Найти в Дзене

Цифровой контракт в системе ЭДО с модулем автоматического арбитража AD HOC часть 1

Появление вычислительных машин, их объединение в сети с последующим появлением Интернета это существенный фактор цивилизационного развития человечества как вида, соизмеримый по своим последствиям с неолитической революцией. Вместе с ростом системы научного познания мира и развития технологий, Интернет является фундаментальной частью Научно-технической революции, изменившей линию развития человечества. Данное изменение было предсказано В. Вернадским в его работах по переходу от биосферы к ноосфере, где он выделял в числе прочих существенных факторов не только рост науки, но и развитие информационных технологий, свободный и моментальный обмен информацией и создание единой информационной среды всего человечества. В работе «Научная мысль как планетное явление» [[1]] он указывает (выделения в соответствии с авторским текстом): Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества. [там же гл. 1. 11] Это
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Появление вычислительных машин, их объединение в сети с последующим появлением Интернета это существенный фактор цивилизационного развития человечества как вида, соизмеримый по своим последствиям с неолитической революцией. Вместе с ростом системы научного познания мира и развития технологий, Интернет является фундаментальной частью Научно-технической революции, изменившей линию развития человечества.

Данное изменение было предсказано В. Вернадским в его работах по переходу от биосферы к ноосфере, где он выделял в числе прочих существенных факторов не только рост науки, но и развитие информационных технологий, свободный и моментальный обмен информацией и создание единой информационной среды всего человечества. В работе «Научная мысль как планетное явление» [[1]] он указывает (выделения в соответствии с авторским текстом):

Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества. [там же гл. 1. 11]

Этот процесс -полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете. [там же гл. 2. 14]

Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [там же гл. 2. 14]

…человечество может чрезвычайно расширить свою силу и влияние в биосфере - создать для ближайших поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни. Такое новое направление государственной деятельности, задача государства, как формы новых мощных научных исканий, мне представляется неизбежным следствием, уже в ближайшем будущем из переживаемого нами исторического момента, превращения биосферы в ноосферу. Это - неотвратимый геологический процесс… [там же гл. 4. 67]

Ключевым фактором является не только возможность ввода, сохранения, поиска и получения информации из системы, но и глобальность самой системы обмена информацией, ее единые стандарты и возможность трансграничного обмена информацией, то есть формирование единого информационного пространство всего человечества, объем доступной информации и скорость обмена информацией в которой достигли принципиально недостижимых ранее показателей, а системы поиска обеспечивают доступность информации из всего объема в кратчайшие сроки. Для целей настоящего исследования не рассматриваются механизмы ограничений (цензуры), вводимые отдельными странами, механизмы целенаправленного влияния на представление информации по запросам и другие механизмы искажения, вносимые в информационное пространство целенаправленно и/или неумышленно. Существенным является именно общепланетарная, трансграничная информационная среда и система работы с информацией, основанная на единых технологических принципах, оказывающая существенное системное, институциональное и цивилизационное влияние на человечество в целом.

Темой исследования автор выбрал «Цифровой контракт в системе ЭДО с модулем автоматического арбитража AD HOC».

В понимании автора цифровой контракт может рассматриваться как формальная программа, т.е. четко определенная последовательность действий участников сделки, а электронная система документооборота (ЭДО) одновременно выполняет роль среды исполнения такой программы и источник исполняемых подпрограмм (набора специализированных библиотек), к которым обращается цифровой контракт как программа. В настоящее время модуль автоматического арбитража AD HOC отсутствует в числе доступных подпрограмм - библиотек и задачей, которую автор ставит перед собой в рамках исследования, является обоснование необходимости такого модуля, формального доказательства возможности его функционирования в рамках правовой системы и разработки внутренних алгоритмов вызова и исполнения этого модуля.

На основании предложенного подхода в рамках исследования будет предложена процедура автоматизированного составления цифрового контракта, отслеживания его исполнения путем фиксации фактов, имеющих юридическое значение и при неисполнении одним из участников контракта - запуск автоматической процедуры рассмотрения спора и вынесения решения без участия человека.

Для целей настоящего исследования была выбрана узкая тема интернет-коммерции в секторе B2B в правовом поле Российской Федерации и обоснование возможности использования механизмов досудебного и предсудебного рассмотрения споров между участниками интернет-сделок без участия человека, а исполнение принятого решения без участия государства.

Актуальность выбранной темы исследования связана одновременно с несколькими факторами:

Стремительный рост количества интернет-сделок в целом и в секторе B2B в частности, влечет за собой необходимость обеспечения правовой защиты интересов участников таких сделок, но на текущий момент ни специального регламента рассмотрения таких сделок, ни процедуры цифровой фиксации фактов, имеющих юридическое значение для целей рассмотрения споров в Российском правовом поле не выработано, т.е. имеется высокая степень правовой неопределенности и большое количество коллизий, а количества судей, которые могут рассматривать такие сделки в государственных судах в установленные законом сроки в государственных арбитражных судах недостаточно;

В мировой практике, в первую очередь в Китайской Народной Республике, уже разработаны и используются правила рассмотрения споров Интернет-судами и Интернет-трибуналами, в том числе и без участия человека. Поскольку Китайская Народная Республика не только является мировым лидером в сфере интернет-торговли, но и стратегическим партнером Российской Федерации, необходимо разрабатывать процедуры имплементации опыта КНР в сфере рассмотрения интернет-споров в российское правовое поле и учитывать технические аспекты для обеспечения унификации процедур и возможности защиты как российских, так и зарубежных участников интернет-сделок, совершенных в юрисдикции Российской Федерации;

В настоящее время ведется работа над законопроектом «О платформенной экономике в Российской Федерации» (Разработчик: Минэкономразвития России, ID проекта:152517 [[2]] и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации» (Разработчик: Минэкономразвития России ID проекта:152635), что означает признание актуальности данной темы на уровне Государства в целом и ключевого министерства – Министерства экономического развития Российской Федерации, в том числе обращение внимание на процедуру предсудебного рассмотрения споров по интернет-сделкам, заключаемым на посреднических цифровых платформах (ПЦП).

