Найти в Дзене
Generalissimus

Ремейки фильмов о Великой Войне. Часть 2-я. «Обратной дороги нет» (1970) / «Исчезнувшие» (2009). «Зимнее утро» (1967) / «Крик тишины» (2019)

Представленные фильмы являются экранизацией повести «Седьмая симфония», написанной Тамарой Сергеевной Цинберг – защитницей и жительницей блокадного Ленинграда. Следует признать, что обе кинокартины, снятые в разные эпохи режиссерами, принадлежащими к сильно отличающимся друг от друга кинематографическим школам, безусловно, можно отнести к категории лучших художественных фильмов, повествующих о трагических судьбах самых маленьких и беззащитных жителей непокоренного Ленинграда, стиснутого и опутанного жесточайшим огненно-ледяным блокадным кольцом. Оба фильма, каждый по-своему, очень просто, душевно, проникновенно, чрезвычайно эмоционально и предельно реалистично – без неуместной фальсификационной ретуши и лишних мрачных красок ревизионистов-очернителей знакомят зрителя с очень трогательной историей. Девочка-подросток – сирота Катя Никанорова (сама, по сути, ещё ребёнок), совершает невероятный маленький подвиг – бескорыстный, благородный, самоотверженный и почти невозможный. Она в неимове
Оглавление
-2

«Зимнее утро» (1967) / «Крик тишины» (2019)

Представленные фильмы являются экранизацией повести «Седьмая симфония», написанной Тамарой Сергеевной Цинберг – защитницей и жительницей блокадного Ленинграда. Следует признать, что обе кинокартины, снятые в разные эпохи режиссерами, принадлежащими к сильно отличающимся друг от друга кинематографическим школам, безусловно, можно отнести к категории лучших художественных фильмов, повествующих о трагических судьбах самых маленьких и беззащитных жителей непокоренного Ленинграда, стиснутого и опутанного жесточайшим огненно-ледяным блокадным кольцом.

Оба фильма, каждый по-своему, очень просто, душевно, проникновенно, чрезвычайно эмоционально и предельно реалистично – без неуместной фальсификационной ретуши и лишних мрачных красок ревизионистов-очернителей знакомят зрителя с очень трогательной историей. Девочка-подросток – сирота Катя Никанорова (сама, по сути, ещё ребёнок), совершает невероятный маленький подвиг – бескорыстный, благородный, самоотверженный и почти невозможный.

Она в неимоверно тяжёлых условиях самой трудной, холодной и голодной блокадной зимы берёт на себя всю ответственность и полноту заботы о трёхлетнем мальчике Мите, оставшемся без родителей. Постоянно недоедая, а порой и просто голодая, недосыпая, толком не восстанавливаясь после утомительного рабочего дня в госпитале, Катя, будучи по натуре своей оптимисткой, настоящим маленьким борцом, смело и отважно преодолевающим все трудности, невзгоды и тяготы беспощадно-жестокой блокады и суровой зимы, становится для Мити самым родным и близким человеком – сестрой, воспитателем, защитником, наставником и истинным ангелом-хранителем.

Прежде всего, следует отметить замечательное актёрское мастерство исполнителей главных детских ролей – Тани Солдатенковой и Кости Корнакова («Зимнее утро»), а также Алины Саргиной и Льва Гиршова («Крик тишины»). К сожалению, во второй половине 1960-х годов во время проведения советских кинофестивалей не давали призов «за лучшую женскую роль». Несомненно, если бы такая номинация существовала, то Таня Солдатенкова получила бы свою заслуженную награду.

Кадры из фильма «Зимнее утро» (1967 год; производство – СССР. Режиссёр – Николай Иванович Лебедев. Автор сценария – Сократ Сетович Кара-Дэмур Вартанян)
Кадры из фильма «Зимнее утро» (1967 год; производство – СССР. Режиссёр – Николай Иванович Лебедев. Автор сценария – Сократ Сетович Кара-Дэмур Вартанян)
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

Алина Саргина, сыгравшая Катю Никанорову в фильме «Крик тишины», почти единогласным решением жюри 27-го Всероссийского фестиваля «Виват кино России!» получила заслуженный приз за «за лучшую женскую роль». Приз «за лучшую мужскую роль» тоже вполне заслужено получил Артём Быстров, очень достойно, просто и вместе с тем проникновенно сыгравший капитана Алексея Воронова, отца Мити.

