Джон Локк (1632-1704) – выдающийся английский философ и политический мыслитель, один из главных основоположников эмпиризма, сенсуализма и идеологии либерализма. Его труды, особенно "Опыт о человеческом разумении" и "Два трактата о правлении", оказали огромное влияние на развитие философии, политической теории и практики, в частности, на американскую Декларацию независимости и французскую Декларацию прав человека и гражданина.
Учение о бытии: Опыт и проблема субстанции
В вопросах онтологии Локк был осторожен, что соответствовало его эмпирической установке.
· Опыт как основа: Он считал, что мы можем знать только то, что дано нам в опыте. Поэтому рассуждения о глубинной сущности бытия, выходящие за пределы опыта, он рассматривал как спекулятивные.
· Идея субстанции: Локк не отрицал существование субстанции (как материальной, так и духовной), но утверждал, что ее истинная природа непознаваема для нас. Субстанция – это нечто неизвестное ("не знаю что"), что служит опорой или носителем воспринимаемых нами качеств. Мы имеем идею субстанции, но эта идея смутна и возникает из привычки воспринимать определенные качества всегда вместе.
· Первичные и вторичные качества: Локк проводил важное различие между качествами тел:
· Первичные качества: Это неотъемлемые свойства самих тел, которые существуют в них независимо от нашего восприятия. К ним относятся протяженность, форма, плотность, движение, покой, число. Наши идеи первичных качеств адекватны, то есть соответствуют самим качествам.
· Вторичные качества: Это качества, которые не присущи самим телам, а представляют собой способности тел вызывать в нас определенные ощущения посредством своих первичных качеств. К ним относятся цвет, звук, вкус, запах, тепло, холод. Наши идеи вторичных качеств неадекватны, они не похожи на сами качества в телах, а являются лишь результатом воздействия тел на наши органы чувств.
Учение о познании: "Чистая доска" и опыт
Центральное место в философии Локка занимает его теория познания (эпистемология), изложенная в "Опыте о человеческом разумении".
· Критика теории врожденных идей: Локк решительно отвергал теорию врожденных идей (как теоретических, так и моральных), доказывая, что человеческий разум при рождении подобен "чистой доске" (tabula rasa), на которой опыт постепенно пишет свои письмена. Все наши идеи происходят из опыта.
· Два источника опыта (сенсуализм):
1. Ощущение (sensation): Это внешний опыт, источником которого являются внешние материальные вещи, воздействующие на наши органы чувств. Через ощущения мы получаем идеи о внешних качествах тел (цвет, звук, форма и т.д.).
2. Рефлексия (reflection): Это внутренний опыт, источником которого является наблюдение нашего ума за своей собственной деятельностью. Через рефлексию мы получаем идеи о деятельности нашего ума (мышление, воля, вера, сомнение и т.д.).
· Простые и сложные идеи:
· Простые идеи: Это элементарные, далее неразложимые идеи, которые ум пассивно получает из ощущения или рефлексии (например, идея определенного цвета, звука, тепла, идея мышления, желания). Ум не может ни создать, ни уничтожить простую идею.
· Сложные идеи: Это идеи, которые ум активно конструирует из простых идей путем их соединения, сопоставления и абстрагирования. К сложным идеям относятся идеи модусов (свойств, не существующих самостоятельно, например, "красота", "благодарность"), субстанций (представления об отдельных вещах как носителях качеств) и отношений (например, "причина и следствие", "тождество и различие").
· Степени знания: Локк выделял три степени достоверности знания:
0. Интуитивное знание: Самое ясное и достоверное знание, когда ум непосредственно и без всякого сомнения усматривает соответствие или несоответствие двух идей (например, "белое не есть черное", "круг не есть треугольник"). Таким образом мы познаем собственное существование.
1. Демонстративное знание: Знание, достигаемое путем рассуждения, через цепь промежуточных идей (доказательств). Таково знание математических истин и, по мнению Локка, существования Бога.
2. Сенситивное (чувственное) знание: Знание о существовании единичных внешних вещей, получаемое через ощущения. Оно менее достоверно, чем интуитивное и демонстративное, так как ограничено моментом непосредственного восприятия.
Естественное состояние общества: Свобода и естественный закон
В отличие от Гоббса, Локк представлял естественное состояние не как "войну всех против всех", а как состояние относительного мира, свободы и равенства, управляемое естественным законом (законом разума).
· Свобода и равенство: В естественном состоянии все люди свободны распоряжаться своей личностью и собственностью в границах естественного закона и равны в своих правах.
· Естественный закон: Это закон разума, который предписывает, что никто не должен посягать на жизнь, здоровье, свободу и собственность другого, поскольку все люди являются творениями Бога и равны перед ним.
· Естественные права: Каждый человек от рождения обладает неотчуждаемыми естественными правами, к которым Локк относил прежде всего право на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность возникает из труда: то, что человек извлекает из природы своим трудом, становится его собственностью.
· Неудобства естественного состояния: Хотя естественное состояние не является состоянием войны, оно имеет существенные недостатки: отсутствие установленного закона, беспристрастного судьи и силы, способной привести в исполнение справедливое решение. Это делает пользование естественными правами ненадежным.
Учение о государстве: Общественный договор и ограниченное правление
Для преодоления неудобств естественного состояния и надежной защиты своих естественных прав люди заключают общественный договор и создают государство.
· Цель государства: Главная цель государства – сохранение и защита естественных прав граждан: жизни, свободы и собственности.
· Ограниченное правление: Власть государства не является абсолютной, а ограничена теми целями, ради которых оно было создано. Если правительство нарушает естественные права и общественный договор, народ имеет право на сопротивление и свержение тиранической власти.
· Разделение властей: Для предотвращения узурпации власти Локк предложил принцип разделения властей на:
· Законодательную власть: Высшая власть в государстве, издающая законы. Она должна принадлежать представительному органу.
· Исполнительную власть: Приводящая законы в исполнение. Она должна быть отделена от законодательной.
· Федеративную власть: Ведающая внешними сношениями (вопросы войны, мира, союзов).
· Верховенство закона: Никто, включая правителей, не может стоять выше закона.
Учение о морали: Опыт, разум и закон
Моральные представления, по Локку, также имеют опытное происхождение.
· Добро и зло связаны с удовольствием и страданием: Мы называем добром то, что способно вызывать или увеличивать удовольствие, или уменьшать страдание. Злом – то, что способно вызывать или увеличивать страдание, или уменьшать удовольствие.
· Три вида законов, определяющих мораль:
1. Божественный закон: Воля Бога, открываемая через откровение или естественный свет разума. Он является высшим критерием морали.
2. Гражданский закон: Предписания законодательной власти государства, определяющие права и обязанности граждан.
3. Закон общественного мнения (или закон репутации/добродетели и порока): Неписаные правила и нормы, принятые в обществе, одобрение или осуждение которых влияет на поведение людей.
· Роль разума: Хотя моральные идеи происходят из опыта, разум играет важную роль в познании естественного закона и определении того, что соответствует божественному закону и способствует общему благу.
Заключение
Философия Джона Локка оказала огромное и продолжительное влияние на развитие западной мысли. Его эмпирическая теория познания стала фундаментом для последующих эмпириков и оказала воздействие на развитие психологии. Его политическая философия, основанная на идеях естественных прав, общественного договора, ограниченного правления и права на сопротивление тирании, легла в основу либеральной демократии и вдохновила многие революционные движения. Локк по праву считается одним из величайших мыслителей эпохи Просвещения.