Найти в Дзене
Russian Smart News

Российские ученые создали сверхпрочное покрытие для авиадвигателей

Специалисты Уральского федерального университета (УрФУ) совместно с Институтом электрофизики УрО РАН представили революционное покрытие SiAlCN (кремний-алюминий-углерод-азот). Этот материал обеспечивает надежную защиту компонентов авиадвигателей от окисления при сверхвысоких температурах, что критически важно для гражданской авиации и вертолетов. ✔ Синтез при низких температурах (всего до 400°C)
✔ Рекордная твердость – до 31 ГПа (как у алмазоподобных покрытий)
✔ Отсутствие дефектов в структуре материала
✔ Универсальность – подходит для стали, титана и даже поликарбоната В отличие от традиционных методов, требующих нагрева свыше 1000°C, новая технология исключает риск деформации деталей. В основе разработки – уникальная гибридная технология, объединяющая:
🔹 Испарение алюминия
🔹 Плазменную активацию кремнийорганического прекурсора На совершенствование технологии ушло 2 года и более 10 серий испытаний. В результате ученые добились идеального состава и структуры покрытия. ✈ Авиастроение
Оглавление

Прорыв в авиационных материалах

Специалисты Уральского федерального университета (УрФУ) совместно с Институтом электрофизики УрО РАН представили революционное покрытие SiAlCN (кремний-алюминий-углерод-азот). Этот материал обеспечивает надежную защиту компонентов авиадвигателей от окисления при сверхвысоких температурах, что критически важно для гражданской авиации и вертолетов.

Ключевые преимущества разработки

Синтез при низких температурах (всего до 400°C)
Рекордная твердость – до 31 ГПа (как у алмазоподобных покрытий)
Отсутствие дефектов в структуре материала
Универсальность – подходит для стали, титана и даже поликарбоната

В отличие от традиционных методов, требующих нагрева свыше 1000°C, новая технология исключает риск деформации деталей.

Как создавалось инновационное покрытие?

В основе разработки – уникальная гибридная технология, объединяющая:
🔹 Испарение алюминия
🔹 Плазменную активацию кремнийорганического прекурсора

На совершенствование технологии ушло 2 года и более 10 серий испытаний. В результате ученые добились идеального состава и структуры покрытия.

Где будет применяться новинка?

Авиастроение – защита турбин от перегрева и коррозии
🏭
Промышленность – обработка металлов и полимеров
📡
Высокие технологии – создание сверхчувствительных тонкопленочных датчиков

«Технология готова к масштабированию для промышленного производства», – подчеркивает Андрей Меньшаков, старший научный сотрудник УрФУ.

Планы по внедрению

В ближайшее время покрытие испытают на реальных компонентах:
🔸 Газовых турбинах
🔸 Реактивных двигателях

Параллельно ведутся работы по адаптации технологии для других отраслей, включая энергетику и электронику.

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (грант №20-79-10059) и опубликовано в авторитетном журнале Ceramics.