Найти в Дзене

Работа с неговорящими детьми

У взрослых, например афазиков, речь до заболевания уже была сформирована и  связана с определенным опытом.

У детей такая связь отсутствует, её нужно создать. Такое положение, с одной стороны, имеет свои минусы, а с другой — плюсы. Минусы в том, что у ребенка не было речевого опыта, и его оживление не имеет смысла. Но, если не начать ему помогать произносить звуки, будут копится страхи и непонимание, почему не получается произнести звукосочетания. Часто не по годам умный ребёнок вообще отказывается что-то произносить. Чтобы этого не случилось, нужна помощь взрослых.

молчун
молчун

Обходные методы нужно выбирать осторожно, просить произнести гласные вместе с ребёнком. а потом по очереди. Радоваться, что получилось, не оценивать ребёнка (ты молодец), а оценивать само произнесение (хорошо сказал, получилось)

 Л.С. Выготский разработал систему работы с зонами ближнего и дальнего развития, а также включения опережающего развития. Последнее состоит в том, что новый вид деятельности осваивается в период, когда предыдущий до конца не отработан.
Проще говоря, попробуйте вместе с ребёнкм что-то сделать, что ещё довольно трудно. Если не получилось спокойно переходите на более лёгкий вариант работы, который видится ребёнку как ерунда и он уже не сильно боится. Он доволен, он смог.

Отсутствие полноценной речи к трём годам — это тревожный сигнал. Ребёнок придумывает свою речь, состоящую из коротких слогов и жестикуляции, побуждая взрослых домысливать то, что он хотел сказать.
Важно не пойти взрослым на поводу. Без напряжённоего ожидания взрослыми, что ребёнок сам начнёт говорить, нужно сначала взрослому сказать, а потом  побудить его повторить вместе.

Очень важно задавать вопрос с выбором ответа: ты хочешь молока или чаю? Ребёнок будет вынужден сказать, а не просто кивнуть головой.

Если ребёнок до трёх лет вообще молчит, всё понимает, то можно начинать с пения гласных и чтения. Начинать учить читать  нужно с простых слов АУ, УА, МА, МУ, АМ, УМ, САМ ит.д. Буквы можно лепить из пластилина, начинать со слов, у которых звуки тянутся (сонорные), исключить звукивзрывные - К,Г,Б,П,Д,Т  в начале слов. После обучения чтению такие дети начинают говорить без особого побуждения.

Таким образом обходные методы состоят  в обращении к букве как аналогу звука речи, воспринимаемого на слух, или же к графическому образу слова как аналогу слова звучащего, т.е. к чтению. Очень хорошо обучать глобальному способы чтения сразу целыми словами.

Обязательным условием является постоянное озвучивание обучающим слова, при этом по мере озвучивания проводить пальцем по слову синхронно с произношением. Благодаря этому формируется ассоциативная связь слова и предмета или действия, изображенных на картинке, а затем и непосредственно их связь со звучащим словом.
Логопедическую работу  следует начинать рано. Важно, чтобы она не сводилась  только к тому, как произносить звуки речи. Главным в обучении должно быть формирование словаря, развитие грамматических навыков, обучение связной речи, способы ее интонационного оформления т.д.

Графический (буквенный образ) слова активизирует преимущественно теменно-затылочные зоны обоих полушарий. Слуховой образ обрабатывается височной левой и частично правой зонами.
Ребёнок начинает вслушиваться в звуки и составлять из них слова.
Итак, неговорящих детей  целесообразно учить читать и писать прежде, чем они начнут говорить «со слуха», а потом включать фонематический слух. Произносит взрослым котркие слова по звукам ( как они звучат, так и призносить). Ребёнку нужно произнести слово целиком.


Стимулировать психическое и речевое развитие ребенка, если обнаруживается, что оно не соответствует норме, необходимо с самого раннего возраста, практически с нуля. Слабый, мало модулированный крик маленького ребенка — основание для того, чтобы уже на этом этапе  сделать вывод или о неполноценности голосового отдела артикуляционного аппарата, или же о незрелости психики.

Отсутствие у ребенка гуления или его слабость, неактивность в двух-трехмесячном возрасте — также показатель функциональной недостаточности подкоркового уровня (слабое побуждение к различного рода движениям, преимущественно итеративного характера). Необходимо, чтобы они были специально стимулированы.

С самыми маленькими детьми, у которых отсутствует гуление или активность его чрезвычайно мала, работа состоит в произнесении медленно слогов взрослыми, чуть нараспев, привлекая внимание малыша к артикуляции взрослого и побуждая ребёнка к гулению. Эти меры рассчитаны на вызов раннего подражательного рефлекса.


В том случае, если у ребенка в 6 - 8 месяцев отсутствует лепет, необходимо заниматься, так же, как и при отсутствии гуления, то есть стимулировать лепет.

Таким образом, важно привлечение внимания ребенка к лицу говорящего, к артикуляционным позам при произнесении разных слогов, так, чтобы ребенок имел возможность хорошо слышать звучание и внешний уклад артикуляции звуков речи: «ба-ба-ба; да-да-да-да; га-га-га; ту-ту; па-па-па-па; ба-ба-ба; бу-бу-бу; би-би-би; бы-бы-бы; аба-ба; абу-бу; абиб-би; абы-бы»... Полезно также играть с губами, лицом ребенка. Говорите неторопясь, чётко.

Каждая цепочка произносится нарочито ритмично и медленно. Слоги, воспроизводимые в заданном ритме, являются крайне важным стимулом. Он рассчитан на то, что включившиеся в деятельность подкорковые структуры мозга автоматически окажут восходящие активирующие влияния на кору мозга.

Эти приемы стимулируют височные (слуховые) доли мозга, которые в конечном итоге становятся основными в осуществлении речевой функции.
Очень важно развивать гибкость и ловкость пальчиков, проводить массаж кистей рук, пальчиков, особенно первой фаланги и подушечек.
Делать массаж воротниковой зоны плеч, щёк, губной мышцы, языка.
Активно использовать губы при произношении гласных. А О У Э И Ы. Со звуком и без звука.
Сочетание этих звуков с опорой на один из них ( как в словах выделение ударного гласного). Движения должны быть максимально осознанными и настраиваться на вслушивание звуков.