Найти в Дзене

Как делали кизяк в шестидесятые годы.

Чем топились односельчане в начале шестидесятых годов. Основным топливом в Ключевке в начале шестидесятых годов оставался кизяк, как у нас говорили «кизики». Зона степная, дров было мало, только на "розжижку". Кизяк использовали и в голландках и русских печах. Как говорили односельчане, от «кизика» много жара.  Зимним морозным утром, когда хозяйки затапливали свои печи, над селом поднимались струи белого дыма. Запах этого дыма был приятный.  Централизованное снабжение села углем, по льготной цене, начнется позже. А пока чтобы обеспечить тепло в своих домах людям приходилось прилагать немало физических усилий.  Круг. Круг это куча навоза от крупного рогатого скота и овец. Почему круг, потому что его формировали в виде цилиндра. Аккуратность строительства круга была важна. Это лицо хозяина. Находились они на задах у каждого домовладения. Как только старый круг в конце мая превращался в кизяк, односельчане начинали готовить новый.  В каждом доме минимум была одна корова, по

Чем топились односельчане в начале шестидесятых годов.

Основным топливом в Ключевке в начале шестидесятых годов оставался кизяк, как у нас говорили «кизики». Зона степная, дров было мало, только на "розжижку". Кизяк использовали и в голландках и русских печах. Как говорили односельчане, от «кизика» много жара. 

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Зимним морозным утром, когда хозяйки затапливали свои печи, над селом поднимались струи белого дыма. Запах этого дыма был приятный. 

Централизованное снабжение села углем, по льготной цене, начнется позже. А пока чтобы обеспечить тепло в своих домах людям приходилось прилагать немало физических усилий. 

Круг.

Круг это куча навоза от крупного рогатого скота и овец. Почему круг, потому что его формировали в виде цилиндра. Аккуратность строительства круга была важна. Это лицо хозяина. Находились они на задах у каждого домовладения. Как только старый круг в конце мая превращался в кизяк, односельчане начинали готовить новый. 

В каждом доме минимум была одна корова, полуторник – теленок старше года и теленок. Утром, когда скот уходил на пастбище хозяин или хозяйка вывозили навоз на круг. Большинство использовало для этого оцинкованное корыто.

Осенью, когда скот вставал на зимнее содержание, навоза становилось больше, и круг рос быстрее. Было очень важно, чтобы к началу холодов круг уже «горел». Это процесс, когда внутри навоза поднималась температура и вся масса начинала менять свою структуру. В морозные дни над кругами по всему селу поднимался пар. Если процесс не начинался, хозяин подвозил с колхозной фермы несколько возов свежего навоза и укладывал его внутрь круга. 

Как мяли круг.

Весной после окончания весенних полевых работ в колхозе, село приступало к большой компании по изготовлению «кизика». С момента создания села оно было поделено на десятки. Понятно, что в каждом деся

тке было примерно десять соседних дворов. Бросался жребий и каждый десяток знал свою очередность по изготовлению «кизика».

Работы начинались рано утром. Все мужчины вилами раскидывали первый круг. Сухая солома и не перепревший навоз шли на подстилку под кизяк. 

Дети с водовозом на "вилане" ехали на речку за водой. После того, как круг был развален, хозяин заводил в круг лошадей. Обычно это было три или четыре лошади, привязанные цугом. Это когда уздечка второй лошади привязана к хвосту первой и так далее. 

Перепревшая навозная масса смачивалась и лошади, бегая по кругу, превращали ее в однородную массу. Надо отметить, лошадям эта работа не нравилась, и они постоянно старались выскочить из круга. От хозяина требовалось умение управлять лошадьми и пользоваться кнутом. Остальные мужчины в это время оправляли круг и подбадривали лошадей. Минут через тридцать этот этап работы заканчивался, и мужчины переходили на другой круг.

Женская работа.

Мужчины десятка делали работу сообща. Смяв один круг, переходили на следующий.

У женщин порядок был другой. Каждая хозяйка отвечала только за свой круг. Для того чтобы превратить подготовленную гору смятого навоза в кизяк требовалось много рук. Поэтому задолго до текущего дня хозяйка начинала собирать помощников. Делалось это просто, надо было отработать на изготовлении кизяка у родственников, друзей, соседей.

Активно привлекались на данную работу дети. Это была единственная в селе, в то время работа, которая оплачивалась даже собственным детям. Расценка составляла десять копеек за сто кизяков. Чтобы привлечь товарищей к себе, надо было и нам отработать у них. Надо сказать, делали мы кизяк охотно. Перепревшая масса не пахла, и отвращения у нас не было. Изготовив триста, четыреста кизяков на каждом круге можно было заработать неплохие карманные деньги.

Технология изготовления кизяка.

Женщины и дети все имели свой станок для изготовления кизяка. До поры, он висел под крышей на гвоздике. В комплект входил сам станок и дощечка. Станок это конусный деревянный ящик длиной от сорока до пятидесяти сантиметров. Шириной двадцать на пятнадцать сантиметров. Вместо дна ремень сантиметров пять в ширину на всю длину станка. 

Технология работ была простая. На подготовленную мужчинами массу укладывалась дощечка, ее размер был больше станка. На дощечку ставился станок, загружалась в него руками масса, и уплотнялась кулаками. Чем плотнее кизяк, тем больше он давал жара. Оставалось отнести станок к отведенному месту, и опрокинув его, извлечь готовый кизяк. У каждого, работающего за деньги было свое место для укладки кизяка, учет, прежде всего.

Коллективная работа шла споро и весело. Примерно через час вся территория на задах покрывалась готовым кизяком. Оставались только узкие тропинки для прогона коровы.

Что было дальше.

Дальше работала с кизяком, у нас в семье, бабушка. Через неделю после изготовления, она тяпкой переворачивала кизяк на бок. Еще через неделю строила из трех кизяков пирамидки. Дней через десять складывала кизяк в паленицы. В августе общими усилиями женщин и детей доставляли кизяк в сарай, поближе к дому. На этом процесс заготовки кизяка заканчивался.

Неприкосновенным запасом кизяка могла распоряжаться только бабушка. Она пекла для семьи хлеб и перебоя с топливом для этой цели быть не должно. Вспоминается один год, уже весной, мать топила голландку соломой. При этом бабушкин запас кизяка оставался не прикосаем.

Кизяк от овец.

Каждая семья в селе держала овец. Весной их отгоняли в стадо, а осенью забирали. На карде, где ночевали овцы, скапливался очень плотный слой овечьего навоза. 

Бессменный пастух - слово чабан в нашем селе не использовалось, Красиков Алексей Гаврилович был хозяином "карды". В назначенный день он, подобно Тому Сойеру -  герою Марка Твена, распределял участки на карде между односельчан. То есть он, не только избавлял себя от необходимости чистить карду, но еще и получал благодарности. 

Ловко работая тяжёлыми «резками» земляки быстро заготавливали дополнительный кизяк.

Прошло несколько лет. В селе появился шнековый станок с приводом от трактора. Работы по изготовлению кизяка упростились. Начались поставки в село по льготной цене угля. Жизнь улучшалась. Вместе с этим постепенно отпадала необходимость работать большой, дружной семьей.

Больше информации на моем канале https://dzen.ru/id/66c340d99f51c96c24041819