Глава 1 Интернет-коммерция в сегменте B2B

1.1. Предыстория вопроса

1.1.1. Поскольку Интернет, как информационное пространство это не только, и, возможно не столько, отдельные компьютеры, но главное это система передачи информации (сети и протоколы), в качестве первого этапа, предшествующего появлению Интернета можно отметить SAGE (Semi-Automatic Ground Environment) – первую крупномасштабную (на большую часть страны) американскую систему противовоздушной обороны, которая была развернута в 50-е годы прошлого столетия Программа разрабатывалась с конца 40-х годов, утверждена в 1954, принята на вооружение в 1964 году и прекращена официально в 1980 году, хотя отдельные центры продолжали использоваться до 1983 года. В настоящее время действует разработанная с использованием полученного опыта система NORAD (Американо-канадская система аэрокосмической обороны. Срок службы данной системы демонстрирует важность сетей и протоколов для обороноспособности страны и дал толчок к коммерциализации компьютерных сетей, в частности именно на основе опыта SAGE был реализован в ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network), проект Управлений перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). ARPANET считается прототипом и предшественником Интернета, хотя первоначально это был оборонный исследовательский проект, для отработки системы взаимодействия различных пользователей посредством каналов связи и цифровых форматов представления данных, в первую очередь для исследования возможности устойчивой системы связи и шифрования (в 1975 году ARPANET была подключена к Агентству военной связи (Defense Communications Agency). На основании полученного опыта из сети ARPANET была выделена отдельная сеть MILNET в 1983 году, а сама сеть ARPANET прекратила своё существование в июне 1990 года. [] [] [].

1.1.2. В СССР, параллельно с военными сетями обмена данными, с 1962 года разрабатывалась гражданская сеть Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС) под руководством Академика Глушкова В.М. В соответствии с принятой в СССР двухконтурной системой экономики, разработанной Струмилиным С.Г., данная сеть предполагала получение оперативной информации о состоянии складских запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях и должна была по замыслу авторов обеспечить не только получение статистической информации для анализа исполнения планов, но и формирование прогнозов, управление ресурсами и обеспечение эффективности народного хозяйства. [][][]

Техническую основу ОГАС должна была составить Единая государственная сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ). Предполагалось формирование узлов сети в виде 100 крупных центров в больших городах, между которыми должны были быть проложены широкополосные каналы связи, по которым собиралась информация от более, чем 20 тысяч отдельных предприятий с последующей возможностью расширения. []

Во многих источниках отмечается, что данный проект не был реализован из-за неполучения финансирования в 1970 году, но по оценкам специалистов реальным препятствием для его реализации были следующие:

Бюрократические, данный проект лишал многие инстанции и ведомства власти, поскольку информация должна была собираться и предоставляться напрямую, минуя цепочку посредников;

Технические, поскольку к указанному времени были приняты решения об отказе от собственных разработок ЭВМ и переходу на стандарты IBM 360, т.е. государство не могло обеспечить себя самостоятельно аппаратной частью системы;

Линии связи министерства Обороны СССР и линии связи гражданского сектора имели недостаточную пропускную способность и в целом их просто не хватало для обеспечения обмена информацией даже в телексном режиме;

Тем не менее, именно ОГАС можно считать первой в мире концепцией управления народным хозяйством с использованием компьютеров, объединенных в единую сеть и первой концептуально невоенной модели использования ЭВМ и их объединений в единую сеть в государственном масштабе.

1.1.3. После прихода к власти в 1970 году в Чили Президент Альенде принял решение о разработке системы управления экономикой в режиме реального времени на основании телексных линий связи, по которым информация с 500 предприятий должна была передаваться в комнату управления, которую предполагалось разместить в Президентском дворце. Для реализации проекта был приглашен и дал согласие британский специалист Стаффорд Бир, который и стал разработчиком проекта «Project Cybersyn» (Проект Киберсин).

В связи со свержением Президента Альенде в 1973 году проект был прекращен, поскольку Генерал Пиночет посчитал данный проект неинтересным и ненужным.

Тем не менее, именно проекты ОГАС и Киберсин во всем мире рассматриваются как первые попытки организации управления экономикой в масштабах целых стран и как проекты невоенного использования компьютерных систем и сетей связи.

Таким образом, первый этап развития компьютерных сетей в период с середины 50-х до конца 80-х проходили под эгидой государственных структур и в пределах одной страны даже на уровне концепций. Участия частных компаний и, тем более, частных лиц в разработке и, тем более, управлении таких сетей не подразумевалось ни в США, ни в Европе, ни в СССР или других соцстранах.

1.1.4. С разработкой и утверждением форматов передачи данных TCP/IP (1974 год), ARPANET в 1983 году перешел на этот протокол и после выделения из него военного сегмента стал первой гражданской платформой.

В 1989 году была принята концепция WWW. Тим Бернерс-Ли (Великобритания) предложил концепцию Всемирной паутины (World Wide Web, WWW), которая стала основой для удобного доступа к информации через Интернет. К этому времени доработана система передачи цифровых пакетов по обычным каналам связи (телефонным линиям) с использованием специальных устройств – модемов с минимально приемлемой скоростью 1 200 – 9 600 Бит/с (Протокол V90 со скоростью передачи данных до 56 кбит/сек принят только в 1998 году).

После создания мировой компьютерной сети (отдельных ее узлов и каналов связи) ARPANET, основанный на выделенных каналах в 1990 году прекращает свое существование, а в 1991 году запущен первый общедоступный вебсайт.

В период 1989–1991 годов WWW была экспериментальной технологией, доступной только для узкого круга исследователей. Массовое распространение WWW началось позже, в 1993–1994 годах, с появлением графических браузеров (например, Mosaic) и ростом числа веб-серверов

1.1.5. Первая сделка в Интернете была совершена 11 августа 1994 года. В этот день была продана первая в истории покупка через Интернет — альбом Ten Summoner's Tales музыканта Стинга. Покупку совершил 21-летний американец Дэн Кон, который использовал для этого сайт NetMarket, один из первых интернет-магазинов.

Именно с этого момента ведет отсчет эра Интернет-коммерции.

