Найти в Дзене

3 Царских способа заселения Сибири и Дальнего Востока. Часть четвёртая: Волга — центр судостроения. Завод "Сормово".

Оглавление

31.05.2025

Все Волжские пароходы делались из очень хорошего металла и имели необычайно прочные механизмы. Почти все они были в наличии на 1917 год, лишь очень немногие из них выбыли ещё до революции, в основном по причине пожаров по неосторожности. Те из них, которые не погибли в войнах, ходили по 80—100 лет, и служили до 1960-х — 1990-х гг., и служили бы и дольше, если бы власти тупо не порезали исторические пароходы на металл — сотни дореволюционных пароходов были уничтожены, как устаревшие. Эти паровые суда могли бы уйти в область туризма и приносить радость людям и большие деньги, и ходили бы больше ста лет, как уже 115 лет ходит один-единственный оставшийся дореволюционный Сормовский пароход «Н.В. Гоголь». Но — увы!

В Каталоге дореволюционных пассажирских судов Волжского бассейна имеются сведения о 906 пароходах (из них 23 теплохода).

Расклад вообще всех судов на Волге был такой — имелось около 906 пассажирских пароходов и теплоходов. Буксиров было приблизительно В ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ, чем пассажирских пароходов. Число чисто грузовых пароходов отсутствует, но барж было гораздо больше, чем пассажирских, грузовых и буксирных пароходов вместе взятых. А парусных судов было в несколько раз больше, чем всех пассажирских и грузовых пароходов, и буксиров и барж вместе взятых. То есть речь идёт о каких-то немыслимых тысячах судов!

Нижний Новгород. Сормовский завод. Загрузка котла для парохода на баржу. Фотограф Максим Дмитриев.
Нижний Новгород. Сормовский завод. Загрузка котла для парохода на баржу. Фотограф Максим Дмитриев.
Нижний Новгород. Сормовский завод. Фотограф Максим Дмитриев.
Нижний Новгород. Сормовский завод. Фотограф Максим Дмитриев.

ВОЛГА БЫЛА САМОЙ СУДОХОДНОЙ РЕКОЙ В МИРЕ! На Волге было больше пароходов, чем на американской Миссисипи — главной реке САСШ.

Абсолютно права директор нижегородского музея речного флота Галина Абаева, что во время ярмарки в Нижнем Новгороде от судов яблоку негде было упасть! На Волге и в будние дни судам было не протолкнуться — это видно на всех старинных снимках. Удивительно, но на современных фотографиях Волга — пустая! Там, где когда-то кипела жизнь! А Сибирские реки теперь просто мертвы — на большом протяжении там и лодки не увидишь, это заметно на всех современных фото!

Приведу небольшие цитаты из научной работы И.А. Рычкова

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

2017 г.

"Природные условия России предопределили исключительную роль речного транспорта в развитии страны и ее экономики. Неоспоримым достоинством речного транспорта всегда являлась его дешевизна. Протяженность водных путей почти в 4 раза превышала протяженность железнодорожных. До Первой мировой войны, например, перевозка тонны груза на расстояние 1300 км при движении вверх, т. е. против течения воды, обходилась в 4 раза дешевле, чем по железной дороге, а при расстоянии более 2200 км — даже в 5 раз. Общая протяженность судоходных водных путей России к началу войны составляла 93900 км. Крупнейшим водным бассейном Российской Империи являлся Волжский бассейн, занимавший лидирующую позицию, как по протяженности водных путей, так и по количеству перевозимых грузов. В 1913 г. по всем рекам России ходили 5 556 паротеплоходов и 24 141 несамоходных судов.

Центром судостроения на Волге стал Нижний Новгород. Речной флот послужил толчком к развитию судостроения и судоремонта в Череповце и Рыбинске, Костроме и Городце, Казани и Симбирске, Самаре, Саратове, Астрахани"…

"Пароходы, казавшиеся воплощением мощности, развивали скорость до 35 верст по течению, и можно было только поражаться, какой колоссальный груз они могли буксировать.

