей и цветного стекла.
Обои, освещение и аксессуары также повторяют природный образ в своих чертах.
Стиль ар-нуво обзавелся всеми собственными элементами и составными чертами. Он имеет полностью законченный образ, не нуждаясь в заимствованиях мебели, образов, живописи, декора и аксессуаров у других направлений архитектуры и дизайна. Картины, украшения, посуда в стиле ар-нуво дополняли и насыщали деталями общий прекрасный образ стиля, что отличает его от всех современных направлений в дизайне и архитектуре.
К сожалению, развитие буржуазного общества не сделало технологии производства дешевле и доступнее, и мы утратили этот великолепный стиль. Сегодня, встречая здания, выполненные мастерами прошлого в стиле ар-нуво, мы с удивлением и восторгом рассматриваем эти шедевры человеческой мысли и мастерства.
Еще больше о дизайне и архитектуре вы можете почитать на моем Телеграм канале https://t.me/bureau1441
В нем больше о самом процессе нашей работы над проектами!