Найти в Дзене

Японский феникс на российских дорогах: Toyota официально возвращается – что и почем, и какие сюрпризы нас ждут? Мнение бывалого автомеханика

Оглавление

Приветствую вас, дорогие друзья-автолюбители! С вами, как всегда, Сергей, ваш надежный механик, который не понаслышке знает, что такое настоящий автомобильный голод. Помните, не так давно мы с вами рассуждали о перспективах возвращения Toyota на российский рынок? Многие тогда скептически покачивали головами, указывая на сложности с логистикой, санкциями и общую неопределенность. Но я, как человек, повидавший на своем веку немало визитов и уходов автогигантов, всегда верил в мудрость восточных партнеров и их способность находить выход из самых сложных ситуаций. И вот, похоже, мои прогнозы начали сбываться с головокружительной скоростью: японский концерн Toyota, к огромной радости тысяч российских поклонников надежности, качества и легендарной живучести, снова официально предлагает свои автомобили на нашем рынке!

Это не просто очередная ласточка параллельного импорта, дорогие мои, хотя и он последние годы здорово выручал нас, помогая хоть как-то утолить автомобильный голод. Речь идет о возобновлении продаж через структуру, которая напрямую, плотно и неразрывно связана с самим концерном Toyota. По информации, тщательно собранной и проанализированной авторитетными автомобильными ресурсами, в частности проектом «Авто Mail», который досконально изучил лоты продаж на одном из крупнейших классифайдов Auto.Ru, российская «дочка» японского автогиганта – компания ООО «СП Бизнес Кар» – вновь полноценно приступила к реализации автомобилей культовой японской марки.

Toyota Land Cruiser Prado
Toyota Land Cruiser Prado

Почему Toyota уходила? Вспомним нелегкие времена.

Прежде чем радоваться возвращению, давайте вкратце вспомним, почему Toyota, имея собственное производство в Санкт-Петербурге, обширную дилерскую сеть и огромную базу лояльных клиентов, приняла решение о приостановке деятельности в России в 2022 году. Это было не эмоциональное, а крайне взвешенное и вынужденное решение, продиктованное целым комплексом внешних факторов:

Санкционное давление и геополитический ландшафт: Введение масштабных международных санкций против России со стороны множества государств, включая Японию, создало практически непреодолимые барьеры для ведения полноценного бизнеса. Эти ограничения затрагивали не только прямые поставки готовой продукции, но и финансовые транзакции, отлаженные логистические цепочки, возможности технологического обмена и даже передвижение ключевого персонала. Toyota, будучи глобальной корпорацией, оказалась под колоссальным давлением, стремясь соблюдать все международные нормы и избегать вторичных санкций.

Коллапс логистических поставок: Автомобильная промышленность – это гигантская глобальная сеть, зависящая от своевременной и бесперебойной доставки десятков тысяч различных комплектующих из разных уголков планеты. С началом событий 2022 года, привычные морские, железнодорожные и автомобильные маршруты, связывающие заводы Toyota с российским производством, были либо полностью прерваны, либо стали непредсказуемыми и экономически нецелесообразными. Нарушение ритмичности поставок в считанные дни привело к принудительной остановке производства на заводе в Санкт-Петербурге, что является финансовой катастрофой для любого крупного промышленного предприятия.

Глобальный дефицит компонентов: Ещё до 2022 года мировая автоиндустрия столкнулась с острейшим дефицитом полупроводников и других критически важных электронных компонентов. Геополитическая ситуация и введенные санкции лишь усугубили эту проблему для российского рынка, сделав практически невозможным доступ к «мозгам» и нервной системе современных автомобилей, напичканных электроникой.

Экономическая нестабильность: Резкие и непредсказуемые колебания курса рубля, галопирующая инфляция и общая экономическая неопределенность значительно затруднили бизнес-планирование, ценообразование и прогнозирование прибыли. Вести долгосрочные проекты и инвестировать в таких условиях было сопряжено с неприемлемыми рисками.

Репутационные риски: Многие международные компании столкнулись с огромным давлением со стороны общественности, инвесторов и правительств, призывавших к полному сворачиванию деятельности в России. Для такого гиганта, как Toyota, поддержание безупречной глобальной репутации и соответствие этическим нормам является одним из важнейших нематериальных активов.

Таким образом, уход Toyota был не спонтанным жестом, а вынужденным, сложным и стратегическим шагом, продиктованным совокупностью вышеуказанных факторов. Завод в Санкт-Петербурге был передан государственному предприятию ФГУП «НАМИ», что позволило сохранить часть активов и, возможно, оставить мостик для будущего.

Toyota RAV4
Toyota RAV4

"СП Бизнес Кар": Ключ к возвращению?

И вот тут кроется ключевой момент, подтверждающий серьезность намерений и «официальность» текущего возвращения: упомянутая российская компания ООО «СП Бизнес Кар» – это не просто очередной мультибрендовый дилер, решивший импортировать Toyota по параллельным каналам. Согласно корпоративной структуре, с долей в 94% она напрямую принадлежит самому японскому концерну Toyota Motor через одну из его крупнейших торговых компаний – Toyota Tsusho Corporation. Оставшиеся скромные 6% акций находятся в руках российского менеджмента дилерского холдинга. Это означает, что Toyota фактически не прекращала свою деятельность на российском рынке полностью, а лишь "затаилась", сохраняя контроль над своими ключевыми активами и каналами, ожидая более благоприятного момента. И этот момент, кажется, настал.