С этого момента Интернет реально стал частью современной экономики, а не только частью оборонных систем или систем обмена данных между научными организациями. Тридцатилетие интернет-торговли праздновали в прошлом, 2024 году все участники этого сектора, но многие современники даже не предполагают, что интернет-торговле, да и самому Интернету всего-то чуть больше 30-ти лет, в нашем сознании он уже занял место наравне с колесом, сельским хозяйством, электричеством, водоснабжением и канализацией. Без Интернета современный человек уже не может, отключение интернета даже на короткий срок воспринимается как ЧП.

1.2. Коммерциализация интернета. Мировой опыт

1.2.1 Поскольку исследование посвящено интернет-коммерции в сегменте B2B, автор не уделяет значительного внимания развитию электронной почты и цифровых СМИ, равно как и иных ресурсов информационного и развлекательного характера. Однако рассматривает аспекты организации обмена коммерческой информацией между хозяйствующими субъектами, в том числе справочного и рекламного характера, созданием сайтов компаний в сети интернет (Dot.com) и первых интернет-платформ для совершения коммерческих операций.

1.2.1 Как уже отмечалось выше, до появления интернет-браузеров удобство использования сети Интернет, а как следствие его ценность для бизнес-сообщества была минимальна, а его использование было ограничено теми участниками, которые либо были связаны с государством и использовали интернет по его указаниям, либо теми, кто принимал участие в развитии различных информационных технологий и уже на этом этапе имел возможность оценить перспективы этих технологий и интернет-среды в целом.

Хотя начальный период развития интернета совпал с критическими изменениями в Российской Федерации, его потенциальную ценность, как и ценность информационных технологий в целом оценили и представители государства, и представители бизнеса, но в максимальной степени специалисты информационных технологий (программисты, лингвисты, экономисты и т.д.) в силу того, что в наследство от СССР Российской Федерации достался огромный задел в сфере информационных технологий и большое количество квалифицированных кадров, а смена политической формации и экономической модели позволили использовать эти ресурсы (в первую очередь интеллектуальные) без оглядки на существующую производственную инфраструктуру. Как говорят, «Не было бы счастья, да несчастье помогло», поэтому в РФ развитие современной экономической среды происходило параллельно с развитием цифровых технологий и интернета. Если в 1987-88 годах автор писал программу для ЭВМ ЕС10-30 (аналог серии System/360) на перфокартах, то с 1989 года лично использовал персональные компьютеры работая в Комиссии по земельной политике Моссовета и наблюдал за разработкой и внедрением сначала внутренней сети для обмена документами, а позже такой сети между разными учреждениями Московского Правительства, например обмен данными между Моссоветом и Московским комитетом по землепользованию и другими организациями.

Позднее, в начале 90-х годов автор, работая в банке наблюдал и лично принимал участие в настройке локальной сети банка, объединения в единую сеть информационных сетей нескольких банков и настраивал канал передачи данных в ЦБ РФ с использованием модемов.

Таким образом можно со всей ответственностью заявлять, что цифровизация и использование интернет-технологий по обмену данными в Российской Федерации в рассматриваемый период времени соответствовал общемировому уровню и до настоящего времени это направление имеет государственную поддержку и поддержку со стороны бизнеса и науки.

1.2.2. Американский рынок середины 90-х начала 2000-х практически полностью описывается историей «пузыря» ДОТКОМ (The Dot Com Bubble) и его обвалом. В указанный период, после появления на рынке графических интернет-браузеров MOSAIС (1993 год), Netscape Navigator (1994 год), Microsoft Internet Explorer (1995 год) благодаря которым использование интернета стало доступным для конечных пользователей и интуитивно понятным. Как следствие, огромное количество различных компаний в буквальном смысле бросились создавать свои сайты и только за счет их наличия повышали свою капитализацию и выходили на IPO.

Именно в этот момент времени в интернете начинается реальная коммерческая деятельность, ориентированная на физических лиц (B2C) и на юридических лиц (B2B). Хорошо известна история компании AMAZON.COM (основана в 1994 году) и eBAY (основана в 1995 году). Менее известна история самого старого ресурса «Thomas Register of American Manufacturers» который издавался с 1898 года в бумажной форме. С середины 1990-х перешел в интернет, с 2006 года отказался от бумажной версии своего издания, но до настоящего времени успешно представляет информацию для покупателей именно промышленного сегмента на своем сайте http://www.thomasnet.com/

Рисунок 1 Сайт поисковой системы "Thomas"

Фактически, в указанный период времени можно выделить три направления развития бизнеса в сфере Интернета:

· Бизнес по разработке сайтов и презентации компаний в сети Интернет как самостоятельное направление. Именно это направление создало пузырь ДОТКОМОВ и повлекло за собой обвал рынка в начале 2000-ных;

· Перенос существующего бизнеса в интернет и его расширение за счет увеличения охвата аудитории и сокращения времени на взаимодействие. В первую очередь это касается биржевых брокеров или компаний, представляющих информационные услуги, как указанный выше Thomasnet®;

· Новый бизнес в сегменте B2C, ставший возможным за счет снижения стоимости транзакций, общенациональной, а позднее общемировой доступности товаров для покупателей и незначительной стоимости чека, из-за чего даже неоплата отдельных заказов компенсировалась многократным увеличением объемов продаж по данному каналу. Представителями этого направления являются Amazon и eBay, а также аналогичные интернет-магазины, многие из которых в той или иной форме существуют и до настоящего времени.

Поскольку основным драйвером рынка ДОТКОМОВ были услуги по разработке сайтов и презентация компании в интернете без фактического наполнения таких сайтов бизнес-процессами, 10 марта 2001 года Индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта (дневной пик) в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии, что повлекло за собой убытки в размере более 5 миллиардов долларов США.

Рисунок 2 Пузырь доткомов

-2

Пузырь образовался в результате взлёта акций интернет-компаний (преимущественно американских), а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века. Акции компаний, предлагавших использовать Интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене. Такие высокие цены оправдывали многочисленные комментаторы и экономисты, утверждавшие, что наступила «новая экономика». На самом же деле эти новые бизнес-модели оказались неэффективными, а средства, потраченные в основном на рекламу и большие кредиты, привели к волне банкротств, сильному падению индекса NASDAQ и, как результат, обвалу цен на серверные компьютеры, компьютерное и сетевое оборудование [[3]]. Например, акции телекоммуникационной компании Cisco упали на 86%, акции Amazon обвалились на 93%.