Вообще следует сказать, что кинокартина «Крик тишины» на десяти российских и международных кинофестивалях (самых разных по формату и составу) получила 16 самых разных кинопремий, призов, гран-при, специальных призов и дипломов практически во всех номинациях, в том числе самых престижных – «За лучший фильм», «за лучший сценарий», «за лучшую режиссёрскую работу», «за лучшие роли» (женскую, мужскую и второго плана).

На момент выхода на экраны фильма «Зимнее утро» в Советском Союзе ещё не существовало такого изобилия всевозможных кинофестивалей и ежегодных кинопремий, как в современной России. Однако в 1969 году на VI Международном Кинофестивале в Москве картина «Зимнее утро» получила специальный «Золотой приз», вручаемый лучшему детскому фильму. В том же оду на II Международном Кинофестивале детских фильмов картина «Зимнее утро» получила приз «За самый добрый фильм».

Также следует отметить, что режиссерам и операторам обоих фильмов удалось передать реалистичную атмосферу Ленинграда, занесенного снегом, подвергаемого артиллерийским обстрелам и авиационным бомбардировкам, но всё равно несломленного и не доведенного самой последней грани отчаяния.

Посредством отдельных кадров, небольших эпизодов, второстепенных персонажей и эпизодических ролей Николаю Лебедеву и Владимиру Потапову удалось показать самые разные судьбы ленинградцев и их защитников, объединенных одним общем блокадным и военным горем, одной единой целью – выстоять вопреки всему, чтобы в конечном итоге внести свой посильный вклад в общую Великую Победу.

Кадры из фильма «Крик тишины» (2019 год; производство – Россия. Режиссёр – Владимир Алексеевич Потапов. Автор сценария – Александр Эммануилович Бородянский)
Кадры из фильма «Крик тишины» (2019 год; производство – Россия. Режиссёр – Владимир Алексеевич Потапов. Автор сценария – Александр Эммануилович Бородянский)
-14
-15
-16
-17
-18

«Обратной дороги нет» (1967) / «Исчезнувшие» (2009)

-19
-20

Представленные фильмы являются экранизацией повести «Обратной дороги нет», созданной в соавторстве советскими писателями Игорем Яковлевичем Болгариным и Виктором Василевичем Смирновым. Примечательно, что Виктор Смирнов является не только одним из авторов первоисточника, но также сценаристом обеих кинокартин. Он совместно с Игорем Болгариным создал сценарий трёхсерийного художественного фильма «Обратной дороги нет», вышедшего на советские телеэкраны в 1970 году, а затем спустя 39 лет выступил в роли единоличного сценариста мини-сериала «Исчезнувшие».

Принимаясь за съёмки фильма или сериала, уже в высшей степени удачно экранизированного ранее, максимально положительно и одобрительно воспринятого обширной зрительской аудитории, режиссёр и главные создатели новой картины должны стремиться, как минимум, к тому, чтобы их кинолента оказалась не хуже предыдущей.

Не нужно быть провидцем, заслуженным деятелем киноискусства или маститым кинокритиком, чтобы с абсолютной уверенностью сказать горькую и нелицеприятную правду: современный российский кинематограф не в состоянии создать художественный фильм хотя бы приблизительно сопоставимый по идейному содержанию, сюжету, актёрскому и режиссёрскому мастерству, воссозданию реалистичности атмосферы Великой Отечественной войны, подобный фильму «Обратной дороги нет».

Впрочем, ещё по ходу просмотра мини-сериала «Исчезнувшие» возникает постоянно крепнущее ощущение, что создатели «продукта» 2009 года и не стремились повторить итоговый успех киноленты «Обратной дороги нет». Они пошли по другому пути – изначально провальному, но более лёгкому и перспективному, однако, увы, далеко не оригинальному.

