Найти в Дзене
СИБНИИГИМ

Кто будет осваивать недра? Почему горнодобывающей отрасли Красноярского края остро не хватает специалистов

На фоне активного освоения недр и стремительного роста количества выданных лицензий в России остро встаёт вопрос: «А кому, собственно, работать в этой отрасли?». Причем наиболее остро этот вопрос звучит на местах. Проблема нехватки специалистов, отвечающих за геологию, маркшейдерское обеспечение и охрану недр, в последние годы стала системной. В Красноярском крае, регионе с колоссальными запасами полезных ископаемых, кадровый дефицит ощущается особенно остро. И если не начать решать эту проблему уже сейчас, через несколько лет отрасль столкнется с ещё более серьёзными вызовами, к которым пока что она не готова. Что говорят цифры: студентов много, специалистов мало Согласно данным Росстата и Минобрнауки, в российских вузах ежегодно обучаются порядка 50 тысяч студентов по направлениям, связанным с геологией, горным делом и недропользованием. Вроде бы неплохо? Однако на практике цифры менее оптимистичные: Крупнейшие работодатели Красноярского края регулярно публикуют десятки вакансий, мно

На фоне активного освоения недр и стремительного роста количества выданных лицензий в России остро встаёт вопрос: «А кому, собственно, работать в этой отрасли?». Причем наиболее остро этот вопрос звучит на местах. Проблема нехватки специалистов, отвечающих за геологию, маркшейдерское обеспечение и охрану недр, в последние годы стала системной.

Фото: «СИБНИИГИМ»
Фото: «СИБНИИГИМ»

В Красноярском крае, регионе с колоссальными запасами полезных ископаемых, кадровый дефицит ощущается особенно остро. И если не начать решать эту проблему уже сейчас, через несколько лет отрасль столкнется с ещё более серьёзными вызовами, к которым пока что она не готова.

Что говорят цифры: студентов много, специалистов мало

Согласно данным Росстата и Минобрнауки, в российских вузах ежегодно обучаются порядка 50 тысяч студентов по направлениям, связанным с геологией, горным делом и недропользованием.

День открытых дверей «СИБНИИГИМ»
День открытых дверей «СИБНИИГИМ»

Вроде бы неплохо? Однако на практике цифры менее оптимистичные:

  • По словам представителя Высшего горного совета РФ и Ассоциации «Горнопромышленники России» в ДФО, замдиректора по развитию Дальневосточного геологического института ДВО РАН, председателем Совета по горно-геологическому образованию ДФО Алексея Белова, дефицит инженеров на горнорудных предприятиях составляет до 80%, а дефицит профессиональных менеджеров горного производства – до 60% (ссылка на источник);
  • По словам директора института геологии, горного дела и геотехнологий СФУ Владимира Макарова, около 40-50% абитуриентов отсеиваются на этапе поступления в ВУЗ. При этом большая часть выпускников (на Урале эта цифра доходит до 50-80%) не работают по специальности. (ссылка на источник);
  • СФУ ежегодно принимает около 500-700 студентов профильных направлений, при этом потребность предприятий Красноярского края превышает 1000 специалистов в год.

Крупнейшие работодатели Красноярского края регулярно публикуют десятки вакансий, многие из которых месяцами остаются незакрытыми.

Почему так происходит?

Причин несколько:

  • Отсутствие интереса у школьников.

Горное дело не входит в список «популярных» профессий. По данным Росстата, в числе наиболее привлекательных направлений до сих пор числится юриспруденция, экономические специальности, несмотря на перенасыщение рынка, направления, связанные с нефтяным делом, а горнодобывающие специальности, несмотря на перспективы развития, остаются маловостребованными.

  • Разрыв между вузом и реальностью: Студенты нередко выходят на рынок без прикладных навыков, отсутствие которых серьезным образом влияет на их востребованности.
  • Недостаток вовлечения со стороны компаний: не каждая организация готова инвестировать в обучение.
  • Слабая нормативная база: нет единого цифрового хранилища геолого-маркшейдерских данных, не определены форматы хранения и передачи информации.

Как СИБНИИГИМ пытается решить проблему кадров

Аудитория «Open Space»
Аудитория «Open Space»

В начале 2025 года СИБНИИГИМ запустили проект Open Space — пространство для обучения, практики и наставничества для студентов.

Что это такое?

Open Space – это специально организованное пространство для студентов на базе офиса СИБНИИГИМ, в котором молодые специалисты проходят практику и решают реальные задачи из повседневной жизни.

Работа в Open Space «СИБНИИГИМ»
Работа в Open Space «СИБНИИГИМ»

За время работы Open Space:

  • 19 студентов прошли погружение в реальные задачи;
  • 58 часов теории + 96 часов практики прошли молодые специалисты на каждом из курсов;
  • Реальные проекты, инструменты и наставники есть у каждого студента в прямом доступе;

В СИБНИИГИМ уверены, что работать с молодёжью нужно не в момент выпуска, а с первого курса — формируя культуру ответственности, любопытства и инженерного мышления. Именно поэтому в планах на 2025 год обозначено расширение программы Open Space и проведение обучения более чем для 50 студентов.

-5

Что делать отрасли в целом?

Чтобы ситуация действительно начала меняться, нужны усилия на всех уровнях.

1. В школах:

  • Ввести профориентационные уроки, на которых перспективы развития горнодобывающей отрасли будут раскрыты;
  • Проводить экскурсии на предприятия, а также открытые уроки с действующими специалистами и экспертами;
  • Добавить немного «романтики». Рассказывать, что, к примеру, маркшейдер — это не скучная бумажная работа, а настоящая инженерная профессия с полевыми выездами и работой с высокотехнологичным оборудованием.

2. В вузах:

  • Расширить бюджетные места по инженерным и геологоразведочным специальностям;
  • Внедрить дуальные модели обучения (вуз + компания);
  • Уделить больше внимания развитию soft-skills и применению цифровых инструментов, которые с течением времени будут все более востребованы в горнодобывающей отрасли.
-6

3. В компаниях:

  • Запускать собственные программы стажировок и наставничества;
  • Инвестировать в образовательные продукты или создавать коллаборации вместе с ВУЗами по дефицитным направлениям и специальностям;
  • Формировать внутренние школы и библиотеки знаний, которые будут способствовать развитию молодых специалистов;
  • Давать шанс молодым специалистам проявить себя. Важно позволять вчерашним выпускникам и студентам старших курсов участвовать в масштабных проектах, которые будут их вдохновлять на будущие свершения и дальнейшее развитие в отрасли.

4. На уровне государства:

  • Создать единый цифровой фонд геолого-маркшейдерской информации;
  • Установить стандарты хранения и передачи геоданных;
  • Поддерживать компании, развивающих образовательные программы и акцентирующих внимание на молодых специалистах (через гранты, налоговые стимулы, системы мотивации).

Недра требуют не только технологий, но и людей

В цифровую эпоху кажется, что технологичность — главное конкурентное преимущество любой компании. Но в горнодобывающей отрасли это не так. Технологии — это всего лишь инструменты. А главное — это люди, которые умеют анализировать, проектировать, контролировать и работать в условиях реального производства.

-7

Настоящий специалист — это ценность. Именно таких людей стремится взращивать и развивать СИБНИИГИМ, ведь именно в молодых специалистах кроется дальнейшее развитие горнодобывающей промышленности. При этом ответственность за развитие будущего поколения «горняков» лежит полностью на специалистах настоящего времени – от того, насколько будут вовлечены в развитие студентов компании горнодобывающей отрасли, насколько большую помощь и поддержку компании будут оказывать молодым специалистам, зависит будущее промышленности в целом.

Автор: Никита Передреев, главный геолог ООО «СИБНИИГИМ»