Я не знаю, как сложилась судьба этой девочки, кроме того, что она всё же стала писательницей, как и мечтала в детстве. Я не знаю, что случилось с её мамой, и какие отношения у них сейчас. Но сегодня, в День защиты детей, простой и непримечательный для большинства праздник, о котором многие вспоминают лишь проходя мимо детского сада, украшенного воздушными шарами, очень хочется, чтобы вы прочитали эту маленькую повесть. Те, кто пережил или переживает нелюбовь родителей, те, кто любит или не любит своего ребенка и те, кто только готовится стать мамой.
«Я не знаю, как живут другие дети и мамы. Может, так живут все, и этот образ жизни — это то, к чему все привыкли. Но я знаю, что во мне по чуть-чуть что-то умирает».
Васса Богданова
Повесть - классический представитель распространенного нынче жанра «литература травмы», который многие категорически не приемлют. В защиту откровенной прозы Богдановой хочу сказать, что в отличие от большинства произведений о травмах детства и юности, она не позиционирует свой опыт, как «голос поколения» и что-то повсеместное. Это личная, очень личная история, главная цель которой не нагнетать обстановку или ужасать случайного читателя, а попытаться помочь тем, кому знакома эта боль. И потому, несмотря на тяжесть описываемого, послевкусие – светлое и обнадеживающее. Повесть о безусловной любви ребёнка, которая ранит до слёз.
«Для меня эта повесть о любви и вере и в первую очередь я посвящаю ее любимым. Так же она посвящается всем тем, кто старается сохранить любовь, несмотря на обстоятельства жизни».
Васса Богданова
📚Васса Богданова «Мама, Фока, мышь…»
Жила-была одна девочка. В 1992 году Василине уже почти двенадцать, как и все дети, она ходит в школу и пытается завести друзей, с теплотой вспоминает умершую бабушку, обожает свою кошку Фоку, скучает по старшему брату, который в военном училище, пишет стихи и рассказы. Вроде бы всё, как у всех, кроме одного – Василину не любит самый близкий человек, мама. Мама, для которой дочь в зависимости от ситуации и обстоятельств – «Василина, Василинка, или выродок, или мышь».
Василина может сколь угодно стараться, чтобы заслужить внимание и любовь матери, но всё тщетно. Мать, явно с психическими проблемами (иначе как ещё объяснить всё то, что она творит), играет в какую-то жестокую, извращенную игру по только ей известным правилам. Игра, в которой всегда один проигравший – её родная и такая «ужасная» дочь.
«Я думаю, что мир — это нечто уродливое и страшное, как тюрьма. В этом мире нет места для радости. А даже если и есть, то за мгновением радости следует мучительное и долгое страдание. В этом мире злые люди делают злых людей и, видимо, я тоже стану злой. Здесь бермудский треугольник вселенной, где бесследно исчезает все хорошее и доброе».
Васса Богданова
Мама издевается над девочкой как физически, так и морально. И ещё непонятно, что хуже. Разброс от «ненавижу», когда стоимость разбитых ваз ценится выше жизни (шкуры) девочки и бесчисленных оскорблений, до «никто не будет любить тебя так, как я». А ещё поразили дичайшие разговоры, какие-то психологические эксперименты над ребенком. Указать на какую-нибудь девочку в очереди и начать расписывать, что вот такую дочку она хотела бы, или сначала обнять (нонсенс!), а потом угрожать расправой. Мол, родила себе игрушку для битья, имею право. Как поведет себя подопытный кролик на этот раз? Сломается, или нет?
«…слушай сюда, отходы моей жизнедеятельности. Будет так, как мне надо. Ты можешь сколько угодно выступать, пытаться привлечь к себе внимание, но я тебя все равно сломаю. Запомни это. Я решаю твою жизнь, я решаю, какой ты будешь, где ты будешь, с кем и когда. Ты мой придаток, моя вещь. Будешь упираться, я тебя и родных, и семьи лишу. И всех спасателей твоих я от тебя отважу, никто тебе не поможет. Сдохнешь, а меня жалеть будут».
Васса Богданова
При посторонних новая игра - в хорошую маму и так себе дочь. Игра, в результате которой «все вокруг убеждены, что Василина неадекватная, но сильно любимая дочь». В такие моменты мама ласково называет её Василинкой, разрешает есть торт и сетует подругам, как непросто ей с таким сложным подростком, который перманентно врет, закатывает истерики и выцарапывает глаза на фотографиях.
«Я стою как вкопанная. Меня постоянно парализует эта «Василинка». Кажется, что в этот момент мама обращается не ко мне, а к какой-то другой девочке, которую только что достали из шкафа. Мама сама подходит ко мне, обнимает за плечи, прижимает к себе. Это почти мучительно. Всё внутри меня сжимается, и я не понимаю, как себя вести».
Васса Богданова
Самое удивительное и даже поразительное во всей этой истории - отношение Василины к маме. Как она восхищается её красотой, умением одеваться. Как искренне любит её. Да, после всего того, что мать ежедневно и методично вершит, Василина любит маму. Любит так, как могут, наверное, любить только ненужные дети. Пишу и мурашки нервные бегут, потому как невозможно представить, что есть такие вот «мамы». Почему мать такая неадекватная – вопрос. То ли её саму не любили (она всем рассказывает какие-то страшные истории о своем детстве), то ли отец Василины из неё всю любовь выбил (что тоже не факт), то ли она просто всегда была такой и ей в принципе незнакомо это чувство. Видит ли в дочери продолжение своей никчемной жизни, повторение своей несчастливой женской судьбы, и вместо помощи заклевывает? Хотя ведь сына – обожает. Парадокс просто.
«Мама ходит по квартире, собирается на работу. Я слышу, как она пшыкает на себя духами, много. Маме нравится, когда запах духов очень сильный. А мне не нравится. Из-за этих духов я забываю, как пахнет сама мама».
Васса Богданова
Что еще отличает повесть Вассы Богдановой (помимо личностного ориентирования и светлого финала) от произведений, пожалуй, самых знаменитых российских представителей литературы травмы – Евгении Некрасовой, Веры Богдановой и Оксаны Васякиной, так это стиль и язык. Последние пишут великолепно. Когда начала читать «Мама, Фока, мышь…», споткнулась о кучу нелепых каких-то орфографических и пунктуационных ошибок, которые так и не прекратились до конца книги. Сразу же мысленно занесла это в жирный минус. Но потом, уже когда читала послесловие – «для всех, кто любил и надеялся, но так и не дождался», с советами, как разобраться со своими личными детскими травмами, я поняла, что автор сделала это намеренно. Возможно, я и ошибаюсь, но проверила – в других рассказах Богдановой ошибок нет. Значит это такой способ приблизиться к читателю – показать мир глазами двенадцатилетней девочки, которая ведет свой дневник так, как умеет. И это трогает ещё больше.
«— Всё, что происходит дома за закрытой дверью, должно оставаться дома за дверью! <…> Нельзя выносить сор из избы! - заявляет мама.
— Это очень удобная позиция, говорит Иван Николаевич, для тех, кто за закрытыми дверями творит зло».
Васса Богданова
Спасибо за внимание, друзья. Повесть можно прочитать совершенно бесплатно, она в открытом доступе на сайте автора. Ссылку закреплю в комментарии.