Главный режиссёр, сценарист и продюсеры решили изменить сюжет. В итоге превосходная по своей многогранности военная драма превратилась в детективный боевик, действия которого происходят в военное время. Благодаря «сценарной трансформации», ориентированной на «либерально-прогрессивную» литературную конъюнктуру своей эпохи, коренным образом изменились многие действующие лица повествования, как главные, так и второстепенные герои.

Так, самый возрастной партизан – дед Андреев из простого сибирского охотника, не обремененного «тяжким наследием кровавой сталинской эпохи», превращается в бывшего владельца собственной лесопилки, впоследствии раскулаченного властью советской, а новой оккупационной властью назначенный ни много ни мало – целым бурмистром (то есть главой администрации отдельно взятого района)! К чести «исчезнувшего» Андреева на сотрудничество с нацистами он не пошёл и при первой же возможности бежал, вступив в партизанский отряд.

Партизан Степан – наиболее опытный обозник и специалист по обращению с лошадьми, предстаёт в образе блаженного и недалёкого деревенского простачка-простофили. Однако и он на поверку оказывается человеком с «гнильцой в душе». От своих боевых товарищей он утаил шматок сала, который «хомячил» украдкой, пока его за этим занятием не застукали.

Среди «Исчезнувших» есть и ранее отсутствовавший персонаж – молодой боец по Мошкин. Внешность актёра и образ, им созданный, вполне соответствуют фамилии этого второстепенного героя. Однако не это главное. Оказывается, что отец Мошкина служит полицаем, а потому юному партизану нет доверия и соучастия со стороны боевых товарищей. К частью, Мошкин по ходу фильма не стал предателем или трусом, но в дном из эпизодов, давая честное комсомольское слово, он истово крестится, желая как можно убедительнее доказать свою невиновность.

Кадры из фильма «Обратной дороги нет» (1967 год; производство – СССР. Режиссёр – Григорий Иосифович Липшиц. Авторы сценария – Игорь Яковлевич Болгарин и Виктор Василевич Смирнов)
Кадры из фильма «Обратной дороги нет» (1967 год; производство – СССР. Режиссёр – Григорий Иосифович Липшиц. Авторы сценария – Игорь Яковлевич Болгарин и Виктор Василевич Смирнов)
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31

Старшина Широков (в фильме 1970 года – Митрохин) оказывается не предателем и действующим немецким агентом, а «матёрым шкурником» – трусом, мародёром и приспособленцем, искусно маскирующимся под контуженого бойца, продолжающего воевать, несмотря на полученную тяжёлую травму. Очень хорошо, что в конечном итоге он получил своё – его разодрала стая волков.

Наконец, самое главное и принципиальное отличие сюжета заключается в том, что истинным предателем оказался Лёвушкин. Он не просто передавал важнейшие сведения фашистам, но и убил или ранил едва ли не половину всего отряда, сопровождавшего обоз. Причём, как выясняется в конце фильма, «работал» Лёвушкин не столько на немцев, сколько во благо процветания так называемой «Локотской республики».

Так называлось аморфное территориальное образование, расположенное на стыке трёх современных российских областей – Брянской, Орловской и Курской. Это автономное псевдогосударственное образование, находившееся под полным контролем оккупационных властей фашистской Германии, частей СС и венгерских войск, возглавляли два нациста – украинец Константин Воскобойник и поляк Бронислав Каминский. Столицей этой «профашистской автономии», вожаки которой намеревались после победы третьего рейха основать «новое независимое русское государство», был посёлок Локоть (ныне он входит в состав Брянской области).

Таким образом, в обновленном сценарии лихой и отважный партизан-патриот Лёвушкин оказался не просто завербованным предателем или засланным агентом абвера, а идейным изменником Родины, образ которого представляет ядрёную смесь карателя, коллаборациониста и доморощенного «власовца».

