Найти в Дзене

Стыдно за свой страх познакомиться: о социальных фобиях и пути к свободе

Не зря говорят: выступать перед людьми — один из давних человеческих
страхов. Наверное, большинство из нас когда-то ловило себя на внутреннем ступоре: нужно поздороваться с незнакомцем, рассказать о себе на работе или выйти на сцену. И — вот он, комок в горле, влажные ладони, дрожащий голос. Кажется, что подобное чувство — исключительно наша “поломка”, мелкая уязвимость, которой нужно стыдиться. Особенно в эпоху соцсетей и публичного успеха, когда и у подростка, и у CEO, и у школьной учительницы ожидания одни: будь ярким, инициативным, заводи новые контакты, смело заявляй о себе. Но правда? Даже у тех, кто ежедневно выходит к зрителям, бывает то же самое. Социальные фобии не выбирают по статусу и профессии — они могут появиться и у студента, и у профи с двадцатью годами на телевидении, и даже у артиста, голос которого знают миллионы. Мы часто видим внешнюю сторону — уверенность, харизму, свободную
речь. Но то, что происходит внутри, спрятано глубоко. И чем больше
человек связан с о
Оглавление

Не зря говорят: выступать перед людьми — один из давних человеческих
страхов.
Наверное, большинство из нас когда-то ловило себя на внутреннем ступоре: нужно поздороваться с незнакомцем, рассказать о себе на работе или выйти на сцену. И — вот он, комок в горле, влажные ладони, дрожащий голос.

Кажется, что подобное чувство — исключительно наша “поломка”, мелкая уязвимость, которой нужно стыдиться. Особенно в эпоху соцсетей и публичного успеха, когда и у подростка, и у CEO, и у школьной учительницы ожидания одни: будь ярким, инициативным, заводи новые контакты, смело заявляй о себе.

Но правда? Даже у тех, кто ежедневно выходит к зрителям, бывает то же самое. Социальные фобии не выбирают по статусу и профессии — они могут появиться и у студента, и у профи с двадцатью годами на телевидении, и даже у артиста, голос которого знают миллионы.

Мы часто видим внешнюю сторону — уверенность, харизму, свободную
речь. Но то, что происходит внутри, спрятано глубоко. И чем больше
человек связан с ожиданиями окружающих, тем выше ставка его внутренних страхов. Это не каприз психики, а сложный и древний защитный механизм, с которым сталкивались и будут сталкиваться самые разные люди.

Иногда именно на этом невидимом фронте рождаются по-настоящему ценные человеческие истории. Потому что страх соединяет всех: герой ли ты на сцене, или просто, как большинство, боишься поднять руку первому.

Страх сцены и взглядов: известные люди, которые не любят быть в центре

Сложно поверить, но даже те, кого мы привыкли называть “звёздами”, не всегда чувствуют себя свободно под пристальным взором публики. Леонид Парфёнов, один из самых известных российских тележурналистов, признавался в интервью, что прямой эфир для него каждый раз — вызов, способный вызвать почти физическую тревогу:

«Я всегда панически боялся камеры. У меня были приступы страха, даже когда я уже стал ведущим программы. Иногда буквально сковывало горло»
Интервью для ТВ-Центр, 2012

Это — реальность людей, которых мы ассоциируем с абсолютной
уверенностью. Алиса Фрейндлих, всенародно любимая актриса, несмотря на десятилетия на сцене, до сих пор говорит о волнении за кулисами:

«У меня никогда не пропадала дрожь перед выходом к зрителям. Если честно, снимает только аплодисменты»
Газета «Известия», 2017

Важно понимать: социальная тревога — не про характер или слабость.
Это нечто большее, встроенное в природу нашей эмоциональной жизни. Она проявляется не только на сцене. Человек боится оценивания, растеряет слова на совещании, спрячет глаза на вечеринке, — и думает:
ну почему же я такой?

Механизмы те же — эмпатия, страх быть отвергнутым, подспудное желание соответствовать ожиданиям. Даже самый медийный, опытный, признанный — всего лишь человек перед лицом чужих взглядов. И иногда это позволяет нам увидеть в известных лицах себя самих — с их дрожью, потными ладонями и настоящим человеческим чувством уязвимости.

Почему вообще страшно? Внутри мозга, где мозг не отличает зал от стаи

Любопытно: страх публичных контактов не удел "неуверенных" или только молодых. Это эволюционная реакция. Учёные считают, что наш мозг воспринимает несколько десятков глаз на себе как угрозу, сравнимую с опасностью в природе. Когда-то не понравиться племени было действительно смертельно опасно: лишиться поддержки означало погибнуть.

Сегодня вместо саблезубых тигров — микрофоны, Zoom и новые
знакомства. Но запускается та же нейробиология: в дело вступают
миндалина и гипоталамус — центры “тревоги” и “беги-замри”. Сердце
начинает биться чаще, ладони потеют, пропадает голос — всё
по-настоящему. Это запускается настолько быстро, что никакая логика не успевает вмешаться до того, как волна тревоги захлестнёт.

Почему одним кажется, что “все смотрят” и оценивают, а другие живут
проще? Часто не потому, что первым не хватает таланта. Причин может быть несколько:

  • Ранние травматичные опыты (школьные насмешки, стыд)
  • Семейные установки: “не высовывайся”, “стыдно ошибаться”
  • Врожденная чувствительность к оценке

Все эти факторы могут усилить зону тревоги, и наша задача — научиться видеть их, не злиться на себя, а “замечать и принимать”.

Забавно, но в этом мы схожи с самыми уверенными из знаменитых —
биологические схемы рабoтают у всех одинаково. И это если задуматься,
очень облегчает задачу: раз переживают даже те, кто на афишах, значит мы просто… люди.

3 шага, чтобы попробовать иначе

Если чужие взгляды всё ещё кажутся враждебными, начните с простого:
признайте свой страх законным. Вас не “сломали”, не “исправляйте” себя любой ценой. Даже те, кого вы называете харизматичными или гениальными, проходят через такой же внутренний холод.

Во-вторых, задайте себе вопрос: а должен ли я нравиться всем
присутствующим?
Момент удивительно освобождает — ведь аплодисменты не обязаны быть универсальными, а несовершенство не смертельно. Это говорила и Алиса Фрейндлих в одном из интервью:

“Я всегда боюсь не понравиться всем. Но поняла: невозможно нравиться всем, поэтому стараюсь быть честной с собой, а не соответствовать органу ожиданий”
Известия, 2017

И, наконец, попробуйте маленький эксперимент: представьте, что ваши
нервные проявления — это маркер внутренней живости. Да, может быть дрожь в голосе, зато вы настоящий. Позволить себе быть волнуемым — значит принять себя живым и отзывчивым.

Страх новых знакомств или публичности на самом деле — общий язык. Это тот мостик, который соединяет нас с другими: и с теми, кто на экранах, с ближайшими друзьями, и с собой прошлым. Проговорите это себе: “я имею право тревожиться”. Возможно, так вы чуть раньше начнёте замечать в себе новое — уверенность не в отсутствии страха, а в умении двигаться несмотря на него.

Здесь уместно спросить: а вы помните свой первый опыт, когда нужно
было выйти из “зоны тени”? Как с этим справились? Поделитесь, если
хочется, — быть услышанным легче, чем кажется.

Подписывайтесь на канал, чтобы быть в кругу своих!