Найти в Дзене

Ходынская давка: первая в череде катастроф. Знак перед концом империи?

"Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит — встав на эшафот" - К. Бальмонт. Поэт. 1906 г. 14 мая (26 мая по новому стилю) 1896 года состоялась коронация Николая II — грандиозное торжество, оставившее глубокий след в истории. В честь этого знаменательного события был создан Коронационный альбом, над которым трудились выдающиеся художники того времени — И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, В. Е. Маковский и др. Их участие свидетельствует о глубоком уважении к императору и стремлении запечатлеть важные моменты церемонии. Альбом объединяет в себе как фотографии, так и живописные произведения, отражающие атмосферу и значимость коронации. Подробнее можно рассмотреть картину «Миропомазание Николая II в Успенском соборе», написанную В. А. Серовым. Художник присутствовал лично на коронации. Большое количество яркого золота, красного цвета придают особую торжественность изображаемому событию. Далеко не все художники поддерживали монархию и всё, что с ней было связано, но на тот момент это не показывалос
"Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит — встав на эшафот" - К. Бальмонт. Поэт. 1906 г.

14 мая (26 мая по новому стилю) 1896 года состоялась коронация Николая II — грандиозное торжество, оставившее глубокий след в истории. В честь этого знаменательного события был создан Коронационный альбом, над которым трудились выдающиеся художники того времени — И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, В. Е. Маковский и др. Их участие свидетельствует о глубоком уважении к императору и стремлении запечатлеть важные моменты церемонии. Альбом объединяет в себе как фотографии, так и живописные произведения, отражающие атмосферу и значимость коронации.

Страница из альбома священного коронования
Страница из альбома священного коронования

Подробнее можно рассмотреть картину «Миропомазание Николая II в Успенском соборе», написанную В. А. Серовым. Художник присутствовал лично на коронации. Большое количество яркого золота, красного цвета придают особую торжественность изображаемому событию. Далеко не все художники поддерживали монархию и всё, что с ней было связано, но на тот момент это не показывалось в открытую. Но уже через несколько дней всё поменяется.

«Миропомазание Николая II в Успенском соборе», В. А. Серов, 1897 г.
«Миропомазание Николая II в Успенском соборе», В. А. Серов, 1897 г.

В честь коронации, как уже издавна было принято, народу выдавались подарки. Что же дарили в этот раз? Цветной платок Прохоровской мануфактуры с изображением кремля и государева герба, в который были связаны полфунта полукопченой колбасы (227 гр.), кулек с вяземским пряником, конфетами и орехами и фунтовая сайка (булочка). И самое главное, к платку прилагалась коронационная кружка.

-3
“Каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку” - А.С. Суворин. Журналист.

Кроме подарков была организована целая развлекательная программа. За несколько дней до торжества распространился слух о том, что подарки будут поистине «необыкновенными»: некоторые кружки изготовят из золота, а в некоторые вложат беспроигрышные лотерейные билеты. В результате на Ходынское поле съехались люди даже из самых отдалённых деревень. Толпа начала собираться ещё с вечера 17 мая (29 по новому стилю). Раздача подарков началась в 6 утра. На 4000 человек было заложено 23 минуты. Считается, что примерно за это время всё и произошло. Но, как итог, подарки так и не были розданы полностью.

В ходынской давке 18 мая (30 мая по новому стилю) погибло 1300 человек и около 500 получили ранения.

"Ходынка". В.Е. Маковский. 1899 г
"Ходынка". В.Е. Маковский. 1899 г
“Это ведь редко какая битва столько жертв уносит” - А.С. Суворин. Журналист

Николай II выделил семьям пострадавших по 1000 рублей единовременно и пособия, которые семьи получали вплоть до февраля 1917 года. 1000 рублей в то время приравнивается примерно сумме равной от 100 000 до 250 000 долларов на современные деньги!

На трагедию быстро отреагировали художники. Появились картины на данную тему. Мастера не хотели оставаться в стороне и так высказывали своё мнение и выражали горе. Картина «На Ваганьковском кладбище» или по-другому «Похороны жертв Ходынки», написанная в 1896 – 1901 гг. В. Е. Маковским ярко показывает весь ужас рассматриваемого события. Художник изображает большое количество погибших, которые ещё лежат на земле и их родных, которые не могут сдержать слёз от утраты. Краски были использованы более сдержанные и серые, это прибавляет эмоциональность.

«На Ваганьковском кладбище». В.Е. Маковский. 1901 г.
«На Ваганьковском кладбище». В.Е. Маковский. 1901 г.

Картина была выставлена на экспозиции ТПХВ (Передвижников) и почти сразу запрещена цензурой. 30 мая 1896 г. И. Е. Репин в одном из своих писем не смог не написать несколько строк об этом событии. Он утверждал, что именно в этот момент ему всё «опротивело». Это является показательным моментом, ведь один из ведущих художников того времени говорит о том, что именно это событие является катализатором для порождения негативного отношения к власти. Некоторые художники уже в те годы в открытую высказывались о несогласии с проводимой политикой. В 1897 г. А. И. Куинджи попал под домашний арест на два дня и отстранен от должности профессора после того, как поучаствовал в студенческой забастовке.

Подобные трагедии уже происходили в истории других стран, например, во время коронации королевы Виктории в Англии, когда погибло около 2500 человек. Интересно, что общество не стало обвинять королеву в этой катастрофе, в отличие от русского либерального общества, которое активно использовало события Ходынской давки в своих целях.