Речной транспорт дореволюционной России был одним из основных и самых востребованных видов транспортного сообщения, РАЗВИТЫМ НА ОЧЕНЬ ВЫСОКОМ УРОВНЕ, и представлял собой сложный производственный комплекс, состоявший из флота, водных путей, пристаней и судоремонтных мастерских.

Обслуживанием этого огромного речного хозяйства были заняты десятки тысяч работников различных специальностей.

Судостроением и судоремонтом занимались крупные заводы, такие как Сормовский, Коломенский, Ижорский и другие.

Основными грузами на речном транспорте были нефть (32% грузооборота), лес (25,8%) и зерно (17,2%).

Протяженность водных путей почти в 4 раза превышала протяженность железнодорожных, в 10 раз — дорожных, и к началу Первой мировой войны составляла более 150 тыс. км".

Обратите внимание, тут сказано, что барж было в 5 раз больше, чем "паротеплоходов". Ещё, крупный Сормовский пароход брал 600 т. груза (и 600 пассажиров), и мог доставить это в любой пункт назначения в Волжском бассейне. Сравните его с обычным поездом конца XIX в., состоящим из 40 двухосных вагонов нормального типа по 15 т. каждый — будут те же 600 т. Но пароход доставлял это же самое (да ещё пассажиров) в 4 раза дешевле!

Нижний Новгород расположен посредине между Москвой и Казанью, в абсолютном географическом центре европейской части России и на удобном слиянии двух полноводных рек — Оки и Волги. Понятно, почему город стал центром речного судостроения на Волге, да и во всей России. В городе (в котором было 90 тысяч населения) было 7 судостроительных заводов!

"Все волжские пароходы можно условно разделить на три категории: пассажирские, грузопассажирские, буксирные и служебные, — поясняет Владимир Самарцев, много лет изучающий историю волжских пароходов. — В процессе эксплуатации выяснилось, что самыми экономичными и приносящими наибольшую прибыль были грузопассажирские суда. На них имелись каюты для пассажиров, место для грузов на нижней палубе и сидячие места для бедных пассажиров под навесом на верхней палубе. Как говорится, три в одном флаконе".

Нас особо интересуют пассажирские и грузопассажирские суда, как способные перемещать миллионы крестьян по гигантским рекам в бескрайних просторах Сибири (если вы помните заголовок этого повествования). Существует замечательный "Каталог дореволюционных пассажирских судов Волжского бассейна", в котором указаны: названия, даты и место постройки, технические характеристики и владельцы Волжских пароходов. Но в этом каталоге не указаны пароходы, сделанные на Волжских заводах для других рек. Как жаль, что пока не существует подобных каталогов по Сибирским рекам.

Сормово. Завод. Сормовские мальчишки машут картузами фотографу Максиму Петровичу Дмитриеву, как всегда с риском для здоровья забравшемуся на какую-то крышу с фотокамерой для лучшего ракурса.
Сормово. Завод. Сормовские мальчишки машут картузами фотографу Максиму Петровичу Дмитриеву, как всегда с риском для здоровья забравшемуся на какую-то крышу с фотокамерой для лучшего ракурса.
Сормово. Вид завода и церкви св. Александра Невского. Фото М. Дмитриева.
Сормово. Вид завода и церкви св. Александра Невского. Фото М. Дмитриева.
Сормово. Церковно-приходская школа имени Императора Александра III, рассчитанная на 900 учащихся.
Сормово. Церковно-приходская школа имени Императора Александра III, рассчитанная на 900 учащихся.
Сормово. Соборная улица и Спасо-Преображенский собор (возведённый 1900-1904 гг. по проекту П.П. Малиновского). Фотограф Максим Дмитриев.
Сормово. Соборная улица и Спасо-Преображенский собор (возведённый 1900-1904 гг. по проекту П.П. Малиновского). Фотограф Максим Дмитриев.

Выписка из указанного каталога по судостроительным заводам в Нижнем Новгороде:

КАТАЛОГ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА

Количество пассажирских пароходов в базе данных – 906 (из них 23 теплохода).