Что ещё можно сказать про «Исчезнувших»?.. Напортачили создатели мини-сериала не только со сценарием и сюжетом, но и с подбором актёров. Кирилл Пирогов с его «мушкетёрской бородкой», лицом и взглядом лишенным каких-либо эмоций, неуместной для актёра манерой невнятно бормотать сквозь зубы – это пример абсолютного непопадания в образ майора Топоркова. Даже шинель и военная форма на нём в кадре смотрятся как бесформенное пальто на огородном пугале.

В очередной раз разочаровал «вечный убойный мент» Михаил Трухин, исполнивший роль Соломона Берковича. Лев Лемке в фильме «Обратной дороги нет» замечательно сыграл добродушного, отзывчивого, умудренного жизненным опытом профессионального парикмахера, ставшего вопреки насмешкам и немного предвзятому отношению товарищей настоящим бойцом-партизаном. В свою очередь, персонаж Михаила Трухина с его вечно отвислой нижней челюстью и постоянно открытым ртом больше похож на суетливого недоумка из «Деревни дураков».

Отчасти на «удовлетворительную оценку» со своими ролями в «Исчезнувших» справились Егор Пазенко, сыгравший пулемётчика Гонту, Владимир Толоконников (дед Андреев) и Андрей Феськов (сапёр Вилло по прозвищу Бертолет). И если Владимир Алексеевич (незабвенный Полиграф Полиграфович Шариков) сыграл достаточно и достоверно в силу своего актёрского профессионализма, то Егор Пазенко и Андрей Феськов правильно сделали, что не стали соперничать или полностью копировать манеру игры Игоря Ясуловича и Александра Январёва.

В заключении данного обзора будет очень уместно привести высказывание Ольги Ямбаевой – автора очень интересной, подробной, логично изложенной и аргументированной рецензии на мини-сериал «Исчезнувшие». Рецензент максимально объективно попыталась ответить на насущный вопрос, заключавшийся в том, что заставило Виктора Смирнова столь радикально изменить собственный же замечательный сценарий, созданный им в далёком 1970 году:

«Почему в 70-х годах XX века Смирнов не отваживался изображать своих героев полосатыми зебрами блатных мастей, а щедро наделял их качествами, которые в совокупности делали человека в глазах окружающих достойным звания "настоящий коммунист"? Не знаю, могу только предположить: не давали развернуться творческому течению мысли, наверное, даже отбирали бумагу, не давали писать. Зато теперь есть такая возможность, никто за руки не хватает. Вот и развернулся.

Вообще, фильм "Исчезнувшие" стоит посмотреть только ради того, чтобы увидеть, как человек, автор, может испоганить свое собственное детище, попутно запустив тухлым яйцом в собственную страну. Или дать испоганить это детище другим. А потом обязательно посмотреть старый фильм "Обратной дороги нет"»[1].

Кадры из мини-сериала «Исчезнувшие» (2009 год; производство – Россия. Режиссёр – Вадим Генрихович Островский. Автор сценария – Виктор Васильевич Смирнов)
Кадры из мини-сериала «Исчезнувшие» (2009 год; производство – Россия. Режиссёр – Вадим Генрихович Островский. Автор сценария – Виктор Васильевич Смирнов)
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40

[1] - Ямбаева О. Рецензия на мини-сериал «Исчезнувшие» // Суть времени. 03.08.2011. URL: https://eot.su/node/5661 (дата обращения 17.12.2025).

-41

Полностью цикл публикаций «Ремейки фильмов о Великой Войне» можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я. «Звезда» (1949) / «Звезда» (2002). «Двое в степи» (1962) / «Дорога на Берлин» (2015)

Часть 2-я. «Обратной дороги нет» (1970) / «Исчезнувшие» (2009). «Зимнее утро» (1967) / «Крик тишины» (2019)

Часть 3-я. «…А зори здесь тихие» (1972) / «А зори здесь тихие…» (2015)

Часть 4-я. «В августе 44-го» (2001) / «Операция Неман» (2023). «Противостояние» (1985) / «Противостояние» (2024)

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)