К самолётам Виталий Копьёв имеет отношение, точнее - он создаёт их модели и знает буквально всё об авиатехнике. А ещё он любит танки. И тоже знает о них, наверное, всё. Срочную службу он проходил в ВВС, обслуживал самолёты.
- В армии я убедился в одном: ничего романтического в лётном деле нет. Это тяжкий и во многом рутинный труд, - рассказывает Виталий Вениаминович.
В его квартире – сотни моделей танков, самолетов, автомобильной техники.
- Он мечтал стать лётчиком, - рассказывает Галина Дмитриевна Копьёва, супруга моделиста-конструктора. – Но накануне вступительных экзаменов в училище заболел желтухой. Потом мечта постепенно угасла, но интерес к военной технике остался. Это в нём просто неистребимо!
Виталий Копьёв в детстве ходил в авиаклуб.
- Мы занимались в подвальчике дома рядом с семнадцатой школой, где я учился, - рассказывает он.
В Советском Союзе всё начиналось с таких вот кружков, где мальчишки приобретали первичные навыки будущей профессии. Например, Герой Советского Союза Иван Васильевич Оглоблин в 30-е годы прошлого столетия был активным участником белорецкого аэроклуба. Мальчишки изучали авиатехнику и прыгали с парашютом.
Бывший начальник автошколы ДОСААФ Забир Ахибзянов просто горел идеей возродить белорецкий аэроклуб на базе заброшенного аэродрома. Но его никто не поддержал, кроме нашей газеты. Кстати, идея эта по-прежнему актуальна.
Рассматриваю модель вертолета Ми-24А.
- Посмотрите на кабину, - говорит Виталий Вениаминович. – На балкон похожа, да? А это Ми-24П. Кабина в виде шара. Он до сих пор летает. Хороший вертолет! Может, как и Ми-24А, боком летать, петли делать…
- Какая модель из вашей коллекции любимая?
- Ну, наверное, МиГ-29 из пилотажной группы «Стрижи».
Смотрю на изящную модель самолета и думаю: счастливый человек, у него есть увлечение, всегда есть цель - создать новую модель, которая бы полностью соответствовала оригиналу. До мельчайших подробностей! Увлечение обогащает жизнь, творчески насыщает ее. Увлеченные люди всегда счастливые. Я много писал о таких людях и могу свидетельствовать.
А еще они всегда добрые. Умельцы тратят массу времени и денег на закупку необходимых материалов и дальнейшее изготовление чего-либо. Жёны ворчат, но потом смиряются.
Внизу на полке вижу немецкие самолеты времён Великой Отечественной войны.
- «Хейнкель-111», - комментирует моделист. – Основной бомбардировщик немецкой армии. Рядом «Юнкерс-88». А это «Хейнкель-219». Видите, он усатый? Это ночные антенны, радиолокаторы. Первый самолет с системой катапультирования. А вот хваленый Ф-16-й, - произносит он несколько иронично.
Рядом стоит русский Су-27. Модели выполнены в одном масштабе, но наш самолет раза в два больше.
Виталий Вениаминович не может точно сказать, сколько у него моделей самолетов и прочей техники. Зачем считать? Он сделает очередную модель, поставит на полку и радуется. Радость –
главная цель любого творчества.
Переходим к танкам. Передо мной - знаменитый Т-14 «Армата». Даже в уменьшенном виде он выглядит величественно. Дальше - самый известный танк войны Т-34.
Модели собираются из специальных наборов. Не следует думать, что речь идет о некоем конструкторе: работа по сборке техники очень кропотливая.
Виталий Вениаминович показывает модель танка Т-34-76, который использовался в начале войны. Замечаю, что пушечный ствол у него очень короткий. Спрашиваю - почему?
- А большая пушка не нужна была в начале войны, - отвечает он и переходит к моделям первых немецких танков. – Посмотрите, какие маленькие в сравнении с нашей техникой. Хотя масштаб одинаковый.
Действительно, зачем палить по такой мелкой технике большим калибром, как по воробьям из пушки.
- Уже потом у немцев появились большие «Тигры», соответственно – и у нас большие пушки на танках.
Рассматриваем модель быстроходного советского танка серии БТ.
- У него снимались гусеницы, и танк на колесах несся по шоссе со скоростью под сто километров в час, - уточняет моделист-конструктор. - Смотрели фильм о трёх танкистах? Так вот, они на бэтэшке ездили.
Сейчас на СВО воюет танк Т-90, его модель тоже есть у Виталия Копьёва.
- Там используют не только Т-90, но и Т-80 с газотурбинным двигателем, и Т-72, - Виталий Вениаминович поочередно показывает модели танков.
- Что это за штучки? - спрашиваю я моделиста-конструктора, показывая на части конструкции в виде труб возле пушки.
- Это так называемые дымовушки, - отвечает моделист. – Чтобы создавать дымовую завесу во время боя. А эта труба необходима для подводной езды, - он показывает на другую деталь. – Называется она шноркель. Придумали немцы.
Вспомнил, как один участник СВО, с которым я встречался, говорил, что зря мы хаем западную технику, не такая уж она и плохая. И воюет неплохо. Как говорил боец, шапкозакидательство на войне неуместно. А вот что российская военная техника более вынослива и приспособлена к самым суровым климатическим условиям - это другой разговор.
Парадоксально: Россия противостоит более пятидесяти странам и спокойно выдерживает эту нагрузку. Значит, есть огромный запас прочности, заложенный ещё в советские годы. А главное -
есть характер народа, который выражается в простой формуле: мы можем простить всё, кроме высокомерия. А западные страны демонстрируют в отношении России крайне высокомерную политику. Впрочем, я отвлёкся.
- Это ГАЗ-АА, - говорим с конструктором уже о моделях автомобильной техники. – В принципе, это «Форд», у него даже значок на фордовский похож…
Рассматриваем другую модель из серии ГАЗ с деревянной кабиной:
- Металла тогда в стране не хватало, - поясняет Виталий Вениаминович.
Он берет в руки модель автомобиля ЗИС.
- Это Захар, - поймав моё недоумение, уточняет: - Так эту машину шоферы называли. Даже Захаром Ивановичем величали.
Виталий Копьёв делает и модели кораблей. Повторюсь: он человек увлечённый.
Напоследок он достает с полки модель современной машины «Брэдли». Да, это та самая боевая машина пехоты, за уничтожение которой на передовой спецоперации нашим солдатам даются дополнительные премии и награды.
А буквально вчера он закончил работу над моделью самолета Су-25.
- Это рабочая лошадка! – и моделист подробно рассказывает о вооружении этого самолета.
Узнал от Виталия Вениаминовича, что сейчас появились новые машины, еще более страшные для наших врагов.
Он даст себе немного времени на отдых и приступит к созданию очередной модели. Пока не говорит, что именно хочет сделать, но глаза уже горят. Обещал показать.
Игорь Калугин. Фото Ильи ПАНЧЕНКО.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab