Найти в Дзене
ЧИСЛОФИЗИКА

Парадоксы и тайны БЕСКОНЕЧНОСТИ

Бесконечность (∞) – это довольно сложное понятие со многими парадоксами и тайнами, которое впервые возникает у древних математиков в теории чисел (ныне это красивый, сложный и бесконечный раздел высшей математики). Из теоремы Евклида (о бесконечности простых чисел) следует такое утверждение математиков, которое мы (сугубо для удобства разговора) назовём «омега следствие»: бесконечность делится на все натуральные числа (ряд которых бесконечен: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, …). Это легче всего «почувствовать», глядя на линейные делители (d= 1, 2, 3, 4, …, Р – это копия начала натурального ряда) достаточно большого метачисла М ~ exp(P), а именно: поскольку каждое простое Р = 2, 3, 5, 7, 11, 13, … порождает своё метачисло М (у которого не менее Р линейных делителей), то, при устремлении простого Р в бесконечность (Р → ∞), порождаемое им метачисло Мω также устремляется к бесконечности (Мω→ ∞ и у него бесконечно много линейных делителей). В наших обозначениях Мω (число М с индексом ω) – это, условн
Рис. 1. Первое изображение чёрной дыры, полученное астрономами (10 апреля 2019 года) 
https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/818/5aa/ead/8185aaead0de1562a9fcb24887c6b4be.png
Рис. 1. Первое изображение чёрной дыры, полученное астрономами (10 апреля 2019 года) https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/818/5aa/ead/8185aaead0de1562a9fcb24887c6b4be.png

Бесконечность (∞) – это довольно сложное понятие со многими парадоксами и тайнами, которое впервые возникает у древних математиков в теории чисел (ныне это красивый, сложный и бесконечный раздел высшей математики). Из теоремы Евклида (о бесконечности простых чисел) следует такое утверждение математиков, которое мы (сугубо для удобства разговора) назовём «омега следствие»: бесконечность делится на все натуральные числа (ряд которых бесконечен: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, …). Это легче всего «почувствовать», глядя на линейные делители (d= 1, 2, 3, 4, …, Р – это копия начала натурального ряда) достаточно большого метачисла М ~ exp(P), а именно: поскольку каждое простое Р = 2, 3, 5, 7, 11, 13, … порождает своё метачисло М (у которого не менее Р линейных делителей), то, при устремлении простого Р в бесконечность (Р → ∞), порождаемое им метачисло Мω также устремляется к бесконечности (Мω→ ∞ и у него бесконечно много линейных делителей). В наших обозначениях Мω (число М с индексом ω) – это, условно говоря, «последнее» метачисло, поскольку ω (омега) – последняя буква греческого алфавита (и отдаленно напоминающая символ бесконечности «∞»). Указанные обозначения и термины весьма спорны (как и данная статья в целом), но автор не нашел иного наипростейшего способа, чтобы изложить свои «исследования» и рассуждения в части таинственной бесконечности.

Как простое число Р порождает своё метачисло М? Для для всех первых простых чисел Рк = 2, 3, 5, 7, ..., Р (где индекс к = 1, 2, 3, 4, ... – это порядковый номер простого) вычисляем к-ый показатель степени: Ск = целое(lnP/ln) – это целая часть выражения, стоящего в скобках. Затем каждое к-ое простое число возводим в найденную (целую) степень и получаем к-ый (целый) сомножитель: (Рк)^(Ск), после чего перемножаем все полученные (целые) сомножители. Так мы получаем метачисло М в каноническом виде, а его тип (Т, количество всех делителей числа М) – это произведение всех его сомножителей вида (Ск + 1).

Кстати, здесь мы опять принимаем метачисло (М) в качестве наилучшего заменителя родственного ему сверхсоставного числа. У всякого сверхсоставного числа N параметр Т (тип числа N) больше, чем у всех предшествующих чисел (меньших N), но находить сверхсоставные числа сложнее, чем метачисла (М), которые стоят «за спиной» родственного сверхсоставного (NM), то есть имеющего такое же количество (Т) всех целых делителей (включая 1 и само N).

