Немногие здания музеев в России строились специально для хранения произведений искусства и их экспозиции. В основном музеи занимают здания, имеющие свою особенную историю. Рассказываем о пяти архитектурных жемчужинах, в которых сейчас обитают музеи — партнеры ВТБ.
Судьба Зимнего дворца: Эрмитаж
Кто построил. Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга был построен в 1762 году по проекту архитектора Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. До этого в Северной столице уже было построено четыре зимних дворца. Но Елизавета хотела создать настоящий архитектурный шедевр, возвещающий о величии русской монархии.
Архитектурные особенности. Это выдающийся памятник елизаветинского барокко: нарядный фасад, парадные залы, две церкви, театр, аптека и даже конюшни — настоящий «город во дворце». Высота здания — 23,5 метра — стала эталоном: с 1844 года в Петербурге запрещено было строить гражданские здания выше этой отметки, и Зимний дворец долго оставался самым высоким зданием. В 1837 году в здании случился сильный пожар, последствия которого устраняли два года. Архитектор Василий Стасов воссоздал дворец в точном соответствии с оригиналом.
Музейная деятельность. Эрмитаж начал формироваться рядом с дворцом в 1760-х годах как частное собрание Екатерины II. Со временем он занял весь Зимний дворец и стал одним из крупнейших музеев мира. Полноценный музей открылся для публики в 19 веке.
Дирекция императорских театров: Театральный музей
Кто построил. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства расположен в здании бывшей Дирекции императорских театров — части архитектурного ансамбля Александринского театра, созданного Карлом Росси в 19 веке.
Особенности архитектуры. Это истинный шедевр классицизма в самом центре Петербурга. Карл Росси мыслил масштабно и вместо проекта одного здания Александринского театра, который был ему заказан изначально, предложил проект целой улицы, которая теперь носит его имя. Особенностями архитектурного подхода мастера были лаконичность, масштаб и продумывание до мельчайших деталей: он точно знал даже цвет обивки кресел. Здание не было закончено при жизни Росси, и, к несчастью, общий ансамбль улицы был нарушен последующими пристройками.
Музейная деятельность. Музей театрального и музыкального искусства был основан в 1918 году, официально открыт в 1921-м. Это первый в России музей, посвященный истории театра. Основа коллекции — материалы частных коллекционеров и архив Дирекции императорских театров.
Концептуальный хлебозавод: Центр «Зотов»
Кто построил. Здание хлебозавода на Ходынской улице было построено в 1931 году. Изначально здесь планировалось возвести простой прямоугольный корпус, но альтернативный проект инженера Георгия Марсакова оказался более интересным и экономически выгодным: его постройка была дешевле. Марсаков был автором идеи кольцевой технологии хлебопечения, которая вывела производство хлеба на совершенно новый уровень. Архитектурная оболочка здания была спроектирована Александром Никольским, видным деятелем советской строительной школы.
Особенности архитектуры. Цилиндрическая форма главного корпуса полностью подчинена логике кольцевого конвейера — уникальной автоматизированной системы выпечки, в которой хлеб двигался сверху вниз по спирали и так проходил все этапы обработки. Для своего времени такой кольцевой конвейер был небывалым технологическим достижением и прорывом, поэтому архитектура не только здания, но и района как бы собиралась вокруг круглой башни-центра. Даже планировка улиц была изменена: теперь все дороги вели к хлебозаводу. Здание — редкий сохранившийся пример индустриального конструктивизма.
Музейная деятельность. После закрытия завода в 2006 году, сложных судебных процессов и реставрации, в 2022 году в основном корпусе открылся Центр конструктивизма «Зотов». Это редкий пример абсолютно органичного соединения архитектурной сути здания и его музейного наполнения. Центр «Зотов» занимается непосредственно изучением и освещением того культурного и научного подъема, который случился в молодой Советской России 1920–1930-х годов.