К октябрю индекс NASDAQ рухнул более чем на 70% с тех позиций, на которых пребывал в марте. Директоров некоторых доткомов обвинили в мошенничестве и обмане инвесторов. Банкам Citi Group и Merrill Lynch пришлось платить штрафы обманутым инвесторам. [[4]]

1.3. Оценка роли Интернета мировым сообществом, Окинавская хартия 2000 года.

22 июля 2000 года лидерами стран Большой восьмерки была подписана Окинавская хартия Глобального информационного общества [[5]]

Данную Хартию подписал от имени Российской Федерации Президент РФ Путин Владимир Владимирович, от имени Франции Президент Жак Ширак, от имени Японии Премьер-министр Йосиро Мори, от имени США Президент Билл Клинтон, от имени Германии Канцлер Герхард Шрёдер, от имени Великобритании Премьер-министр Тони Блейр, от имени Канады Премьер-министр Жан Кретьен и от имени Италии Председатель совета министров Джулиано Амато.

В тексте Хартии прямо указано:

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. ….

3. … все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. ….

6. ... Наша задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в полной реализации его экономических, социальных и культурных преимуществ….

7. Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. …

10.Ключевой составляющей нашей стратегии должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех. …

Данная Хартия, подписанная лидерами ведущих государств мира свидетельствует о признании цифровой среды новой реальностью и поддержание информационных технологий и доступности цифрового пространства для всех новым общемировым подходом.

1.4. Развитие интернет-коммерции в сегменте B2B после 2000 года

После принятия Окинавской Хартии и преодоления кризиса обвала рынка доткомов, бизнес-сообщество более рационально стало использовать возможности интернета как среды коммерческого взаимодействия. Если в период до 2000 года бизнес рассматривал интернет как информационную и рекламную площадку, то оценив опыт выживших в кризисе доткомов компаний, начал развивать успешные направления, в первую очередь в области торговли нематериальными товарами – правами на просмотр или показ аудиовизуальных произведений, продажу лицензий на программы для ЭВМ, выполнение работ по написанию текстов, проведение исследований, экспертиз и других, в результате которых появляется объект интеллектуальной собственности, права на который передаются с использованием информационных технологий. Параллельно развивался сегмент продажи товаров для конечных пользователей – интернет-магазины, организовывался доступ к интернет-аукционам или торгам и так далее. Постепенно в этом пространстве выделились отдельные направления в сегменте B2B, то есть оказание информационных услуг для бизнеса или ориентированные взаимодействие хозяйствующих субъектов между собой.

Первыми вариантами такого сегмента B2B стали онлайн сервисы, в том числе консультационные, бухгалтерские, маркетинговые и рекламные, т.е. сервисы, результаты которых реализуются в самом интернете или выполняемые дистанционно и передаваемые заказчику в цифровой форме. Важным в данном аспекте является, что на этой стадии цифровые технологии больше связаны с нематериальными результатами, но не связаны с сопровождением товарных сделок с реальными товарами, поскольку в сегменте операций с реальными товарами, и тем более оказанием услуг или выполнением работ непосредственно участниками коммерческих отношений информационные технологии позволяли только фиксировать те документы, которые участники сочли необходимым внести в такие системы, то есть интернет-технологии были оторваны от реальных сделок и выполняли функции секретарей – ассистентов, но не могли в силу технического уровня выполнять какие-либо иные функции.

Тем не менее, в период с начала 2000-х годов появляется все больше порталов, ориентированных на малый и средний бизнес в части предложений по поставке (закупки) готовой продукции или обеспечения бизнеса сырьем, комплектующими или поиску подрядчиков/контрагентов. Это все еще информационное взаимодействие, но такие услуги становятся привычными и участники рынка привыкают не только искать контрагентов с использованием информационных технологий, но и организовывать документарное сопровождение своих отношений в сети интернет. Параллельно в судейском сообществе начинают формироваться подходы о признании электронных документов равноценными документам на бумажном носителе, признание электронной подписи равнозначной подписи, поставленной собственноручно и другие аналогичные подходы к правоприменительной практике, основанной на цифровом взаимодействии субъектов хозяйственных отношений.

Невзирая на целый ряд кризисов в США и в мире, пришедшихся на указанные годы, роль интернет взаимодействия участников сегмента B2B только растет, в правовом поле формируются новые подходы к признанию электронных документов, а объем сделок во всех сегментах, в том числе в сегменте B2B показывает устойчивый рост.

1.5. Функция цифровой инфраструктуры в экономической системе РФ. Портал госзакупок B2G, интернет-порталы B2C, место платформ B2B

В настоящее время в правовом пространстве Российской Федерации действуют законы и процедуры, регламентирующие порядок заключения договоров, предусматривающих оплату за счет бюджетов различных уровней и заключенных определенными категориями заказчиков. Речь идет о Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федеральном законе "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, заключение договоров, подпадающих под действие указанных законов осуществляется только через Единую информационную систему закупок (ЕИС). На официальном сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/размещены все требования к проведению процедур закупок, там же постоянно публикуются все изменения регламентов, процедур и другие юридически значимые документы. Интересным является раздел «Библиотека типовых контрактов» размещенная на сайте.

Именно данный портал является образцом B2B платформы, но на этом портале совершаются сделки только в рамках 44 и 223 федеральных законов (B2G), а не всех сделок между хозяйствующими субъектами.

Тем не менее, данный портал отвечает ключевым требованиям B2B платформы, поскольку на нем реализованы следующие критически важные элементы, обеспечивающие функционирование портала как платформы:

· Государственное администрирование портала, что гарантирует участникам сделки неоспоримость факта заключения сделки и всех условий договора;

· Множество сделок, заключаемых на платформе, при этом каждый участник может заключать одновременно несколько договоров на платформе;

· Ценность работы через данную платформу обеспечивается невозможностью для покупателей заключать договора где-либо, за исключением указанной платформы, а для продавцов (подрядчиков, поставщиков, исполнителей услуг) доступ к платежеспособным покупателям;

· Гарантии для участников сделок. Для продавцов гарантией является оплата исполненного договора за счет средств бюджетов различного уровня, а для покупателей процедуры отбора поставщика и реестр недобросовестных поставщиков, которые не допускаются к участию в сделках

При формулировании требований к B2B ПЦП для неопределенного круга лиц могут быть использованы наработки действующего портала УИС Закупки и дополнены дополнительными разделами.