Все малые делители (в том числе и линейные делители) всякого метачисла М (имеющего всего Т делителей) находятся на отрезке от 1 до M^0,5 (строго говоря, до целой части корня квадратного из числа М, что в данном случае для нас не существенно). При этом у всякого метачисла количество малых делителей равно Т/2, поскольку каждый i-й большой делитель Di метачисла M порождается «своим (i-тым)» малым делителем: Di = M/di (где порядковый номер i = 1, 2, 3, 4, …, Т/2). Поэтому, вероятность (Vм) того, случайно взятое натуральное число из отрезка [1; M^0,5] окажется малым делителем метачисла М будет выражаться таким отношением:

Vм = (T/2)/(M^0,5). (1)

Например, рассмотрение первых реальных метачисел (порожденных такими простыми: 13 ≤ Р ≤ 277) приводит нас к такой эмпирической формуле:

Vм ≈ 151,68/exp(0,354∙P) ~ 151,68/M^0,354, (2)

и, по мере роста М, реальная вероятность Vм быстро убывает от 0,16 до 1/10^42. При дальнейшем росте М убывание вероятности Vм (к нулю!) становится ещё более стремительным, чем по формуле (2). Вместе с тем, указанная вероятнсть Vм (у метачисел и сверхсоставных чисел) является наибольшей, недостижимой для любого иного натурального числа. Что нетрудно доказать: на отрезке [1; N] суммарное количество (k*) всех малых делителей (у всех N чисел) будет примерно таким: k* ≈ 1/2∙N∙lnN (что вытекает из формулы Дирихле), а суммарное количество (k) всех натуральных чисел на всех отрезках [1; N^0,5] будет примерно таким: k ≈ 2/3∙N^(3/2) (см. количество всех камней в Стволе Пирамиды делителей), поэтому вероятность V = k*/k (по своему смыслу аналогичная вероятности Vм) будет примерно такой:

V≈ 3/4∙lnN/N^0,5, (3)

и нетрудно убедиться, что, по мере роста N (и метачисла МN), эта вероятность V будет всё меньше и меньше, чем выше найденная вероятность Vм у метачисел (например, при M ~ 10^101 мы получаем Vм/V ~ 10^14).

С другой стороны, в силу омега следствия, все натуральные числа из отрезка [1; ^0,5] являются малыми делителями «последнего» метачисла Mω, поэтому для него в части вероятности Vм можно предположить два варианта: либо Vм = 1 (кстати, как и реальная вероятность Vм у первых двух метачисел: М = 2 и М = 6), либо Vм = ∞/∞ (возникает неопределенная ситуация), поскольку у метачисла параметр Т/2 = ∞ и^0,5 = ∞. Причем любой из этих вариантов говорит о непостижимости понятия «бесконечность» для неподготовленного читателя (впрочем, и для самого автора, возможно, допускающего ошибки в своих рассуждениях). Таким образом, здесь мы сталкивается, скажем так, с первой «нестыковкой» в поведении ряда обычных метачисел (у которых Vм устремляется к нулю) и «последнего» метачисла Mω (у которого Vм устремляется к единице или к неопределенности вида ∞/∞).

Из выше сказанного следует, что при P → ∞ любой отрезок [1; P] натурального ряда (даже сколь угодно большой отрезок) можно воспринимать «всего лишь» как … линейные делители метачисла M ~ exp(P), то есть метачисла, порожденного (по известному алгоритму) старшим простым числом Р. И тот факт, что отрезок [1; P] – это только «внутренность» метачисла М ~ exp(P) (его первые делители), проверяется единственным критерием: среди делителей М после простого Р мы больше не встретим ни одного простого числа (вплоть до числа M^0,5, поскольку все прочие малые делители метачисла М будут составными числами). В рамках числофизики это означает, что «внутри» метачисла М (среди его делителей) после Р параметр «время» исчезает, поскольку числофизика связывает «течение» времени с подсчётом количества простых чисел (идущих по возрастанию, как и в натуральном ряде). Иначе говоря, в многочисленных чёрных дырах нашей Вселенной (см. рис. 1) «течение» времени обречено на исчезновение («замораживание»), а если и сама наша Вселенная – это «внутренность» колоссальной чёрной дыры (есть и такая гипотеза у физиков), то в некий момент в нашей Вселенной «течение» времени также неизбежно прекратится (но повторится сначала в бесконечных копиях нашей Вселенной в составе Метавселенной).