Что же доступно и откуда едут машины?

Теперь о самом интересном – что же можно приобрести уже сейчас и каково происхождение этих автомобилей? Столичный автосалон «Тойота Центр Каширский», удобно расположенный на МКАД и являющийся частью структуры упомянутого холдинга «СП Бизнес Кар», уже выставил на продажу целый ряд давно желанных и, можно сказать, культовых моделей. Это те самые автомобили, по которым скучали российские дороги, автолюбители и, признаюсь, я сам, как механик, привыкший к их надежности и предсказуемости.

Среди доступных предложений:

Toyota Land Cruiser Prado: Легендарный внедорожник, выпущенный в 2024 году, теперь доступен по цене от 10,7 миллиона рублей (без учета дополнительных выгод). И это отличная новость для тех, кто ценит внедорожные качества и надежность этого "проходимца".

Toyota Highlander: Для любителей просторных и комфортных кроссоверов, а также тех, кто ищет вместительный семейный автомобиль, вновь появился Toyota Highlander 2025 модельного года. Его можно приобрести за сумму от 6,5 миллиона рублей, оснащенным 2,0-литровым мотором.

Toyota RAV4: Культовый кроссовер пятого поколения, один из самых продаваемых в мире, доступен по цене от 5,7 миллиона рублей. Его универсальность и практичность вновь будут оценены по достоинству.

Toyota Land Cruiser 300: Флагманский внедорожник, символ статуса и несокрушимости, предлагается по стартовой цене от 14 миллионов рублей. Его возвращение будет встречено с особым энтузиазмом.

Toyota Camry: И, конечно же, куда без бизнес-седана? Toyota Camry 2024 года выпуска, неизменный лидер в своем сегменте, предлагается по стартовой цене от 4,8 миллиона рублей.

Toyota Highlander
Toyota Highlander

География поставок: Новые маршруты и старые друзья.

Самый интересный аспект, который проливает свет на новую стратегию поставок, это происхождение автомобилей. Как отмечает «Авто Mail», изучивший VIN-номера представленных экземпляров:

Японская сборка: Модели Toyota RAV4, Land Cruiser Prado и флагманский Land Cruiser 300 поставляются напрямую с японских производственных площадок Toyota. Это прекрасная новость для ценителей традиционного японского качества сборки.

Китайский импорт: А вот Toyota Highlander и, что интересно, Toyota Camry импортируются с китайских заводов, а именно, с предприятия GAC Toyota, расположенного в Гуанчжоу. Это подтверждает ранее обсуждавшиеся нами сценарии о переориентации логистических цепочек на азиатский регион и использовании мощностей Toyota в странах, не подпадающих под жесткие санкции.

Что это означает для российского авторынка и для нас, автолюбителей?

Это событие имеет огромное значение, выходящее за рамки простого появления новых автомобилей:

Сигнал для других брендов: Возвращение такого гиганта, как Toyota, может стать мощным сигналом для других крупных мировых автопроизводителей, приостановивших свою деятельность в России. Это показывает, что даже в условиях изменившегося геополитического ландшафта, пути для возвращения на такой крупный и важный рынок, как российский, существуют.

Усиление конкуренции: Чем больше игроков на рынке, тем лучше для конечного потребителя. Приход «официальных» Toyota заставит остальных производителей, особенно китайских брендов, значительно пересмотреть свою ценовую политику и улучшить качество предлагаемых услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Toyota Land Cruiser 300
Toyota Land Cruiser 300

Доступность запчастей и сервиса: Это один из самых болезненных вопросов последних лет. Возобновление официальных каналов поставок запчастей и восстановление полноценного фирменного сервисного обслуживания значительно облегчат жизнь не только покупателям новых Toyota, но и владельцам уже существующих автомобилей этой марки. Полноценная гарантия от производителя – это залог спокойствия для покупателя.

Расширение выбора: Чем шире выбор, тем больше возможностей для каждого найти автомобиль, максимально соответствующий его потребностям и бюджету.

Возможное снижение цен: Конкуренция на рынке всегда является двигателем для снижения цен. И хотя текущие ценники на представленные Toyota весьма внушительны, их появление может привести к постепенной корректировке стоимости и других автомобилей.

Toyota Camry
Toyota Camry

Заключение: Новая глава для старой легенды.

Возвращение Toyota на российский авторынок – это не просто новость, а событие, которое, безусловно, изменит ландшафт российской автомобильной индустрии. Оно показывает гибкость глобальных корпораций и их стремление адаптироваться к новым условиям, а также подтверждает значимость российского рынка. Пусть путь поставок и дистрибуции теперь иной, и ценники соответствуют текущей реальности, но главное – это появление надежных, проверенных временем автомобилей и, что немаловажно, восстановление привычного уровня сервиса и поддержки. Мы, автомеханики, всегда готовы к работе с любыми автомобилями, но возвращение таких легенд, как Toyota, всегда радует, потому что означает стабильность и уверенность в будущем. Будем следить за развитием событий и, возможно, совсем скоро снова увидим эти знакомые логотипы на наших дорогах в полноценном объеме.