Найти в Дзене
Истории от историка

Как у людей появился анус и как зачать от языка: Мифология ацтеков

Когда науа рассказывали друг другу древние истории о том, как появились люди, в этих рассказах всегда звучал один и тот же мотив: все в мире нужно заслужить. У них даже было особое слово — тламасеуалицтли. На русский его трудно перевести также одним словом, но суть в том, что всё — от жизни до власти и уважения — нужно выстрадать, выслужить, доказать делом. Оно состоит из корня, обозначающего "заслуживать", и суффикса, который указывает на длительное, упорное действие. Миссионеры вроде Алонсо де Молины переводили это как "епитимья", потому что внешне всё выглядело как христианское покаяние. Но на самом деле всё было по-другому. У науа не было представления о первородном грехе или о наказании после смерти. Вместо этого было чувство долга перед всем миром.

Ты живешь, потому что поддерживаешь порядок. Ты страдаешь, потому что мир держится на твоей стойкости. Чем выше твоя роль — тем больше твоя жертва. Всё это — посты, лишения, истязания, работа без отдыха — не потому, что ты грешен, а потому, что ты часть вселенной, и твоя часть — держать мир на плечах.

Вот как это проявилось в одном из главных мифов: о сотворении людей нынешней эпохи — эпохи Четырех Движений. Его записали в «Истории Мешико», «Легенде о Солнцах» и у Мендиеты. Там рассказывается, как Кецалькоатль, пернатый бог, спускается в подземный мир — Миктлан, чтобы достать кости прежних поколений. Из них нужно было создать новых людей. Это было не просто путешествие, а настоящее испытание: Миктлантекутли, бог смерти, поставил ему трудные задачи — например, дунуть в глухую раковину. Кецалькоатль нашёл способ — просверлил отверстия с помощью гусениц и пчёл, и обманул смерть.

Но даже получив кости, он не ушёл беспрепятственно. Его подстерегли ловушки, в одну из которых он упал, рассыпав кости. Но всё же он собрал их и принёс в Тамоанчан, где богиня Киластли смолола их и положила в сосуд. Тогда Кецалькоатль принес кровь из собственного тела — из члена — и окропил порошок. Так были рождены новые люди. И это — важнейшая идея: люди не просто созданы, они выслужены, добыты усилием, страданием, жертвой.

Именно поэтому новых людей в мифе называют масеуальтин — буквально "выслуженные". И эти выслуженные существа, в свою очередь, должны были нести свой долг. Иначе — мир развалится. Их кровь — тоналли, жизненная сила — была той платой, что возвращалась богам. Так рождалась страшная, но логичная система человеческих жертвоприношений.

Если смотреть шире — не только на Месоамерику, — можно найти похожие истории: и у индейцев Северной и Южной Америки, и даже у малочисленных народов Азии. Но Старый Свет, Европа, Азия — почти ничего подобного. Лишь кое-где, на Тайване или Филиппинах, в культурах гаошань, можно встретить отголоски схожих мотивов.

Были и другие мифы. У народа аколуа, например, говорили, что первые мужчина и женщина появились от стрелы, пущенной Солнцем. Они не имели ног, не могли ходить — только прыгали. У них даже не было половых органов. Мужчина зачал детей, вложив язык в рот женщины. Эти причудливые, телесно урезанные предки встречаются в мифах по всему миру: от Полинезии до Сибири, от Африки до Бразилии.

На севере Мексики, в Матлапе, науа рассказывали, что первые люди не могли испражняться, пока бог кукурузы не просверлил в них отверстия. Анус, согласно их словам, — койони, "просверленный". Даже тело — результат вмешательства, доработки. Не было ничего просто так, ничего "данного".

И, конечно, растения. В первую очередь — кукуруза. Без неё не было бы науа. Её называли тонакайо — "наша плоть". Один миф говорит: бог Пильцинтекутли соединился с богиней Шочикецаль, и родился Синтеотль, дух кукурузы. Из его тела выросли разные растения — из ногтей кукуруза, из глаз чиа, из пальцев батат. Он умер сразу после рождения, как зерно, что падает в землю, чтобы взойти.

Другой миф — более известный. Однажды боги задумались: чем будут питаться люди? И Кецалькоатль увидел муравья, который нес зерно кукурузы. Он спросил: откуда? Муравей отвел его в гору Тонакатепетль — Гору Питания. Но гора не открывалась. Тогда Кецалькоатль превратился в чёрную змею, вошёл внутрь и добыл зерно. Он выслужил маис для людей, так же, как прежде выслужил их самих. Вот так: не дано, а добыто. Не дар, а результат подвига.

Так строится мир науа — на взаимности. На обязательстве. Ты жив, потому что кто-то страдал. Ты должен — и сам станешь основой для будущих поколений. Здесь всё по справедливости. И по любви. Жестокой, бескомпромиссной, но искренней любви к порядку вещей.

По кн.: А. В. Калюта. Мифы и предания ацтеков: от древности до современности. М.: Наука, 2025.

***

Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!

Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).

Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)

-2

«Суворов — от победы к победе».

-3

«Названный Лжедмитрием».

-4

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.