В части того, что Vм = 1 у первых двух метачисел (М = 2 и М = 6) и у «последнего» метачисла Mω ещё можно упомянуть следующее. Единица – это совершенно особое число, которое математики относят к первому сверхсоставному числу, поэтому единицу можно считать и первым метачислом (М = 1). Правда, сам автор раньше этого не делал, так как единица в любой степени (даже в степени бесконечность) – это также единица (1^∞ = 1), поэтому у единицы мы получаем тип Т = ∞? Более того, иногда математики считают именно единицу – первым простым числом (а не число 2). При этом в теории чисел есть ключевая (и красивая в своём предельном лаконизме) формула:

K~ P/lnP, (4)

которая для всякого простого числа Р выдаёт его примерный порядковый номер (K) в ряде всех простых. Так вот, эта формула при устремлении Р к единице (Р → 1) выдаёт нам следующее: K → 1/ln1 → 1/0 → ∞, то есть у простого числа Р = 1 порядковый номер устремляется к … бесконечности (проверьте это сами на ПК, полагая Р вещественным числом: Р = 1,1; 1,01; 1,001; 1,0001; …).

Уместно заметить следующее: вероятность (Vб) того, что случайно взятое натуральное число из отрезка [1; M] окажется большим делителем метачисла М будет выражаться таким отношением: Vб = (T/2)/M, что меньше вероятности Vм = (T/2)/(M^0,5) в такое количество раз: Vм/Vб = M^0,5. Возможно, поэтому таинственные тёмная энергия и тёмная материя если и связаны как-то с миром натуральных чисел, то именно с большими делителями.

Итак, поскольку (в силу омега следствия) бесконечность делится на ВСЕ натуральные числа, то данное утверждение математиков позволяет (?) нам полагать, что все натуральные числа от 1 до d= ^0,5 являются малыми делителями «последненго» метачисла Мω (как бы символизирующим бесконечность), а их сумма (Sм) будет равна следующему:

Sм = 1 + 2 + 3 + 4 + … + d= (1 + d)∙d/2. (5)

При этом сумма (Sб) всех больших делителей данного метачисла будет вычисляться так: Sб = Мω/1 + Мω/2 + Мω/3 + Мω/4 + … + Мω/d= Мω∙(1/1 + 1/2 + 1/3 + 1/4 + … + 1/d), откуда окончательно получаем:

Sб = Мω∙(lnd + γ + ε), (6)

где γ = 0,577 215 664 901 532… – постоянная Эйлера-Маскерони (математическая константа), а поправка ε = 1/2/d + (– 1/12/d^2 + 1/120/d^4 – 1/252/d^6 +…), где в скобках числа Бернулли – бесконечный ряд с чередованием знаков («+» и «–») у членов ряда, который устремляется к нулю (ε → 0 при d → ∞).

Поэтому сумму (S) всех (малых и больших) делителей метачисла Мω находим по формуле (это "точная" формула):

S = Sм + Sб. (7)

А вот если принять d = Мω^0,5, то в итоге можно записать и так (это "грубая" формула):

S ≈ 0,5∙Мω∙(1 + lnМω), (8)

причём в теории чисел (что вытекает непосредственно из формулы 4) произведение Мω∙lnМω (которое «зашито» в формулу 8) – это приблизительная величина … простого числа с порядковым номером Мω (в ряде всех простых чисел).

При этом в рамках числофизики для упрощения разговора (и не только) у всякого натурального числа (N) сумму всех его целых делителей (включая 1 и само N) автор назвал богатством (S) числа N. Поэтому выше полученный результат в части формулы (8) может звучать короче: богатство бесконечности (∞) – это почти … простое число. Самые «бедные» числа (с минимальным богатством) – это простые числа (Р = 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, …, открытые ещё древними мудрецами) и все они делятся только на 1 и самих себя (Р), то есть у всех простых чисел минимально возможное богатство: S = Smin = 1 + P. Поскольку простых чисел бесконечно много (они устремляются в бесконечность: Р → ∞), то в части простых чисел мы сразу убеждаемся, что у простых чисел богатство – это почти простое число (больше него лишь на 1).

