Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Кризис планирования. Почему задерживают рейсы даже после снятия плана «Ковер»?

Оглавление

Авиационный коллапс, который поразил российские аэропорты на фоне массовых атак ВСУ, привел к длительным задержкам рейсов. Но даже после снятия ограничений россияне часами ждут вылетов самолетов. Почему это происходит и с какими еще сюрпризами могут столкнуться туристы — рассказали эксперты.

На фоне увеличившегося числа атак беспилотников в ЦФО ограничительные меры, которые вводятся в аэропортах, могут стать регулярными. Источник: 1MI
На фоне увеличившегося числа атак беспилотников в ЦФО ограничительные меры, которые вводятся в аэропортах, могут стать регулярными. Источник: 1MI

Юлия Литвиненко

С начала мая российские регионы столкнулись с беспрецедентными по своей интенсивности атаками украинских БПЛА. Так, например, с 20 по 23 мая вне зоны спецоперации, как сообщали в Минобороны РФ, уничтожены 788 беспилотников, что ставит налет в один ряд с рекордной атакой 6–7 мая.

Все это неизбежно отражается на работе аэропортов в центральной части России, ограничения в которых вводятся все чаще. Коллапс начался в преддверии празднования Дня Победы, 9 мая 2025 года, когда были впервые введены масштабные ограничения, особенно в московском авиаузле. Это привело к массовым отменам и задержкам рейсов, а также к перенаправлению самолетов на запасные аэродромы.

Однако и после окончания ограничений лайнеры еще долгое время не могут вылететь из московских аэропортов, тем самым отнимая у туристов драгоценные дни отдыха.

Впрочем, по словам экспертов, длительное ожидание — это еще не самое страшное, что ждет путешественников.

Массовые атаки украинских БПЛА парализуют работу аэропортов в центральной части России. Фото: 1MI
Массовые атаки украинских БПЛА парализуют работу аэропортов в центральной части России. Фото: 1MI

Небо открыто, но самолеты не летят — почему?

По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артура Мурадяна, такая ситуация складывается по трем причинам:

  1. Зарубежные компании редко прилетают в Россию со сменным экипажем (или дополнительным персоналом). Эксперт пояснил, что количество членов экипажа планируется «под разворот» или с учетом необходимости работы второй команды, но не третьей. Время работы экипажа выходит — авиакомпаниям приходится ждать, когда пилоты будут готовы снова «сесть за руль».
  2. Градус непредсказуемости повышается из-за посадки на запасных аэродромах, откуда самолеты также не могут вылететь хотя бы в изначальный аэропорт прибытия.
  3. Ни авиакомпании, ни аэропорты не знают, когда закончится действие плана «Ковер» и испытывают кризис планирования.

При этом последняя причина часто приводит к тому, что пассажиров не могут расселить в гостиницах.

«Авиакомпании находятся в постоянном ожидании возможности вылета и просто не могут увезти пассажиров далеко от аэропорта, если есть хоть какая-то возможность выполнить рейс», — пояснил Мурадян.

И хотя это влечет за собой длительные задержки, пассажирам все равно следует четко отстаивать свои права: ответственность за обеспечение их комфорта лежит не на туроператорах, а на авиакомпаниях, которые должны предоставлять услуги в соответствии с Федеральными авиационными правилами, подчеркнул вице-президент АТОР.

Ранее «НИ» писали, на что может рассчитывать пассажир задержанного рейса.

Кейс Turkish Airlines: почему зарубежным перевозчикам проще отменить рейсы

Ранее российские путешественники столкнулись с неприятным сюрпризом: из-за вводимых в московских аэропортах ограничений на полеты крупная авиакомпания Turkish Airlines начала массово отменять рейсы — как на прилет, так и на вылет.

Авиаперевозчик 28 мая отменил пять рейсов и задержал более десяти. Некоторые самолеты вылетели на 8-12 часов позже, чем планировалось.

В АТОР сообщали, что в этот раз сбои в расписании были менее существенными, чем перед вторыми майскими праздниками.

