Найти в Дзене

Конспект занятия по формированию гендерной идентификации у детей старшего дошкольного возраста

Автор Е. М. Попова — ст. воспитатель МДОБУ д/с № 127, г. Сочи

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Представляю вниманию коллег конспект занятия «Кто есть кто», цель которого — формирование гендерных установок детей.

Задачи

Образовательные: развивать у дошкольников представление о себе и других людях со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями.

Развивающие: формировать эмоционально-положительное отношение к своей гендерной роли, дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.

Воспитательные: воспитывать у дошкольника интерес к окружающим людям и хорошее отношение к ним.

Раздаточный материал: картонные фигурки (разрезанные) — силуэты мальчика и девочки; изображения мужского чемоданчика и женской сумочки на листах формата А3, вырезки из журналов с изображениями женских и мужских предметов.

Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.

Ход занятия

• Вводная часть

Воспитатель. Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы будем обсуждать очень интересную тему, а какую — не скажу, потому что вы сами должны будете догадаться. Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю поиграть.

Упражнение «Кто это?»

С помощью считалочки группа делится на 2 команды.

Воспитатель. А теперь каждая команда получает набор фигур, из которых нужно составить картинки.

Команды собирают разрезанные картинки (силуэты мальчика и девочки) и называют тему занятия.

Воспитатель. Правильно, сегодняшнее занятие — про мальчиков и девочек.

• Основная часть

Игра-разминка «Я знаю много имен»

Воспитатель бросает детям мяч, которые сначала называют имена девочек, затем мальчиков.

После игры педагог загадывает загадки, дети разгадывают, отвечая хором.

Кто взял в руки молоток,
Вырыл яму он лопатой?
Кто смотрел со мной хоккей?
Это мой любимый... (
папа).

Кто красивей всех вокруг,
Кто готовит, моет раму?
Кто мой нежный, добрый друг?
Это все родная... (
мама).

Упражнение «Качества мальчиков и девочек»

Воспитатель. Мамы когда-то были девочками, папы — мальчиками. Нам с самого детства понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга. Чем же?

Воспитатель бросает мяч, тот, у кого он оказался, называет отличие мальчиков от девочек.

Воспитатель. Сейчас я буду называть качества мужчины. Если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет — топаете. Мужчина: сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный.

А теперь я буду называть качества женщины. Если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет — топаете ножками. Женщина: добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная.

Дети выполняют задание.

Упражнение «Чемодан и сумочка»

На фланелеграфе — плакаты с изображениями мужского чемодана и женской сумочки. Перед детьми выкладывают вырезки из журналов с изображениями женских и мужских предметов.

Воспитатель. Сейчас каждый по очереди выберет себе предмет — если это мальчик, то он выбирает мужской предмет, если девочка, то женский предмет — и отнесет его в мужской чемодан либо в дамскую сумочку.

Дети выполняют задание.

Упражнение «Угадай, кто я?»

Воспитатель изображает жестами мужские и женские роли, дети отгадывают (пример: силач, забивание гвоздей, выполнение макияжа, женская походка и т. п.).

Музыкальная пауза

Игра-активизация «Хлопушки»

Воспитатель. Покажите мне левую ладошку. А теперь положите на нее указательный палец и постучите им. А теперь — средний, а теперь — безымянный, мизинец, и большой палец. А теперь девочки хлопают мальчикам, а мальчики — девочкам.

Дети играют.

Игра «Ладошки»

Воспитатель. А теперь девочки встают во внутренний круг, спиной к центру, а мальчики — во внешний круг, лицом к девочкам. Играем в ладошки! Девочки протягивают мальчикам ладошки, а мальчики кладут свои руки на ладошки девочек. Девочки должны быстро хлопнуть по внешней стороне ладошек мальчиков, а мальчики — быстро убрать ладошки. Потом можно поменяться.

По моему хлопку внешний круг вращается и переходит к другому участнику, игра продолжается до тех пор, пока все мальчики поиграют в ладошки со всеми девочками.

Дети играют.

Игра «Остановитесь, девочки, остановитесь, мальчики»

Воспитатель. Сейчас все мальчики и девочки будут передвигаться по группе в любых направлениях. Как только я говорю «остановитесь, девочки», девочки стоят, мальчики передвигаются, если же я говорю «остановитесь, мальчики», мальчики стоят, девочки передвигаются.

Дети играют.

• Заключительная часть

Воспитатель подводит итоги, еще раз повторяет основные качества мальчиков и девочек.

Ритуал прощания

Воспитатель. Дорогие мальчишки и девчонки, вы здорово поработали, а теперь так же замечательно давайте попрощаемся с вами. Встанем в круг, и когда я скажу слово «салют», нужно всем громко крикнуть «Ура!».

Дети выполняют задание.

Источники

  1. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. — М.: Флинта: Наука, 2011.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Изд. 5-е (инновационное). — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
  3. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учеб. пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
  5. Ходько Е. Ю. Гендерная идентификация дошкольников. Метод. пособие. — Новосибирск: НурсИПК и ПРО, 2000.