Нижний Новгород, Сормовский завод — 57 пассажирских пароходов

Нижний Новгород, завод Яковлева — 57 пассажирских пароходов

Нижний Новгород, завод Курбатова — 16 пассажирских пароходов

Нижний Новгород, завод Латяева — 12 пассажирских пароходов

Нижний Новгород, завод Калашникова — 11 пассажирских пароходов

Нижний Новгород, завод Крюкова — 10 пассажирских пароходов

Нижний Новгород, завод Слуда — 8 пассажирских пароходов

Итого — 171 пассажирский пароход

То есть каждый пятый пассажирский пароход на Волге сходил со стапелей в Нижнем Новгороде!

При этом Сормовский завод производил самые крупные, мощные и красивые пароходы, и по количеству построенных судов ему не было равных. Сормовский завод строил речные суда всех типов.

Фрагмент небольшой статьи о Сормовском заводе, размещённый на официальном сайте ПАО «Завод «Красное Сормово»:

«КРАСНОЕ СОРМОВО»: 170 ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ ФЛОТУ РОССИИ.

6 Августа 2019

"Завод, основанный в 1849 году как Сормовская машинная фабрика, внес мощный вклад в развитие кораблестроения нашей страны. Днем рождения Сормовского завода считается 21 июля 1849 года. Эти места – Нижний Новгород и все Нижегородское Поволжье – были исконным центром русского судостроения, этот период – переломным в эволюции транспорта Волжского бассейна: наряду с несамоходным транспортом начинает стремительно развиваться пароходство.

1892 год. Цеха Сормовского завода. Фотограф М. Дмитриев.
1892 год. Цеха Сормовского завода. Фотограф М. Дмитриев.
1910 год. Завод «Сормово». Группа мастеров вагонного цеха возле трамвая.
1910 год. Завод «Сормово». Группа мастеров вагонного цеха возле трамвая.

Инициатором промышленного производства здесь паровых судов стала основанная в Петербурге 8 марта 1849 года компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства: ее создатели решили построить в окрестностях Нижнего Новгорода новое предприятие – машинную фабрику с судостроительной верфью.

Земельный участок на правом берегу Волги, между деревнями Сормово и Мышьяковка, был куплен летом 1849 года, купчая утверждена 21 июля. Уже к ноябрю поднялись ввысь заводские кирпичные трубы. В первоначальном виде завод состоял из токарного и слесарного отделений, чугунолитейной с кузницей и котельной мастерских, а также верфи для сборки судов. В цехах и мастерских установили оборудование, выписанное преимущественно из Бельгии, причем двигательная сила к станкам и механизмам подводилась от стационарных паровых машин. В России подобных машиностроительных фабрик насчитывалось в те годы не более десятка.

В мае 1850 года на воду был спущен первый, построенный в Сормове пароход, получивший название «Ласточка». Именно он проложил на Волге фарватер отечественному паровому флоту. Вторым судном, сошедшим со стапелей в 1850 году, стал крупный кабестан «Астрахань».

Завод рос быстрыми темпами, расширялись его технические и производственные возможности, шел – и шел успешно! – поиск новых, оригинальных решений. Суда Сормовской верфи заслуженно считались образцовыми, передовыми, высококлассными. При этом сормовичи добились приоритета по целому ряду направлений. Так, в 1858 году здесь появилась первая на Волге паровая землечерпательная машина; фактически завод стал первым в создании речного технического флота – землечерпалок, земснарядов. В 1871 году Сормовский завод положил начало «двухпалубному» судостроению в России, которое продержалось вплоть до 1950-х годов; первый сормовский пароход с двухэтажной надстройкой назывался «Переворот», и его появление стало настоящей сенсацией. В 1880-х Сормовский завод одним из первых в Поволжье приступил к изготовлению морских транспортных судов, и его шхуны вошли в число самых совершенных для своего времени.

В начале ХХ столетия в Сормове было выпущено несколько дворцов-пароходов. В 1903 году сормовичи построили первый в мире теплоход – «Вандал», за ним последовали теплоходы «Сармат» и «Скиф».

Судостроением предприятие занималось на протяжении всей своей истории. Однако, с первых лет работы осваивая новые профили и новые виды изделий, оно очень быстро превратилось в завод-универсал.

Пароход «Переворот», 1871 г. Сормовский завод. Мощность - 400 л.с. Скорость - 14 км/час Пассажировместимость - 74-450 чел. Грузоподъемность - 500 т. пароходство А.А. Зевеке.
Пароход «Переворот», 1871 г. Сормовский завод. Мощность - 400 л.с. Скорость - 14 км/час Пассажировместимость - 74-450 чел. Грузоподъемность - 500 т. пароходство А.А. Зевеке.
«Переворот» — это имя было дано пароходу потому, что на момент постройки он был настоящим переворотом в судостроении: это первое судно в России с двухпалубной надстройкой. До этого считалось, что так строить нельзя. На пароходе были установлены две паровые машины завода Бернадаки, что позволяло судну развивать скорость до 14.3 км/час. Но, кому-то из особо бдительных граждан Российской Империи показалось, что в названии скрыт тайный смысл — намек на революционные события. В результате пароход получил новое название «Колорадо». Однако переименование не спасло пароход от затопления. Наткнувшись на камень-одинец в районе села Широкий Буерак пароход затонул. Его подняли, на Сормовском заводе отремонтировали, установили новые паровые машины системы Вульфа и дали новое название — «Ориноко». Таким образом, перечеркнув печальную историю.
«Переворот» — это имя было дано пароходу потому, что на момент постройки он был настоящим переворотом в судостроении: это первое судно в России с двухпалубной надстройкой. До этого считалось, что так строить нельзя. На пароходе были установлены две паровые машины завода Бернадаки, что позволяло судну развивать скорость до 14.3 км/час. Но, кому-то из особо бдительных граждан Российской Империи показалось, что в названии скрыт тайный смысл — намек на революционные события. В результате пароход получил новое название «Колорадо». Однако переименование не спасло пароход от затопления. Наткнувшись на камень-одинец в районе села Широкий Буерак пароход затонул. Его подняли, на Сормовском заводе отремонтировали, установили новые паровые машины системы Вульфа и дали новое название — «Ориноко». Таким образом, перечеркнув печальную историю.

Пароход «Ориноко», переделан в 1896 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Бывший пароход «Переворот», который наткнувшись на камень-одинец затонул. Его подняли, отремонтировали, установили новые паровые машины и дали новое название — «Ориноко».
Пароход «Ориноко», переделан в 1896 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Бывший пароход «Переворот», который наткнувшись на камень-одинец затонул. Его подняли, отремонтировали, установили новые паровые машины и дали новое название — «Ориноко».
Пароход «Гражданин», 1890 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 160-600 чел. Грузоподъемность — 500 т. О-во "По Волге". С 1946 – «Полководец Суворов».
Пароход «Гражданин», 1890 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 160-600 чел. Грузоподъемность — 500 т. О-во "По Волге". С 1946 – «Полководец Суворов».
Пароход «Гражданин». Столовая 1 класса.
Пароход «Гражданин». Столовая 1 класса.

В 1870 году Сормовский завод построил первую в России мартеновскую печь – событие, имевшее колоссальное значение в истории отечественной металлургии.

В 1870-х господствующей стала железнодорожная продукция. На рубеже XIX–XX веков здесь производились паровозы, вагоны, железнодорожное оборудование, суда, паровые машины, мостовые сооружения, различные металлоконструкции, сталь чугун, листовое, прокатное, кованое и сортовое железо и целый ряд иных изделий; с конца 1900-х к этому добавились трамвайные вагоны, золотопромышленные драги, буровое оборудование для нефтепромыслов, нефтяные двигатели. К тому же, завод еще на заре своей истории стал одним из главных арсеналов страны: здесь производились военные суда, бронепоезда, выпускались боеприпасы, причем продукция для военных нужд выпускалась и в мирное время.

К началу Первой мировой войны здесь было построено более 500 судов, свыше 2000 паровозов, 60 тысяч единиц подвижного состава и другой продукции тяжелого машиностроения.

В военные годы выпуск гражданских изделий заметно сократился, выросло снарядное и пушечное производство, военная продукция стала основной.

В 1918 году завод был национализирован, а в 1922-м получил название «Красное Сормово». С 1921 по 1928 год на предприятии восстановились все виды судостроительного производства, вагоностроение, паровозостроение, дизелестроение, однако с середины 30-х доминирующей отраслью вновь стало судостроение.

