Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Николай Смирнов: трагедия сыграла с ним злую шутку

Жизненный путь актёра Николая Андреевича Смирнова оказался удивительно непредсказуемым. Судьба, словно играя в свои причудливые шахматы, неожиданно подвела его к зрительскому признанию, несмотря на все жизненные преграды. Начинал он вовсе не на сцене, а в цехах оборонного завода в Москве. Но в 1943 году, прямо на фоне Великой Отечественной войны, он поступает в Театральное училище имени М. С. Щепкина. Его педагогами стали выдающиеся театральные деятели — Илья Судаков и Аркадий Благонравов. После выпуска Смирнов долгое время не мог найти устойчивого места в профессии: его актёрская жизнь проходила в разъездах — Новочеркасск, Германия, Вышний Волочёк, Подмосковные сцены… Ни один театр не стал по-настоящему родным. В середине 1950-х он и вовсе был вынужден оставить сцену и устроиться на работу на гидролизный завод в Москве. И всё же в 1955 году судьба дала ему второй шанс — не в театре, а в кино. Смирнов почти одновременно появился в трёх фильмах: «Доброе утро», «Разные судьбы» и «Сердц

Жизненный путь актёра Николая Андреевича Смирнова оказался удивительно непредсказуемым. Судьба, словно играя в свои причудливые шахматы, неожиданно подвела его к зрительскому признанию, несмотря на все жизненные преграды.

Начинал он вовсе не на сцене, а в цехах оборонного завода в Москве. Но в 1943 году, прямо на фоне Великой Отечественной войны, он поступает в Театральное училище имени М. С. Щепкина. Его педагогами стали выдающиеся театральные деятели — Илья Судаков и Аркадий Благонравов.

"Совесть"
"Совесть"

После выпуска Смирнов долгое время не мог найти устойчивого места в профессии: его актёрская жизнь проходила в разъездах — Новочеркасск, Германия, Вышний Волочёк, Подмосковные сцены… Ни один театр не стал по-настоящему родным. В середине 1950-х он и вовсе был вынужден оставить сцену и устроиться на работу на гидролизный завод в Москве.

И всё же в 1955 году судьба дала ему второй шанс — не в театре, а в кино. Смирнов почти одновременно появился в трёх фильмах: «Доброе утро», «Разные судьбы» и «Сердце бьётся вновь». Хотя роли были эпизодическими, актёр обратил на себя внимание.

"Очень важная персона"
"Очень важная персона"

Именно в это время режиссёр Сергей Герасимов начал кастинг на экранизацию «Тихого Дона». Он подходил к выбору актёров с особой тщательностью, стремясь найти тех, кто бы идеально воплощал литературных героев.

Внешность и внутренний склад Николая Смирнова подошли как нельзя лучше для роли Петра Мелехова — брата главного героя. При этом его не нужно было долго обучать особенностям деревенского быта: уроженец подмосковной деревни, он с детства умел и пахать, и косить, и держаться в седле. Эти навыки, органично вплетённые в образ, и подкупили Герасимова.

"Тихий Дон"
"Тихий Дон"

После выхода «Тихого Дона» имя Смирнова стало узнаваемым. Он начал регулярно сниматься, и за короткий период до 1961 года появился в десятке кинолент.

Однако в 1961 году произошёл перелом, о котором сам актёр предпочитал не распространяться. Ему было всего 37 лет, но, по всей видимости, внутренний кризис оказался слишком тяжёлым. По невыясненным до конца причинам он совершил попытку самоубийства, последствия которой оказались трагическими — Николай Андреевич потерял руку и стал инвалидом.

"Живет такой парень"
"Живет такой парень"

Парадоксально, но именно с этого момента его актёрская судьба резко изменилась в лучшую сторону. Режиссеры словно бы разглядели его. Через год после трагедии он снова вернулся на съёмочную площадку — и началась его вторая, необычайно плодотворная творческая жизнь. С 1963 года он снимался почти непрерывно, часто в ролях второго плана, но всегда — ярко, достоверно, запоминающе.

Иногда создавалось впечатление, что он вовсе не играет — просто живёт в кадре. Его персонажи словно были взяты из самой жизни — простые, знакомые, человечные. Его героев зритель принимал как родных.

"Доброе утро"
"Доброе утро"

Особую главу в его биографии составляют работы с Татьяной Лиозновой. Он снялся в трёх её фильмах, и особенно полюбился зрителю в роли однорукого дяди Егора в картине «Память сердца». Его герой нежно и беззаветно любит Нюру — героиню фильма, и одна только его фраза: «Ты как в деревне появилась — так всё будто засияло» — раскрывает весь характер персонажа.

"Дальние страны"
"Дальние страны"

Удивительно, что в «Семнадцати мгновениях весны» Лиознова для него не нашла даже небольшой роли, хотя, казалось бы, в военной среде увечные солдаты и инвалиды были вполне уместны.

Он работал и с Василием Шукшиным — снялся в фильмах «Странные люди» и «Живёт такой парень», где исполнил роль соседа по палате фантазёра Пашки Колокольникова. Особенно органичен он был в образах крестьян — искалеченных, но несломленных людей, прошедших войну и сохранивших достоинство.

"Сибирячка"
"Сибирячка"

Интересно, что режиссёры часто так снимали Смирнова, что его инвалидность оставалась незаметной. Харизма и внутренняя сила его персонажей с лихвой перекрывали физическую особенность.

За свою долгую карьеру он сыграл более 60 ролей в кино, и каждая из них — отдельная история. В 1980-х актёр переселился в Дом ветеранов кино в Матвеевском. Он ушёл на пенсию в 60 лет, и, оставшись один, выбрал место, где за ним могли бы ухаживать. Однако даже на покое он не оставлял кино: в конце 80-х и начале 90-х он ещё пять раз появился на экране. Его последняя роль — самогонщик Копцов в криминальной драме «Неустановленное лицо» (1990).

"Неустановленное лицо"
"Неустановленное лицо"

Несмотря на внушительную фильмографию и всенародную любовь, никаких званий и наград Николай Смирнов, увы, так и не получил. Но в памяти зрителей он остался навсегда.

Также смотрите: