Автор Е. М. Попова — ст. воспитатель МДОБУ д/с № 127, г. Сочи
Представляю вниманию коллег конспект занятия «Кто есть кто», цель которого — формирование гендерных установок детей.
Задачи
Образовательные: развивать у дошкольников представление о себе и других людях со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями.
Развивающие: формировать эмоционально-положительное отношение к своей гендерной роли, дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
Воспитательные: воспитывать у дошкольника интерес к окружающим людям и хорошее отношение к ним.
Раздаточный материал: картонные фигурки (разрезанные) — силуэты мальчика и девочки; изображения мужского чемоданчика и женской сумочки на листах формата А3, вырезки из журналов с изображениями женских и мужских предметов.
Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.
Ход занятия
• Вводная часть
Воспитатель. Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы будем обсуждать очень интересную тему, а какую — не скажу, потому что вы сами должны будете догадаться. Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю поиграть.
Упражнение «Кто это?»
С помощью считалочки группа делится на 2 команды.
Воспитатель. А теперь каждая команда получает набор фигур, из которых нужно составить картинки.
Команды собирают разрезанные картинки (силуэты мальчика и девочки) и называют тему занятия.
Воспитатель. Правильно, сегодняшнее занятие — про мальчиков и девочек.
• Основная часть
Игра-разминка «Я знаю много имен»
Воспитатель бросает детям мяч, которые сначала называют имена девочек, затем — мальчиков.
После игры педагог загадывает загадки, дети разгадывают, отвечая хором.
Кто взял в руки молоток,
Вырыл яму он лопатой?
Кто смотрел со мной хоккей?
Это мой любимый... (папа).
Кто красивей всех вокруг,
Кто готовит, моет раму?
Кто мой нежный, добрый друг?
Это все родная... (мама).
Упражнение «Качества мальчиков и девочек»
Воспитатель. Мамы когда-то были девочками, папы — мальчиками. Нам с самого детства понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга. Чем же?
Воспитатель бросает мяч, тот, у кого он оказался, называет отличие мальчиков от девочек.
Воспитатель. Сейчас я буду называть качества мужчины. Если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет — топаете. Мужчина: сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный.
А теперь я буду называть качества женщины. Если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет — топаете ножками. Женщина: добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная.
Дети выполняют задание.
Упражнение «Чемодан и сумочка»
На фланелеграфе — плакаты с изображениями мужского чемодана и женской сумочки. Перед детьми выкладывают вырезки из журналов с изображениями женских и мужских предметов.
Воспитатель. Сейчас каждый по очереди выберет себе предмет — если это мальчик, то он выбирает мужской предмет, если девочка, то женский предмет — и отнесет его в мужской чемодан либо в дамскую сумочку.
Дети выполняют задание.
Упражнение «Угадай, кто я?»
Воспитатель изображает жестами мужские и женские роли, дети отгадывают (пример: силач, забивание гвоздей, выполнение макияжа, женская походка и т. п.).
Музыкальная пауза
Игра-активизация «Хлопушки»
Воспитатель. Покажите мне левую ладошку. А теперь положите на нее указательный палец и постучите им. А теперь — средний, а теперь — безымянный, мизинец, и большой палец. А теперь девочки хлопают мальчикам, а мальчики — девочкам.
Дети играют.
Игра «Ладошки»
Воспитатель. А теперь девочки встают во внутренний круг, спиной к центру, а мальчики — во внешний круг, лицом к девочкам. Играем в ладошки! Девочки протягивают мальчикам ладошки, а мальчики кладут свои руки на ладошки девочек. Девочки должны быстро хлопнуть по внешней стороне ладошек мальчиков, а мальчики — быстро убрать ладошки. Потом можно поменяться.
По моему хлопку внешний круг вращается и переходит к другому участнику, игра продолжается до тех пор, пока все мальчики поиграют в ладошки со всеми девочками.
Дети играют.
Игра «Остановитесь, девочки, остановитесь, мальчики»
Воспитатель. Сейчас все мальчики и девочки будут передвигаться по группе в любых направлениях. Как только я говорю «остановитесь, девочки», девочки стоят, мальчики передвигаются, если же я говорю «остановитесь, мальчики», мальчики стоят, девочки передвигаются.
Дети играют.
• Заключительная часть
Воспитатель подводит итоги, еще раз повторяет основные качества мальчиков и девочек.
Ритуал прощания
Воспитатель. Дорогие мальчишки и девчонки, вы здорово поработали, а теперь так же замечательно давайте попрощаемся с вами. Встанем в круг, и когда я скажу слово «салют», нужно всем громко крикнуть «Ура!».
Дети выполняют задание.
Источники
- Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. — М.: Флинта: Наука, 2011.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Изд. 5-е (инновационное). — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
- Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учеб. пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Ходько Е. Ю. Гендерная идентификация дошкольников. Метод. пособие. — Новосибирск: НурсИПК и ПРО, 2000.