Бахметьевские гаражи: Еврейский музей и центр толерантности
Кто построил. Музей расположен в Бахметьевских гаражах — памятнике конструктивизма, построенном в 1925–1927 годах архитектором Константином Мельниковым и инженером Владимиром Шуховым. Изначально это был автобусный парк на 100 машин с уникальной прямоточной системой въезда-выезда (изобретение Мельникова, позволившее автобусам не двигаться задним ходом ни при въезде, ни при выезде).
Особенности архитектуры. Гараж стал знаковым объектом советского авангарда. Необходимость постройки гаража возникла после закупки в Британии нескольких партий автобусов «Лейланд» и открытия комплекса гаражей на Большой Ордынке, который оказался крайне неудобным. Новый проект был готов, когда в дело вмешался Константин Мельников, который навязал комиссии свой проект, настаивая на его целесообразности. Он уже создал для Парижа два нереализованных проекта гаражей и имел целый ряд функциональных свежих решений.
Мельников представил уникальный проект удобного и вместительного пространства с оригинальной системой выезда и парковки машин. Комиссия решила провести эксперимент и на деле оценить его изобретение. Для создания перекрытий Мельников пригласил гениального инженера Владимира Шухова.
Система парковки и выезда, придуманная Мельниковым, получила название прямоточной и позволила гаражу оставаться удобным пространством более полувека, несмотря на увеличение парка автобусов и изменение модельного ряда. В 1961 году Бахметьевские гаражи с трудом, но вмещали 444 автобуса вопреки наличию официальных 186 парковочных мест: настолько удачной была придуманная Мельниковым планировка.
Музейная деятельность. Еврейский музей и центр толерантности открылся 8 ноября 2012 года. Это крупнейший еврейский музей России и одна из самых технологичных выставочных площадок Европы.
Усадьба, руины, дом: Музей архитектуры имени Алексея Щусева
Кто построил. Основное здание музея, городская усадьба Талызиных, — уникальный архитектурный ансамбль, который совмещает здания 17, 18 и 19 веков. Входящий в состав музея Дом Мельникова был возведен в 1927–1929 годах самим архитектором.
Особенности архитектуры. Усадьба Талызиных — образец московского классицизма с анфиладой парадных залов и древнеегипетскими орнаментами в интерьере. Основной особняк был возведен в 1787 году, неоднократно перестраивался. Еще на территории сохранилась трапезная палата Государева Аптекарского двора 17 века: здесь выращивали лекарственные травы, овощи и фрукты для царского стола. И здание конюшен и каретного сарая, который был построен в 18 веке, но неоднократно перестраивался на протяжении столетий. Флигель получил название «Руина» и сейчас стала частью выставочного пространства. А с 2011 года в составе музея находится также знаменитый Дом Мельникова — уникальное здание в форме двух соединенных цилиндров, икона архитектурного авангарда. Дом строился в 1927–1929 годах для семьи архитектора по его индивидуальному проекту и должен был послужить образцом для строительства домов-коммун. Многие решения этого здания остались уникальными в своем роде.
Музейная деятельность. Первоначально Музей архитектуры создавался в 1934 году как отделение Академии архитектуры СССР и располагался в Донском монастыре. В 1945 году появился второй музей — Республиканский музей русской архитектуры на Воздвиженке, основанный Алексеем Щусевым. Затем оба музея были объединены под нынешним названием. Музей получился во всех смыслах уникальным: он хранит не только историю архитектуры (и при жизни, и после смерти Щусева музей активно пополнялся напрямую подарками от архитекторов: макетами, проектами, чертежами), но и саму архитектуру, в которой существует.
В серии подкастов ВТБ «Культурная страна» вышел новый материал, в котором главным героем выступила директор Музея архитектуры Наталья Шашкова. Говорили о направлении деятельности музея, архитектуре, прошлом и будущем. Слушайте новый сезон подкаста «Культурная страна», а также предыдущие выпуски на всех популярных платформах — подробности по ссылке.