1930 год – начало подводного судостроения в «Красном Сормове». 23 февраля на заводе была заложена первая дизель-электрическая подводная лодка «Комсомолец» проекта «Щука» III серии. В 1930-х годах сормовские специалисты стали пионерами электросварки – первыми стали применять в строительстве судов сварку вместо клепки и перешли на изготовление судов с целиком сварными корпусами.

С 1918-го до 1941 года сормовичи построили свыше 240 надводных судов, не считая подлодок, и 300 капитально отремонтировали".

Из указанных 500 пароходов почти все были построены при последнем Царе. Иными словами, производительность Сормовского завода, по сравнению с Царскими временами, при Сталине упала в 2 раза! Это, если судить только по количеству судов. Но что это были за суда! Суда «Красного Сормово» не просто потеряли прежние размеры и технические характеристики, из них ушло искусство, ушла душа! Зато «капитально ремонтировали» Царские пароходы!

Справка к иллюстрациям: в графе

Пассажировместимость — 150-600 чел. —

первая цифра — количество каютных пассажиров,

вторая цифра — количество палубных пассажиров.

Пароход «Император Николай II», 1896 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 200 т. Пароходное о-во "По Волге".
Пароход «Император Николай II», 1896 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 200 т. Пароходное о-во "По Волге".
Пароход «Императрица Александра», 1896 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 390 т. Пароходное общество "По Волге".
Пароход «Императрица Александра», 1896 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 390 т. Пароходное общество "По Волге".
Пароход «Петр Чайковский», 1897 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароход о-ва "Русь" (а не о-ва "Самолёт").
Пароход «Петр Чайковский», 1897 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароход о-ва "Русь" (а не о-ва "Самолёт").
Пароход «Христофор Колумб» о-ва "Русь" проходит мимо пристани о-ва "Самолёт". 1897 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-800 чел. Грузоподъемность — 900 т.
Пароход «Христофор Колумб» о-ва "Русь" проходит мимо пристани о-ва "Самолёт". 1897 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-800 чел. Грузоподъемность — 900 т.
Пароходы «Царица» и «Царь» (позади) у причала судостроительной верфи завода "Сормово". Однотипные пароходы: 1899 г. Сормовский завод, Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 74-800 чел. Грузоподъемность — 500 т. Пароходное общество "По Волге".
Пароходы «Царица» и «Царь» (позади) у причала судостроительной верфи завода "Сормово". Однотипные пароходы: 1899 г. Сормовский завод, Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 74-800 чел. Грузоподъемность — 500 т. Пароходное общество "По Волге".
Пароход «Императрица», 1899 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 74-800 чел. Грузоподъемность — 500 т. Пароходное общество "По Волге".
Пароход «Императрица», 1899 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 74-800 чел. Грузоподъемность — 500 т. Пароходное общество "По Волге".
Пароход «Императрица Мария Федоровна», 1899 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 90-900 чел. Грузоподъемность — 400 т. Пароходное общество "Кавказ и Меркурий".
Пароход «Императрица Мария Федоровна», 1899 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 90-900 чел. Грузоподъемность — 400 т. Пароходное общество "Кавказ и Меркурий".
Пароход «Императрица Мария Федоровна». Столовая 1-го класса.
Пароход «Императрица Мария Федоровна». Столовая 1-го класса.
Пароход «Великий Князь Александр Михайлович», 1903 г. Сормовский завод. Мощность — 1100 л.с. Скорость — 18 км/час Пассажировместимость — 178-800 чел. Грузоподъемность — 600 т. Общество "Кавказ и Меркурий".
Пароход «Великий Князь Александр Михайлович», 1903 г. Сормовский завод. Мощность — 1100 л.с. Скорость — 18 км/час Пассажировместимость — 178-800 чел. Грузоподъемность — 600 т. Общество "Кавказ и Меркурий".
Пароход «Великий Князь Александр Михайлович». Столовая 1-го класса.
Пароход «Великий Князь Александр Михайлович». Столовая 1-го класса.
Пароход «Карамзин», 1905 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-500 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь".
Пароход «Карамзин», 1905 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-500 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь".
Пароход «Ломоносов», 1905 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 108-500 чел. Грузоподъемность — 600 т. Компания "Надежда", затем Пароходное общество "Русь".
Пароход «Ломоносов», 1905 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 108-500 чел. Грузоподъемность — 600 т. Компания "Надежда", затем Пароходное общество "Русь".
Пароход «Василий», 1909 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 79-450 чел. Грузоподъемность — 400 т. Бр. Каменских и Мешкова.
Пароход «Василий», 1909 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 79-450 чел. Грузоподъемность — 400 т. Бр. Каменских и Мешкова.
1909 г. Салон парохода «Василий». Фото М.П. Дмитриева.
1909 г. Салон парохода «Василий». Фото М.П. Дмитриева.
Пароход «Графиня», 1909 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 74-600 чел. Грузоподъемность — 350 т. О-во "По Волге". С 1930-х гг. "Иосиф Сталин". Абы-какой пароход именем Сталина не назвали бы! Значит, был лучшим!
Пароход «Графиня», 1909 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 74-600 чел. Грузоподъемность — 350 т. О-во "По Волге". С 1930-х гг. "Иосиф Сталин". Абы-какой пароход именем Сталина не назвали бы! Значит, был лучшим!
1909 год. Пароход «Графиня». Столовая 1-го класса.
1909 год. Пароход «Графиня». Столовая 1-го класса.

Абсолютно прав был Сталин, когда в 1931 г. на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности заявил:

«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет». Правда, сразу после этих слов в этой же речи он стал бессовестно обманывать рабочих, говоря, что причиной этому отставанию является вековая отсталость Российской Империи, а не революция и его самого не слишком умелое управление страной. У Сталина было множество достоинств, однако заподозрить его в публичной ЧЕСТНОЙ самооценке никак невозможно.

Правда же заключается в следующем. Подобно тому, как Великобритания в начале XX века была абсолютным мировым лидером в строительстве морских судов, так Россия в царствование Императора Николая II стала абсолютным мировым лидером в строительстве речных судов, с огромным отрывом от самых передовых стран того времени! При Сталине Россия полностью утратила эту позицию, и в конце его правления СССР отставал в речном судостроении как раз на эти, озвученные Сталиным, 50 лет! В морском судостроении в СССР дело обстояло гораздо хуже.

ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ СУДОВ СОРМОВСКОГО ЗАВОДА:

1. Император, 1889 г. Сормовский завод. Мощность — 750 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 56-900 чел. Грузоподъемность — 300 т. Общество "По Волге".

2. Государь, 1890 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 300 т. Пароходное общество "По Волге". С 1917 г. пароход "Ветер" ВОТС.

3. Гражданин, 1890 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 160-600 чел. Грузоподъемность — 500 т. О-во "По Волге". Бывш. "Боярин" о-ва "По Волге". С 1946 - "Полководец Суворов".

4. Император Николай II, 1896 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 200 т. Пароходное общество "По Волге".

5. Императрица Александра, 1896 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 390 т. Пароходное общество "По Волге".

6. Ориноко, переделан в 1896 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 150-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Бывший пароход "Переворот" 1871 г., "Колорадо" вл. Зевеке, компании "Надежда", пароходного общества "Русь" компании "Надежда".

7. Бухара, 1897 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1028 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 51-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Общество Восточное. ВОТС.

8. Великий князь Алексей, 1897 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-500 чел. Грузоподъемность — 600 т. Б.вл. А. Зевеке, Компании Надежда. Пароходное общество "Русь", вл. В. Лапшина.

9. Великий князь Кирилл, 1897 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Б.вл. А. Зевеке, Компании "Надежда". Пароходное общество "Русь", вл. В. Лапшина.

10. Петр Чайковский, 1897 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Б.вл. А. Зевеке, компании "Надежда", Пар общества "Русь".

11. Христофор Колумб, 1897 г. Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-800 чел. Грузоподъемность — 900 т. Бывшие вл. Зевеке, компания "Надежда", Пароходное общество "Русь".

12. Императрица, 1899 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 74-800 чел. Грузоподъемность — 500 т. Пароходное общество "По Волге".

13. Императрица Мария Федоровна, 1899 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 90-900 чел. Грузоподъемность — 400 т. Пароходное общество "Кавказ и Меркурий".

14. Княгиня, 1899 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 600 чел. Грузоподъемность — 300 т. Пароходное общество "По Волге".

15. Князь, 1899 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 900 чел. Грузоподъемность — 300 т. Пароходное общество "По Волге".

16. Царица, 1899 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 74-800 чел. Грузоподъемность — 500 т. Пароходное общество "По Волге". Сгорела в 1914 г.

17. Царь, 1899 г. Сормовский завод, Мощность — 1000 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 74-800 чел. Грузоподъемность — 500 т. Пароходное общество "По Волге".

18. Великий Князь Александр Михайлович, 1903 г. Сормовский завод. Мощность — 1100 л.с. Скорость — 18 км/час Пассажировместимость — 178-800 чел. Грузоподъемность — 600 т. Общество "Кавказ и Меркурий".

19. Алексей, 1904 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 720 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 73-450 чел. Грузоподъемность — 200 т. Бр. Каменских и Мешкова.

20. Граф, 1904 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 74-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Общество "По Волге".

21. Михаил, 1904 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 720 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 73-450 чел. Грузоподъемность — 200 т. Бр. Каменских и Мешкова.

22. Карамзин, 1905 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-500 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь".

23. Ломоносов, 1905 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 108-500 чел. Грузоподъемность — 600 т. Компания "Надежда", затем Пароходное общество "Русь".

24. Александр, 1909 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 79-450 чел. Грузоподъемность — 400 т. Пароходство бр. Каменских и Мешкова. Погиб в 1919 г. в Левшино.

25. Василий, 1909 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 79-450 чел. Грузоподъемность — 400 т. Бр. Каменских и Мешкова.

26. Графиня, 1909 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 74-600 чел. Грузоподъемность — 350 т. Общество "По Волге". С 1930-х гг. "Иосиф Сталин".

27. Григорий, 1909 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 20 км/час Пассажировместимость — 79-400 чел. Грузоподъемность — 400 т. Пароходство бр. Каменских. С 1923 г. — "1-ое мая".

28. Марианна, 1909 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 23 км/час Пассажировместимость — 81-450 чел. Грузоподъемность — 400 т. Бр. Каменских и Мешкова.

29. Наталия, 1909 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 23 км/час Пассажировместимость — 81-450 чел. Грузоподъемность — 400 т. Бр. Каменских и Мешкова.

30. Фёдор, 1909 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 900 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 79-450 чел. Грузоподъемность — 400 т. Бр. Каменских и Мешкова.

31. Александр, 1910 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь", вл. В. Лапшина.

32. Василий Лапшин, 1910 г. Сормовский завод. Мощность — 1000 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь", вл. В. Лапшина.

33. Баян, 1912 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 400 т. О-во "По Волге". C 1922 г. "Михаил Калинин".

34. Витязь, 1912 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 97-660 чел. Грузоподъемность — 400 т. о-во "По Волге". C 1922 г. "III -ий Интернационал".

35. А.П. Мещерский, 1913 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь", вл. В. Лапшина.

36. И.С. Тургенев, 1913 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 800 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 130-600 чел. Грузоподъемность — 300 т. О-во "Самолёт".

37. Илья Муромец, 1913 г. Сормовский завод. Мощность — 740 л.с. Скорость — 23 км/час Пассажировместимость — 500 чел. Грузоподъемность — 350 т. Акционерное общество Волжско-Камского коммерческого пароходства.

38. Харитоненко, 1913 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь", вл. В. Лапшина.

39. Великая княжна Ольга Николаевна, 1914 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 115-500 чел. О-во "Самолёт". С 1918 г. "Володарский".

40. Великая княжна Татьяна Николаевна, 1914 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 115-500 чел. Грузоподъемность — 200 т. О-во Самолет. С 1918 г. "Спартак".