  • В начале мая, как сообщалось, более 15 000 человек коснулась отмена рейсов турецких авиакомпаний — Turkish Airlines и Pegasus Airlines. Согласно онлайн-табло аэропорта Внуково, на 8 мая были отменены 31 рейс из/в Москву, а также восемь ночных рейсов на 9 мая. В расписании оставались только перелеты в Стамбул. Тогда же более 1 500 туристов не смогли вылететь из Турции обратно в Россию.
Ранее авиакомпания Turkish Airlines временно отменяла рейсы в Москву из-за ограничений в столичных аэропортах. Фото: 1MI
Ранее авиакомпания Turkish Airlines временно отменяла рейсы в Москву из-за ограничений в столичных аэропортах. Фото: 1MI

В том, что некоторым авиакомпаниям зачастую проще отменить рейс, чем выполнять его в условиях нестабильного расписания, нет ничего удивительного. По словам Артура Мурадяна, это объясняется рядом факторов.

Прежде всего, это финансовые потери из-за задержек. Самолеты простаивают в ожидании взлета или посадки, приходится выполнять дополнительные маневры (например, кружить в зоне ожидания или менять маршрут). Это приводит к увеличению расхода топлива и износу техники. Экипажам нужно платить за переработку, а летный состав вырабатывает допустимое время нахождения в воздухе.

Другая причина — логистический хаос. Дело в том, что любая задержка запускает «эффект домино» — изменения в расписании ведут к переговорам с аэропортами о новых слотах, переносу стыковочных рейсов и выплате компенсаций пассажирам. В итоге подобные затраты намного выше, чем разовые убытки из-за отмены.

Наконец это репутационные потери. По словам эксперта, пассажиры легче воспринимают отмену рейса за сутки, чем вынужденное многочасовое ожидание без гарантии вылета.

Из-за ограничений в аэропортах могут подскочить цены на билеты

На фоне увеличившегося числа атак беспилотников в ЦФО ограничительные меры, которые вводятся в аэропортах, могут стать регулярными, предполагают специалисты. По мнению независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, для авиакомпаний это означает необходимость в оперативной переориентации маршрутов, переброске экипажей и наземного персонала, увеличении затрат на наземное обслуживание в альтернативных аэропортах.

Соответствующие издержки очень скоро могут быть компенсированы за счет резерва, но при регулярном повторении неизбежно будут заложены в тариф.

Специалист пояснил, стоимость билета складывается не только из прямых издержек (топливо, зарплата персонала, обслуживание), но также из оценки рисков: от колебаний спроса до операционных сбоев. Для россиян снижение количества рейсов может привести к резкому подорожанию билетов и ухудшению доступности перелетов на региональных направлениях. Что касается маршрутов с пересадками, то там возможен рост затрат из-за увеличения времени в пути, возможных визовых и транзитных требований.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов:

«Сам рост цен на авиабилеты в 2025 году неизбежен — ожидается повышение стоимости минимум на 15% по сравнению с тарифами лета 2024-го, особенно в июле и августе. Кроме того, с 10 января все российские авиакомпании обязаны предоставлять 50% скидку на авиабилеты для детей в возрасте от двух до 12 лет на внутренних рейсах. Скидки предоставляются за счет перевозчика, это также может привести к повышению цен на билеты для остальных категорий пассажиров, поскольку авиакомпании будут компенсировать потери за счет других тарифов».
По мнению эксперта, рост цен на авиабилеты в 2025 году неизбежен. Фото: 1MI
По мнению эксперта, рост цен на авиабилеты в 2025 году неизбежен. Фото: 1MI

По словам специалиста, если практика ограничений работы аэропортов из-за атак дронов будет продолжаться, то авиаперевозчикам придется закладывать страховые и операционные издержки в каждое направление, что в итоге отразится на средней стоимости билетов.

«Пассажирам стоит быть готовыми к тому, что в ближайшие месяцы цена билета будет отражать не только маршрут и сезон, но и уровень неопределенности — как внешнеполитической, так и внутренней», — считает Тузов, добавив, что авиабилеты в страны продолжают дорожать, несмотря на укрепление рубля.

План «Ковер» за неделю вводился в аэропортах 12 городов

За период с 25 по 30 мая, согласно данным Росавиации, план «Ковер» вводился в 15 аэропортах страны. Так, в столичных Внуково (7), Домодедово (8), Жуковском (9) и Шереметьево (2) ограничения вводились 26 раз.

План «Ковер» также действовал в воздушных гаванях:

  • Владимира;
  • Калуги;
  • Нижнекамска;
  • Костромы;
  • Ярославля;
  • Череповца;
  • Нижнего Новогорода;
  • Иваново;
  • Вологды;
  • Тамбова;
  • Саратова.

---