Одновременно в интернет-пространстве успешно действуют порталы (крупные интернет торговые площадки), ориентированные на продажу товаров конечным пользователям, в первую очередь физическим лицам, то есть B2C и C2C площадки. В материалах аналитики интернет-торговли, которая приводится на сайте компании DataInsight (https://datainsight.ru/) приведены результаты исследования Экосистема B2B электронной торговли 2025 в году и Экосистема электронной торговли 2024 г.

Рисунок 3 Экосистема B2B торговли в 2025 году по прогнозу DI

-3

Источник: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_B2B_eCom_map_2025.pdf

Рисунок 4 Экосистема электронной торговли в 2024 году по данным DI

-4

Источник: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI-Ecosystem_2024v2.pdf

Рисунок 5 Текущее состояние экономики

-5

В сложившейся ситуации целевые запросы, подтвержденные бюджетными или частными деньгами поступают в непрозрачный и неконтролируемый рыночный сегмент, в котором сложно проследить движение денег и товаров, а действующие цифровые платформы следует рассматривать как информационные цифровые платформы (ИЦП), которые оказывают содействие участникам в поиске контрагентов и оформлении документов, но не проверяют документы и не участвуют в сделках в качестве третьего лица. Соответственно, использование таких ИЦП не предоставляет участникам сделок гарантий, а государству – механизмов контроля, то есть все сделки, как заключающиеся на рынке без участия ИЦП, так и сделки, заключаемые на ИЦП одинаково рискованные и непрозрачные.

В противовес этому посреднические цифровые платформы, указанные в законопроекте «О платформенной экономике» могут и, по замыслу авторов законопроекта, должны участвовать в сделках в качестве третьего лица, используя логистическую инфраструктуру ПЦП и расчетные механизмы ПЦП.

По мнению автора место крупных B2B платформ и их роль в обеспечении сквозных процессов в экономике в цифровом пространстве хорошо проиллюстрирована на следующем рисунке:

Рисунок 6 Функциональное положение B2B платформы в экономике

-6

На приведенном рисунке видно, что денежные средства из двух основных источников (бюджетные средства и собственные средства населения и юридических лиц) через специализированные платформы B2G и B2C попадают в распоряжение компаний – поставщиков и используются для приобретения сырья, комплектующих, полуфабрикатов или готовой продукции сторонних производителей, оплатой подрядных работ или специализированных услуг независимых контрагентов. Фактически, с созданием B2B посреднических цифровых платформ завершается перенос экономики в цифровое пространство, обеспечивая прозрачность сделок, высокую скорость их заключения, автоматизацию сопровождения таких сделок, доступность рынка для всех участников, что обеспечит больший выбор продукции и подрядчиков, и, как следствие, увеличивает выбор и снижает цены для конечных потребителей.

Проводя исследование автор, проанализировав различные цифровые платформы и интернет-магазины пришел к выводу, что наблюдается общая тенденция трансформации информационного ресурса в полнофункциональную бизнес-среду для участников таких платформ. Если на первом этапе во всех странах роль цифровой платформы сводилась к рекламе и содействию в поиске контрагентов без участия в оформлении и сопровождении сделок, то на следующем этапе уже появляется платформенная система ЭДО. Следующий этап - платформа не участвует в действиях с реальными вещами (товаром), но уже может участвовать в передаче товара, существующего в нематериальной форме – аудиовизуальные произведения, права на показ, права на программы для ЭВМ (исключительные или ограниченные) и т.д. и обеспечивает платеж через свои платежные сервисы.

На текущем этапе на большинстве платформ появляется и платежный шлюз и логистический сервис, что позволяет одновременно контролировать движение материальных и нематериальных товаров и денег, а это, в свою очередь, обеспечивает возможность фиксации фактов, имеющих юридическое значение силами платформы и ее структурных подразделений и, как следствие, формируется основа для автоматического рассмотрения споров.

Если рассматривать данный тренд, можно предположить что следующим шагом будет не только сопровождение сделок с материальным и нематериальным товаром, но и аналогичный сервис по контролю выполнения работ (оказания услуг), сервис проведения расчетов внутри платформы, когда доходы от одних сделок будут использоваться для оплаты по другим сделкам, а также сервис небанковского финансирования за счет средств самой платформы или стороннего, в том числе банковского финансирования за счет использования внутреннего клиринга, факторинга и других аналогичных механизмов.

Особое внимание внедрению посреднических цифровых платформ B2B уделяет государство, поскольку при формировании полностью цифровой среды сопровождения бизнеса становятся прозрачными ценообразование и контролируется движение бюджетных средств от бюджетного источника до конечного производителя, то есть снижается коррупционная и криминальная составляющая расходов и повышается надежность использования бюджетных средств и исполнения госзаказов.

Для производителей работа через ПЦП B2B обеспечивает доступ к гарантированно оплачиваемым заказам, поскольку за каждым заказом на платформе стоит покупатель, у которого понятен источник денег и который по правилам платформы должен выставить гарантию платежа или, при неоплате будет лишен возможности использовать ПЦП B2B и попадет в реестр недобросовестных покупателей, так же как недобросовестный поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков на платформе госзакупок.

Для покупателей работа через такую ПЦП B2B гарантирует не только возврат денег при неисполнении поставщиком своих обязательств, но и широкий выбор и надежность поставщиков.

Рисунок 7 Типовая сделка на ПЦП

-7

Соответственно, именно ПЦП B2Bобеспечивает доступ к гарантированным заказам (деньгам) и гарантированным поставкам (продукции) для подрядчиков по госзаказам и продавцов для конечных покупателей неограниченному кругу предприятий и индивидуальных предпринимателей, для которых работа через платформу становится экономически выгодной и утрата права работы на такой платформе критически важной, что позволяет обеспечить специальные внесудебные механизмы рассмотрения споров по нарушенным обязательствам и принудительному исполнению решений по таким спорам без участия государства исключительно за счет активов сторон, находящихся под контролем такой платформы.