Пароход «Баян», 1912 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 400 т. О-во "По Волге". C 1922 г. «Михаил Калинин».
Пароход «Баян», 1912 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 400 т. О-во "По Волге". C 1922 г. «Михаил Калинин».
1912 г. Пароход «Баян». Интерьер.
1912 г. Пароход «Баян». Интерьер.
1912 г Пароход «Баян» у причала судостроительной верфи завода "Сормово".
1912 г Пароход «Баян» у причала судостроительной верфи завода "Сормово".
1912 г. Пароход «Баян». Коридор для кают 1-го класса.
1912 г. Пароход «Баян». Коридор для кают 1-го класса.
Пароход «Витязь», 1912 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 97-660 чел. Грузоподъемность — 400 т. о-во "По Волге". C 1922 г. «III Интернационал».
Пароход «Витязь», 1912 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 97-660 чел. Грузоподъемность — 400 т. о-во "По Волге". C 1922 г. «III Интернационал».
1912 г. Пароход «Витязь». Салон 1-го класса.
1912 г. Пароход «Витязь». Салон 1-го класса.
Пароход «А.П. Мещерский», 1913 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь".
Пароход «А.П. Мещерский», 1913 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 16 км/час Пассажировместимость — 97-600 чел. Грузоподъемность — 600 т. Пароходное общество "Русь".
1913 г. Пароход «А.П. Мещерский». Салон 1-го класса.
1913 г. Пароход «А.П. Мещерский». Салон 1-го класса.
1913 г. Пароход «А.П. Мещерский». Салон 2-го класса.
1913 г. Пароход «А.П. Мещерский». Салон 2-го класса.
1914 г. Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна». Салон 1-го класса.
1914 г. Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна». Салон 1-го класса.
Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», 1914 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 115-500 чел. О-во "Самолёт". С 1918 г. «Володарский».
Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», 1914 г. Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 115-500 чел. О-во "Самолёт". С 1918 г. «Володарский».
Пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна», 1914 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 115-500 чел. Грузоподъемность — 200 т. О-во Самолет. С 1918 г. «Спартак».
Пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна», 1914 г. Нижний Новгород, Сормовский завод. Мощность — 1200 л.с. Скорость — 22 км/час Пассажировместимость — 115-500 чел. Грузоподъемность — 200 т. О-во Самолет. С 1918 г. «Спартак».
Пароход «Н.В. Гоголь», 1911 г. Сормовский завод. Мощность — 380 л.с. Скорость — 18 км/час Пассажировместимость — 140-555 чел. Северное пароходное общество «Котлас — Архангельск — Мурманск».
Пароход «Н.В. Гоголь», 1911 г. Сормовский завод. Мощность — 380 л.с. Скорость — 18 км/час Пассажировместимость — 140-555 чел. Северное пароходное общество «Котлас — Архангельск — Мурманск».
В ходе капитального ремонта 1939—1941 гг. корпус судна был перестроен, но паровая машина и паровые котлы остались прежними. В 1958—1959 гг., в ходе нового ремонта, котлы были переведены с угольно-дровяного на нефтяное питание (мазут).
В ходе капитального ремонта 1939—1941 гг. корпус судна был перестроен, но паровая машина и паровые котлы остались прежними. В 1958—1959 гг., в ходе нового ремонта, котлы были переведены с угольно-дровяного на нефтяное питание (мазут).
В 1972 году «Н.В. Гоголь» стал плавучей базой отдыха ФГУП «Звёздочка» в Северодвинске, поэтому не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той эпохи. И теперь радует глаз своей стариной.
В 1972 году «Н.В. Гоголь» стал плавучей базой отдыха ФГУП «Звёздочка» в Северодвинске, поэтому не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той эпохи. И теперь радует глаз своей стариной.
Пароход «Н.В. Гоголь». Салон отдыха в носовой части второй палубы.
Дай Бог здоровья всем тем, кто сохранил и поддерживает в порядке этот пароход, и их детям и внукам, и всему их роду — за это большое благое дело!
Пароход «Н.В. Гоголь». Салон отдыха в носовой части второй палубы. Дай Бог здоровья всем тем, кто сохранил и поддерживает в порядке этот пароход, и их детям и внукам, и всему их роду — за это большое благое дело!

Мы рассмотрели только один Сормовский завод. Вообще судостроительных заводов на Волге было много, а таких, как Сормовский, несколько!