Иногда ловлю себя на мысли, как смешно и тревожно наблюдать за малышом, который решительно закатывает истерику бабушке в магазине или откровенно игнорирует просьбу дедушки. «Откуда это?» – проносится в голове. Уважение к старшим – не врожденный инстинкт, это тонкий узор, который плетется годами, ниточка за ниточкой, через наши повседневные действия и слова. И главное, что могу сказать: это не про зажатые «здрасте» и «до свидания», а про глубину настоящей связи и понимания.
Уважение начинается с зеркала (или «Какой пример мы показываем?»)
Вспоминаю соседского мальчишку лет пяти. Как-то раз его мама отчитывала при нем свою маму (бабушку малыша) за то, что та «по-старинке» кутала ребенка. Фразы были резкие, тон — раздраженный. Через пару дней наблюдаю сцену: тот же малыш кричит на бабушку: «Отстань, все делаешь не так!». Соломоново решение? Совпадение? Едва ли.
Дети – невероятно талантливые «пародисты». Они впитывают не наши нравоучения, а то, как МЫ ведем себя с нашими родителями, пожилыми соседями, врачом в поликлинике, кассиром в магазине.
Что могут увидеть наши дети в нашем зеркале?
- Наше общение с бабушкой/дедушкой: Звоним ли мы просто так, не только когда нужна помощь с ребёнком? Говорим ли терпеливо, даже когда приходится повторять одно и то же несколько раз? Уважаем ли их решения и опыт (даже если выбор штор нам не нравится)?
- Наше поведение «в мире»: Как мы здороваемся с консьержкой? Благодарим ли официанта? Помогаем ли донести сумки человеку на костылях? Эти мелочи для ребенка — большой урок.
- Наши слова «за спиной»: Самая коварная ловушка! Обсудили при ребёнке, какой «занудный» дядя Вася в гостях или как «устарели» методы воспитания тёти Маши? Знайте: для ребенка это сигнал, что говорить об старших непочтительно – нормально.
Получается, первый и главный шаг к уважительному ребенку – честно посмотреть на себя. Сложно? Ещё как! Но это фундамент, без которого остальное может быть построено на песке.
Говорим, объясняем, разбираем: Уважение – это узнавание
Малыши часто задают прямые и неудобные вопросы про пожилых людей: «Почему эта бабушка так странно ходит?», «Почему у дедушки такие пятна на руках?», «Он волшебник? (про человека с седыми вихрами)». Эти моменты – золотые! Не шикать, а объяснять.
Уважение рождается из понимания и знания. Ребенку нужно помочь разглядеть за седыми волосами и морщинами яркую личность, богатый опыт, пережитые истории.
Как донести эту идею?
Вот что работало у меня и у знакомых:
- Оживляем абстракцию: Вместо абстрактного «Нужно уважать старших!» – истории. «Знаешь, дедушка в молодости строил этот мост, по которому мы едем!», «У твоей бабушки в 17 лет уже была эта потрёпанная книжка – она её спасла во время войны». Фотографии молодости бабушек-дедушек – просто клад! Сравните: «Это дедушка Вася, а это он же на мотоцикле в 25 лет! Круто, да?»
- Связываем прошлое с настоящим: «Вот этот фонарь придумали давно, такие же светили бабушке, когда она ходила в твоём возрасте в школу» – так история становится ближе.
- Обсуждаем чувства: «Представь, как бабушке грустно, если её не пригласить за общий стол?» или «У дедушки от двигателя на даче очень болят руки сегодня, поэтому давай вместе поднесем ведро?». Это учит видеть другого человека и сопереживать.
- Читаем вместе: Книги, где герои проявляют уважение к старшим, или где показаны теплые отношения между поколениями («Бабушка на яблоне», «Пеппи Длинныйчулок и её бабушка», сказки). Анализируем их.
Это не скучные лекции, а искренние разговоры, которые происходят по дороге из садика, за ужином, во время поездки к бабушке. Важно показать, что старшие – не просто «пожилые люди», а личности с биографиями.
От слов к делам: Практика уважения каждый день
Знания – это здорово, но уважение воспитывается действием. Оно как мышца: нужно постоянно тренировать. Вот несколько вполне реальных «упражнений», которые легко встроить в жизнь:
Однако важное предупреждение: Эти действия должны органично вплетаться в жизнь семьи, а не проводиться под девизом «Сейчас мы с тобой поуважаем бабушку!». И они должны быть под силу ребенку по возрасту.