В статье «Как будет развиваться B2B e-commerce в России в 2024 и ближайшие годы», размещенной на портале РБК приводится статистика роста оборота на B2B платформах за рубежом и в России (ожидаемый рост в России около 25-30% в год), предсказывает бум развития B2B онлайн торговли в ближайшие годы (2025-2027), а также по результатам опроса «Чего ожидают покупатели в B2B?» на третье место попал ответ Быстрого решения проблем (24%), уступив только желаниям конкурентных цен (27%) и широкого ассортимента (25%). [[6]] Там же приводится оценка бизнес-сообщества о том, что на данный момент eCommerce-рынок в B2B не сформирован, а потому его развитие может пойти несколькими путями.

· Первые площадки электронной B2B-торговли запустят производители. Тогда они значительно сэкономят в перспективе, получат больше прибыли и не будут зависеть от правил маркетплейсов и прихотей посредников.

· Первыми на рынок выйдут посредники. Тогда они сформируют и соберут вокруг себя лояльную аудиторию, которая привыкнет к их сервису, а производителям придется делиться прибылью и играть по их правилам.

Поскольку потребность в организации B2B платформ уже сформирована бизнесом, ИТ компании предлагают не только разработку индивидуальных решений, но и готовые коробочные решения. Обзор проблематики и перечень наиболее работоспособных (готовых) решений приводится в статье «Обзор B2B-платформ электронной коммерции для автоматизации оптовых продаж в 2024 году» [7]

1.6. Критические точки роста или бутылочные горлышки интернет-коммерции

За счет ускорения оборота и повышения скорости совершения сделок в сети интернет увеличивается не только общая активность рынка, но вслед за увеличением количества сделок автоматически растет и количество нарушений таких сделок, которые стороны не могут решить в порядке переговоров и вынуждены передавать в суд или арбитраж.

Поскольку рост количества сделок опережает рост количества судей, даже с учетом повышения эффективности рассмотрения споров с применением информационных технологий (ускоряется процедура обработки входящей корреспонденции, оформления типовых документов по вызову стороны, фиксации их выступлений, оформлению промежуточных и итоговых судебных решений и т.д.), все страны столкнулись с общей для них проблемой – судебная система не может обеспечить быстрое и качественное вынесение решений по спорам участников хозяйственного оборота, что для компаний малого и даже среднего бизнеса становится критическим и участие даже в 2-3 спорах может привести к банкротству. Данное обстоятельство усугубляется тем, что в указанный период практически во всех странах произошло повышение судебных сборов (пошлин), и рост стоимости услуг юристов, что для компаний с незначительной нормой прибыли делает ведение бизнеса еще более рискованным.

В зависимости от типа правовой системы (прецедентной или кодифицированной системы права) страны стали искать выход из сложившейся ситуации различными путями, но в итоге все страны пришли к выводу о необходимости повысить эффективность судебной процедуры и сделать ее более понятной, прозрачной и быстрой.

На текущий момент времени дальше всех продвинулась Китайская Народная Республика, в которой с 2012 года велись разработки по цифровому сопровождению сделок, осуществляемых на посреднической цифровой платформе Alibaba и по результатам использования предсудебной процедуры рассмотрения споров, выполняемых полностью в автоматическом режиме было принято решение о создании интернет-судов, автоматически рассматривающих споры между участниками интернет-сделок полностью в автоматическом режиме и решение которых признается государством наравне с решениями судов судебной системы Китая.

С 2017 г. в Китае начали функционировать интернет-суды, которые занимаются делами, связанными с глобальной сетью, электронной коммерцией, авторскими правами. Особенностью таких дел является то, что большая часть доказательств представлена в виде цифровых данных, которые хранятся в сети Интернет. Верховный суд Китая учредил первый интернет-суд в г. Ханчжоу, где размещена штаб-квартира Alibaba Group, при технической поддержке которой и была разработана цифровая платформа для этого суда. Средняя продолжительность судебного заседания — 28 минут, средняя продолжительность судебного процесса по делу — 38 дней, что примерно вдвое быстрее, чем в обычных судах. Опыт Ханчжоу оказался настолько успешным, что уже через год, были созданы другие интернет-суды. В 2018 г. были запущены ещё два интернет-суда в Пекине и Гуанчжоу. Оба этих города занимают центральное место в китайской интернет-индустрии: В Пекине расположены Baidu и JD.com, а в Гуанчжоу — Huawei, Dajiang и Tencent. За период своей работы с сентября 2018 года, пекинский интернет-суд рассмотрел 14 тысяч дел (сведения на 2020 год), в том числе с использованием для вынесения вердиктов таких технологий, как искусственный интеллект и блокчейн. В том же году Верховный суд Китая опубликовал Положения по некоторым вопросам, касающихся рассмотрения дел интернет-судами, разъясняющие юрисдикцию этих судов и регулирующие процедурные вопросы, связанные с интернет-судами [[8]].

В настоящее время в Китае действует три интернет суда - в Пекине, в Ханчжоу в провинции Чжэцзян и в Гуанчжоу в провинции Гуандун, а три интернет-трибунала расположены в Чэнду, провинция Сычуань, Сучжоу, провинция Цзянсу, и Чанчунь, провинция Цзилинь.

Количество рассмотренных в интернет судах или интернет-трибуналах дел только растет, а время рассмотрения таких споров сократилось до 10 дней. Дополнительно преимуществом таких судов является не только резкое снижение расходов (нет затрат на получение правовой помощи адвокатов), но и практически мгновенное принудительное исполнение решений таких судов за счет наложения ареста на денежные средства или товары нарушителя на интернет-платформах, а при недостаточности такого обеспечения за счет выдачи исполнительного документа и наложения ареста на иные счета и имущество нарушителя.

Похожие системы автоматического правосудия внедряются и в других странах. В частности, в Эстонии действует система автоматического правосудия, в рамках которой рассматриваются дела на сумму до 7 000 евро, в Бразилии и в Аргентине разрабатываются системы подготовки судебных решений и использованием ИИ по некоторым категориям споров.

