Найти в Дзене
Эпицентр Кукол

"Hobble" - "Юбка гротеск" или причем тут воздухоплавание?

Парижский модельер Поль Пуаре, в 1910 году представил своё новое изобретение – зауженную ниже колен юбку. В окружности по низу ширина полотна составляла около 96 см. Её тут же прозвали «хромой юбкой» и неспроста. Оберните ноги шнуром в один метр и сделайте несколько шагов. Вы поймете, что свободно передвигаться в юбке такой ширины невозможно. Зато она способствовала изящной походке дам, ведь, как известно, настоящая леди не ищет лёгких путей. Поля Пуаре называли «Пикассо моды». Именно этот человек подарил любителям моды кимоно и рубашечный покрой женской одежды, что позволило дамам впервые за несколько сотен лет выходить в свет без корсета. «Средневековое орудие пытки» он заменил на гораздо более удобный бюстгальтер. Маэстро говорил о себе так: «Я освободил женщинам бюст. И я же сковал их ноги». Каждый новый исторический период порождает тот или иной модный курьез: сверхдлинные носы туфель, огромные воротники, платья-дирижабли или голые щиколотки зимой… В 1910-х годах основным предмето

Парижский модельер Поль Пуаре, в 1910 году представил своё новое изобретение – зауженную ниже колен юбку. В окружности по низу ширина полотна составляла около 96 см. Её тут же прозвали «хромой юбкой» и неспроста. Оберните ноги шнуром в один метр и сделайте несколько шагов. Вы поймете, что свободно передвигаться в юбке такой ширины невозможно. Зато она способствовала изящной походке дам, ведь, как известно, настоящая леди не ищет лёгких путей.

«Хромая юбка» позволяла делать только небольшие шаги, но выглядела очень изящно
«Хромая юбка» позволяла делать только небольшие шаги, но выглядела очень изящно

Поля Пуаре называли «Пикассо моды». Именно этот человек подарил любителям моды кимоно и рубашечный покрой женской одежды, что позволило дамам впервые за несколько сотен лет выходить в свет без корсета. «Средневековое орудие пытки» он заменил на гораздо более удобный бюстгальтер. Маэстро говорил о себе так: «Я освободил женщинам бюст. И я же сковал их ноги».

Каждый новый исторический период порождает тот или иной модный курьез: сверхдлинные носы туфель, огромные воротники, платья-дирижабли или голые щиколотки зимой… В 1910-х годах основным предметом шуток сильного пола стала «хромая юбка». Мир тогда только набирался смелости, и зауженный силуэт платья стал хитрым решением: он ничего не открывал, но гораздо откровеннее обрисовывал. Ради такого козыря дамы готовы были терпеть неудобства.

Конструкция юбки была не простой. Чтобы ткань не рвалась, низ изделия укрепляли очень плотной вставкой или вшивали жесткий шнур. Сужение в районе щиколоток позволяло делать только короткие, семенящие шажки. Поговаривали, что Поль Пуаре, любитель восточной моды, вдохновлялся походкой японок в традиционной одежде, однако сам он рассказывал другую историю, про первую женщину, поднявшуюся в воздух на аэроплане братьев Райт. Американка Эдит Берг, чтобы юбка в полете не раздувалась и не мешала пилоту, перевязала ее веревкой под коленями, а после приземления прошлась по полю, вызвав всеобщее восхищение.

Эдит Берг в юбке, перевязанной веревкой на аэроплане.
Эдит Берг в юбке, перевязанной веревкой на аэроплане.

Мода на новый фасон распространилась молниеносно. За неимоверно неудобной моделью закрепилось название «hobble skirt» (от английского to hobble — ковылять, хромать). Для такого прозвища были объективные причины. Может быть японские гейши и выглядят в своих традиционных нарядах хрупкими фарфоровыми куклами, но у дородных и непривыкших к физическим упражнениям западных дам случались неприятные казусы. Модницы падали на лестницах, очень медленно переходили дорогу, не могли войти в вагоны общественного транспорта или сесть в автомобиль.

-6

В некоторых городах ради безопасности модных леди уменьшили высоту тротуара, но проблему это не решило.

Апофеоз «стреноженной моды» пришелся на расцвет движения суфражисток - участниц движения за предоставление женщинам избирательных прав. Кроме глобальных требований, – о равных правах и свободах, - они ратовали за избавление от необходимости издеваться над собой – носить корсеты, поддерживать S-образный силуэт фигуры. «Связанные ноги» активисток не смущали, и в список «исключений» «хромая юбка» не попала.

Эдит (принимаясь прыгать): - Поспеши, Мэйбл, ты же ни за что не успеешь на поезд, если будешь пытаться бежать.
Эдит (принимаясь прыгать): - Поспеши, Мэйбл, ты же ни за что не успеешь на поезд, если будешь пытаться бежать.

Несуразная мода забавляла мужчин. Дамы, похожие на столбики, неспособные к простейшим движениям, стали популярной темой карикатур. Художники додумывали за дам, как им успеть на поезд или без проблем спуститься по лестнице.

Как стоит спускаться по лестнице тем, кто носит хромую юбку. / А еще говорят, женщины любят погулять.
Как стоит спускаться по лестнице тем, кто носит хромую юбку. / А еще говорят, женщины любят погулять.

«Хромая юбка» стала завершающей причудой уходящей эпохи женственности, когда прекрасный пол был силен своей слабостью. Наступали новые времена, и о странной моде забыли, как только прогремели залпы Первой мировой войны. Примерно в это же время ушел из моды и Поль Пуаре.

В дальнейшем развитии моды казусы, подобные «хромой юбке», уже не возникали – человечество сделали выбор в пользу удобных и практичных вещей, помогающих комфортно вживаться в нарастающий темп жизни. Однако считается, что современные юбка-карандаш и платье с силуэтом «русалочки» являются прямыми потомками «моды связанных ног».

Материал подготовила Татьяна Калинина.