- Маленькие помощники (3-6 лет): «Давай вместе отнесем чай любимой бабуле!» (Ребенок несет ложку или салфетку). «Помоги вытереть пыль для дедушки на его любимой полке». Акцент на том, что он делает что-то приятное близкому человеку.
- Создаем традиции (6+): Не просто прийти в гости, а вместе с ребенком ПРИГОТОВИТЬ (пусть даже простейшую часть) что-то эдакое к приходу бабушки/дедушки (печенье «сюрприз», нарисовать открытку-пояснение к подарку). Традиция звонить бабушке «просто так» только по средам вечером и рассказывать за день.
- «Твой проект» (9+): Поработать с семейным архивом (разобрать старые фото, сделать альбом с комментариями). Записать рассказ дедушки про его детство или работу (можно в формате аудио или даже сделать записную книжку «Истории моего деда»). Помочь освоить новое приложение на телефоне *терпеливо*.
- Ответственный за благодарность: Пусть ребенок (после подарка, приема в гостях, помощи) САМ (под руководством, если маленький) позвонит, напишет сообщение или скажет спасибо. Не вместо вас, а ОТ СЕБЯ.
- «Твой вклад»: Помочь выбрать подарок старшему члену семьи к празднику, основываясь на его интересах («Бабушка любит жёлтый цвет, давай ей жёлтые тюльпаны?», «Дедушка коллекционирует марки, тут есть крутая старая марка!»).
Эти действия делают уважение осязаемым. Ребёнок видит результат своих стараний – радость, улыбку своего старшего родственника.
Когда сложно: Прощаем и учимся вместе
Давайте откровенно: не всегда всё получается гладко. Ребёнок может нагрубить, забыть позвонить, нахмуриться при встрече с незнакомой пожилой дамой. И это нормально! Уважение – сложный навык, который требует практики и терпения с обеих сторон.
Уже много говорили о «слово», но и «взгляд» важен: замечайте малейшие проявления уважительности! Не воспринимайте их как данность.
Как реагировать на промахи:
- Без публичной ругани: Отвести в сторону, а не кричать при всех: «То, что ты сейчас сказал тёте Зое, может её обидеть. Давай обсудим?».
- Фокус на чувствах и последствиях: Не «Ты плохой, ты не уважаешь!», а «Когда ты забываешь помочь бабушке донести сумку, ей приходится очень тяжело, ей больно» или «Твое резкое слово сильно расстроило дедушку, посмотри, ему сейчас грустно».
- Придумываем «исправление»: «Как думаешь, что мы можем сделать сейчас, чтобы бабушка не обиделась?» (Предложить свою идею только если ребенок в ступоре: «Может, нарисуешь ей открытку-извинение?»).
Важно помнить и о себе: иногда реакции старших родственников бывают слишком резкими или обидными для ребенка или нас самих. Нужно уметь защищать психологические границы спокойно, не теряя уважения в своей речи («Мама, пожалуйста, не повышай на Сашу голос, я с ним сама поговорю»). Это показывает ребенку и уважение СЕБЯ.
Уважение к другим – начало
Интересно, что уважение к *своим* родным старшим часто становится фундаментом для уважения к чужим пожилым людям – соседям, ветеранам, пенсионерам в транспорте. Ребёнок, осознавший, что каждый пожилой человек – это книга с историями, охотнее уступит место или возьмет за руку на переходе. Помню мальчика лет 8, который уступал место всем пожилым людям абсолютно автоматически, с такой лёгкостью. Как выяснилось, он с колыбели видел, как это делает его мама, а потом стал делать вместе с ней – и это вошло в привычку, став частью его личности.
Научить уважению – это не быстрый чек-лист на неделю. Это путь, на котором мы сами часто учимся терпению, пересматриваем свои реакции и неидеальные модели поведения. Но когда видишь, как твой ребёнок искренне обнимает дедушку, радостно рассказывает тётке тёте о своих школьных новостях или просто с теплом говорит о пожилой учительнице – понимаешь: усилия стоят того. Это вклад в будущие отношения и самого ребёнка, и в то общество, где старость будет встречать не безразличие, а теплое человеческое участие и простую благодарность.