В большинстве стран мира ведутся разработки в области цифрового правосудия, но полностью автоматическое судопроизводство, генерирующее юридически значимый и признаваемый государством судебный вердикт в настоящий момент существует только в Китае и Эстонии.

1.7. Варианты использования цифровых технологий в электронном правосудии

В большинстве стран, как уже отмечалось выше, основной упор делается на снижение нагрузки на судью в части передачи рутинных операций цифровому помощнику, оставляя за судьей только принятие решения на основании полученных документов.

В странах с прецедентной системой права цифровой помощник производит поиск и подборку прецедентов, определяет степень их близости к рассматриваемому делу. В странах с кодифицированной системой права, в том числе в Российской Федерации, на цифрового помощника предполагается возложить поиск регламентирующих законов и иных правоустанавливающих документов, в том числе обзоров практики Верховного суда, а также, с целью обеспечения единообразия вынесения судебных решений – поиск судебных решений по схожим делам из единой базы данных судебных решений.

В любом случае, роль цифрового помощника сводится только к выполнению технических функций, но не затрагивает процедуру рассмотрения дела по существу и принятие решения. Даже генерация рекомендаций считается ограниченно допустимой функцией, которую многие участники судейских сообществ считают незаконной.

В странах с прецедентной системой права основной упор делается на использование ИИ, основанных на больших языковых моделях и Big Data, но поскольку такие системы являются открытыми, они более уязвимы, хотя и обеспечивают большую оперативность, учитывая более современные решения.

В частности, примером уязвимости ИИ при оказании юридической помощи стали неоднократные прецеденты привлечения к ответственности адвокатов в США, о чем в феврале 2025 года пишет новостное агентство Рейтер в своей статье «Галлюцинации» ИИ в судебных документах создают проблемы для юристов», Автор: Sara Merken

(AI 'hallucinations' in court papers spell trouble for lawyers February 18, 2025, https://www.reuters.com/technology/artificial-intelligence/ai-hallucinations-court-papers-spell-trouble-lawyers-2025-02-18/ )

Как указано в статье американская юридическая фирма Morgan & Morgan разослала срочное электронное письмо (см извлечения ниже), главным содержанием которого было: искусственный интеллект может создавать поддельные прецеденты, и использование вымышленной информации в судебных документах может привести к увольнению.

Письмо разослано более чем 1000 сотрудников компании

… Как мы уже объясняли в прошлом и на тренингах, ИИ может придумывать и фабриковать информацию. Хотя ИИ может быть полезным ресурсом, на него нельзя полагаться исключительно в юридической работе. Из-за своих ограничений ИИ может генерировать правдоподобные ответы, которые могут быть полностью сфабрикованной информацией.

Как известно (или должно быть известно) всем юристам, было задокументировано, что ИИ иногда придумывает прецедентное право, дополняя его вымышленными цитатами, выводами и даже прямыми цитатами. [[9]]

Аналогичные вопросы рассматривались многими судьями и по факту использования ИИ адвокатами были вынесены решения и наложены штрафы, но адвокатское сообщество в анонимном опросе подтвердило, что более 63% юристов используют ИИ при подготовке документов, а более 12% делают это на регулярной основе [там же].

В странах с кодифицированной системой права более предпочтительным является использование вместо ИИ простых алгоритмов с регламентацией принимаемого решения в точном соответствии с нормами, установленными законами.

В Китайской Народной Республике в интернет судах применяются оба подхода – в интернет суде в г. Ханчжоу, где размещена штаб-квартира Alibaba Group используют ИИ, в Пекинском Интернет-суде – алгоритмическую систему (суд рассматривает споры на платформах Baidu и JD.com)

1.8. Применение цифрового правосудия в Российской Федерации, состояние и перспективы

В Российской Федерации вопросы цифровизации правосудия обсуждаются на всех уровнях – от сообществ практикующих юристов и объединений юридических лиц до Верховного Суда, Конституционного Суда и руководства страны. Однако, поскольку судебная власть в целом и конкретные судебные процедуры в частности имеют четкую регламентацию, основанную на Конституции Российской Федерации и ряде конституционных и федеральных законов, какие-либо изменения в действующие механизмы судопроизводства требуют внесения соответствующих изменений в такие законы, что, соответственно, требует формирование законодательной инициативы, прохождение процедуры оценки законопроектов, их принятие Государственной Думой и утверждение Президентом Российской Федерации и только после этого такие новеллы (новые нормы) будут приняты и вступят в действие.

Поскольку потребность в цифровизации системы правосудия признана на всех уровнях, параллельно с работой по разработке и принятии новых законов и внесению изменений в действующие нормативные акты ведется активная работа по использованию новых цифровых технологий в тех направлениях, которые либо обеспечены нормативной базой, либо не имеют четкой регламентации, в частности ведется работа по использованию возможностей современных технологий при выполнении таких операций как оформление типовых документов, поиске аналогичных решений в базе судебных решений и других действий, которые снижают нагрузку на судей и их помощников, а также секретарей судов.

Так, в частности, на заедании Президиума Совета Судей РФ 3 апреля 2025 года был рассмотрен вопрос о разработке новых технологий для судебной системы с учетом существующих технологических возможностей в рамках развития цифрового государства. [[10]] Под руководством Председателя Совета Судей РФ В. Момотова и с участием представителей Верховного Суда РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, медиагруппы «Судья» и Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) создана рабочая группа, которая должна будет подготовить свои рекомендации и предложения для обсуждения на Форуме «Судебная власть и технологии искусственного интеллекта», который организуется Советом Судей РФ совместно с профильными журналами «Российская юстиция» и «Судья».

Ранее, в феврале 2025 года, Председатель Верховного Суда Ирина Подносова в своем докладе высказала мнение, что «искусственный интеллект может быть беспристрастнее, чем любой человек» [[11]], а генеральный директор судебного департамента при Верховном Суде Владислав Иванов отметил, что некомплект судей в стране превышает 20%, а количество рассматриваемых дел ежегодно растет.