Из формул (5) и (6) следует, что у метачисла Мω доля (Sм/Sб) богатства всех малых делителей от богатства всех больших делителей убывает по такому закону: Sм/Sб ≈ 1/lnМω. Любопытно, что ровно так убывает и вероятность (1/lnМω) встретить простое число на отрезке [1; Мω] (что вытекает из формулы 4). И эта доля (Sм/Sб) убывает на много порядков медленнее, чем доля (m*/M*) богатства всех малых делителей от богатства всех больших делителей на отрезке [1; N], поскольку m* ≈ 2/3∙N^(3/2) (см. законы Пирамиды делителей), а М* ≈ π^2/6∙N^2/2 и мы получаем: m*/M* ≈ 8/π^2/N^0,5. Таким образом, здесь мы сталкивается, скажем так, со второй «нестыковкой» в поведении обычных чисел и «последнего» метачисла Mω. Впрочем, скорее всего, все эти «нестыковки» вызваны ошибками в рассуждениях автора (для метачисла Mω, надо полагать: Sм = ∞ и Sб = ∞, поэтому Sм/Sб = ∞/∞).

Заканчивая данную (крайне спорную) статью, хочется очередной раз подчеркнуть следующее. Именно простые числа (самые «бедные») – являются фундаментом бесконечного натурального ряда, поскольку из простых чисел «конструируются» (в каноническом виде, см. «Основная теорема арифметики») все прочие – составные числа (4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 18, …), среди которых есть сверхсоставные числа (N= 2, 4, 6, 12, 24, 36, 48, …) – у них количество (Т) всех делителей больше, чем у любого натурального числа на отрезке [1; N], поэтому такие числа – и самые богатые: их богатство (S = Smax) превышает богатство (S) любого из предшествующих (меньших) чисел отрезка. Столь богатые числа весьма редкие, так, среди первых 10^101 чисел их набирается от 1160 до 1314 штук (из них автору достоверно известно только первые 117 сверхсоставных чисел вплоть до N= 2 021 649 740 510 400). И здесь удобно рассматривать их заменители (в части параметров Т и S) – метачисла, которые легко находить (правда, метачисла встречаются ещё реже, чем сверхсоставные числа). Например, у 51-го метачисла М ~ exp(P) ~ 10^101 [стоящего «за спиной» родственного ему (в части параметра Т) некого сверхсоставного числа] и порожденного старшим простым Р = 233 мы получаем богатство S ~ 10^102 (при количестве всех делителей Т ~ 10^17). При этом на указанном отрезке [1; M] у подавляющего большинства (скажем так, «нормальных») чисел богатство будет всего лишь порядка S ≈ 9360 (при «нормальном» количестве всех делителей порядка Т ≈ 44).

Даже сказанное в коротком предыдущем абзаце – уже дает представление читателю о крайне «несправедливом» распределении богатства в мире чисел (и всё это «придумано» … самим Творцом?), которое, по мнению автора, наилучшим образом (лучше пресловутых общественных «наук») объясняет, «моделирует» главные социальные феномены наших дней: 1). По данным отчёта UBS Global Wealth за 2024 год, около 47,5 % мирового богатства (это около 213 триллионов долларов) принадлежит 1,5 % населения планеты. 2). Состояние 72 млн человек самых богатых людей Земли (1% населения планеты) достигло в этом году 125 триллиона долларов и превысило состояние всего остального мира, утверждает Oxfam со ссылкой на данные Credit Suisse. Подобные факты «несправедливости» в социуме (увы, «зашитые» в него законами самого Творца?) читатель может сам попытаться объяснить, исходя из законов мира чисел (коих множество в рамках числофизики).

30.05.2025, Санкт-Петербург

© А. В. Исаев, 2025