Первым артековцам, среди которых было много крестьянских детей из отдаленных губерний, было трудно сразу приобщиться к лагерному распорядку дня. Привычные к сельской жизни, они просыпались с «первыми петухами» и поднимались с постелей с утренней зарей. Обязательный послеобеденный отдых, именуемый «мертвым часом», поначалу вызывал у них удивление и недоумение. Но вскоре ребята оценили преимущества размеренной жизни и все требования режима дня и правила внутреннего распорядка воспринимали со взрослой серьезностью и ответственностью.
Директор лагеря Ф. Ф. Шишмарев в своем рассказе о первых четырёх сменах в «Артеке» приводит распорядок дня, который был «всесторонне обсужден, согласован и принят к проведению в следующем виде»:
7-7.30 - утреннее измерение температуры
7.30 - подъём флага
7.30-8.10 - утренний туалет, уборка постелей
8.10-8.30 - утреннее занятие физической культурой
8.30-9.00 - 1-й завтрак
9.30-10.00 - уборка палаток
9.30-11.00 - осмотр врачом, лечебные процедуры
11.00-11.25 - 2-й завтрак
11.25-13.00 - продолжение осмотра врачом и лечебных процедур, прогулка
13.00-13.30 - приготовление к обеду (мытье рук)
13.30-14.30 - обед
14.30-16.00 - обязательный отдых (мертвый час)
16.00-16.30 - вечерний чай
16.30-18.30 - экскурсии, игры, занятия в клубе, библиотеке и т.п.
18.30-19.00 - вечернее измерение температуры
19.00-19.30 - ужин
19.30-20.30 - пионеры предоставлены себе: беседы у костра, пение, игры
20.30- спуск флага
20.30-21.30 - вечерний туалет
21.30 – сон
Постельное белье состояло из подушечной наволочки, двух простынь, одного пикейного и одного теплого одеяла. Таких смен постельного белья, кроме одеял, было заготовлено по три на каждую койку. Между соседними двумя койками был поставлен прикроватный столик, разделенный на две половины; у ножного конца каждой койки — табуретка.
Сотрудники лагеря поощряли инициативу и самодеятельность ребят, стремились повысить авторитет пионерских вожатых, старались не подменять ребят там, где они могли справиться сами. Многочисленные зарубежные гости удивлялись тому, что в лагере царит образцовый порядок, лагерь не огражден, а дети не разбегаются, нет надзирателей и никто не кричит на ребят.
Клара Цеткин, побывав в «Артеке», писала, что встретила там свободных счастливых детей, которые прыгают, резвятся, учатся, декламируют, устраивают представления, и делают все это в определенном порядке, дисциплинированно, но без принуждения, совершенно добровольно. «С ними работают педагоги, комсомольцы, врачи, сестры и др., заботящиеся о питании, здоровье и воспитании детей. Все они — любящие друзья детей, а не распорядители их». Хорошим средством мобилизовать ребят на решение поставленных задач было соцсоревнование. С первых дней пребывания в лагере ребята заключали между собой соцдоговора, которые наклеивались на доску соцсоревнования.
«Соцдоговор между пионеркой Мозжухиной и пионером Петровым из 4 звена 3-го отряда на всю смену.
Мы решили вызвать друг друга на соревнование по следующим пунктам:
1. Хорошо выполнить пункты в плане звена, которые нам поручили на сборе.
2. Участвовать в кружках и посещать их.
3. Бороться за образцовую тумбочку и кровать.
4. Выполнять режим дня без замечаний.
5. Беречь имущество лагеря.
10/V-1934 года.
Мозжухина, Петров».
Контролировал выполнение обязательств избранный членами звена учетчик. Он ежедневно вписывал фамилии соревнующихся в «Сводку с фронта соцсоревнования» и проставлял крестики, если все пункты были выполнены. При нарушении обязательств указывал: «нарушил пункт 3-ий, натаскал шишек в тумбочку». И тогда в личных обязательствах появлялся дополнительный пункт: «не таскать шишек, а также деревьев и камушков в палату». Итоги соцсоревнования подводились каждые 10 дней советами отрядов и советом лагеря.
На черно-белых снимках фотографических альбомов, бережно хранящихся в Военно-медицинском музее, запечатлена повседневная жизнь «Артека» в первое десятилетие его существования.