Если оценить рост количества сделок в сегменте B2B в Российской Федерации в соответствии с мировыми тенденциями, согласно которым общее количество сделок в данном сегменте будет перенесен в цифровую сферу и достигнет по разным оценкам от 30 до 50 миллионов сделок в год к 2030 году, а количество споров по таким сделкам в разных отраслях бизнеса, переданных в арбитраж колеблется от 1% до 30%, можно ожидать рост количества исков в арбитражном суде от 2,5 миллионов в год (оптимистический сценарий, рост к 2024 году примерно 100%, т.е. 20% в год) до 9 миллионов исков в год (пессимистический сценарий, рост 700%, т.е. более 140% в год). Указанные данные получены автором с использованием различных AI ассистентов и имеют значительный разброс, поэтому автор для целей настоящей работы предполагает, что количество интернет-сделок в сегменте B2B будет расти в среднем на 20%-25% в год и количество исков в государственных арбитражных судах будет расти пропорционально, т.е. на те же 20%-25% к текущей базе, то есть прирост в абсолютных цифрах составит около 200 000 (двухсот тысяч) исков в год.

По данным статистики, размещенной на сайте Судебного департамента при Верховном суде РФ (https://cdep.ru/ ) фиксируется уверенный рост количества исков по экономическим спорам, а также рост количества неоконченных споров, т.е. споров, которые не были рассмотрены в соответствии с регламентом и перенесены на следующий год.

-8

Источник Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Оперативный отчет о работе всех арбитражных судов Российской Федерации

В данной таблице хорошо видно, что общее количество споров в арбитражных судах Российской Федерации имеет устойчивую тенденцию роста в пределах 7-9 процентов, а рост количества экономических споров отстает и имеет показатели на уровне 1- 2 процентов, но в 2024 году этот показатель резко отличается (от -1% до +7%) что объясняется возобновлением активной деятельности хозяйствующих субъектов после спада, вызванного введением экономических санкций и началом СВО.

Поскольку предметом исследования является сегмент B2B, то есть сделки, совершаемые между хозяйствующими субъектами и споры по которым подлежат рассмотрению в арбитражных судах, необходимо отметить что из-за резкого повышения пошлины на рассмотрение споров в арбитражных судах с 4 сентября 2024 года [[12]] [[13]], во второй половине 2024 года и в 2025 году наблюдается незначительное уменьшение доли экономических споров в общем объеме споров, рассматриваемых арбитражными судами в целом, но эта доля уверенно превышает 50%.

Как указано в [[14]] «После повышения судебных пошлин в сентябре к концу 2024 г. количество обращений бизнеса в арбитражные суды всех инстанций снизилось на 11,4%...» но по оценке большинства экспертов ожидается новый рост количества исков по хозяйственным спорам в ближайшем будущем из-за восстановления экономики и появления новых возможностей для участников делового оборота, в том числе из-за переконфигурации мировой экономической системы.

Таблица 2 Доля экономических споров

Доля экономических споров к общему количеству споров, рассматриваемых в течение года

-9

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обществом в целом и профессиональным сообществом в частности признана необходимость изменений в судебной сфере и использования в этой сфере новых цифровых технологий, в том числе использования искусственного интеллекта.

Позиция Судебного департамента при Верховном суде РФ, Председателя и судей Верховного суда РФ подтверждают актуальность развития цифрового правосудия и обосновывают это следующим образом:

Необходимость внедрения новый цифровых технологий обосновывается опережением роста количества споров, в том числе в области экономических споров росту количества судей, имеющих право рассматривать такие споры, что означает невозможность гарантировать физическим и юридическим лицам конституционного права на защиту их интересов судом;

Использование цифровых технологий обеспечивает большую объективность и беспристрастность при рассмотрении споров, а также соблюдение сроков рассмотрения споров и вынесения решений;

При этом с учетом норм действующего законодательства итоговое решение должно приниматься квалифицированным человеком – судьей, с учетом принципов гуманности и этичности выносимого судебного решения.

1.9. Итоги работы московского арбитражного суда в 2024 году

Исторически, Москва является центром деловой активности, поэтому Московский арбитражный суд является самым загруженным. Кроме того, в большинстве случаев споры по решениям третейских судов, признания решений иностранных судов и международного коммерческого арбитража или Морского арбитража также передаются в Московский арбитражный суд.

Судебная нагрузка является стабильно высокой на протяжении последних 10 лет и в 2024 году составила 300 дел и заявлений в месяц на одного судью. Это означает, что ЕЖЕДНЕВНО судья должен рассматривать не менее 10 дел (без выходных), в реальности ежедневно приходится рассматривать больше. Количество дел, рассмотренных с нарушением сроков составляет (по данным на 2024 год) 5,1%, а количество нарушения сроков оформления документов 2,7%, но это сведения к общему количеству обращений, а для реально рассматриваемых дел эти показатели как минимум в три – четыре раза выше, поскольку 17% рассматривается в порядке судебно-приказного производства а 47% в порядке упрощенного производства, при которых решение выносится по формальным правилам и оформляется по типовым формам. [[15]]

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Появление Интернета и Информационных технологий признаны новым этапом развития общества на всех уровнях;

Цифровая трансформация общества влечет за собой увеличение деловой активности, поскольку предоставляет новые возможности всем заинтересованным лицам и обеспечивается поддержкой всех государств;

Во всем мире бизнес использует B2G, B2C и B2B платформы для повышения эффективности. В Российской Федерации весь сегмент госзакупок реализуется через такую B2G платформу ЕИС ЗАКУПКИ, а законопроект «О платформенной экономике» ориентирован на организацию B2B платформ для остальных участников коммерческой деятельности;

С созданием и массовым внедрением посреднических цифровых платформ B2B завершится цифровая трансформация бизнес-среды и основной объем сделок будет совершаться в цифровом пространстве;

Увеличение деловой активности влечет за собой увеличение количества споров и повышение нагрузки на судебные системы во всех государствах;

Все государства, в том числе Российская Федерация рассматривают и внедряют элементы цифровизации правосудия. Внедрение цифровых платформ в сегментах B2G, B2B и B2C создают предпосылки к цифровому правосудию без участия человека, что демонстрирует опыт КНР.